Сталинец. 1944 г. Декабрь.

„С талинец '1 13 декабря 1944 г. № 21. Бывалые североморцы рассказывают С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ВОЙНЫ Я—участник обороны Советского Заполярья с первых дней вой­ ны. 22 июня 1941 года мы, североморцы одного из эсминцев, поклялись до последней капли крови защищать Советское За­ полярье. Враг расчитывал одним брос­ ком занять важный порт стра­ ны, столицу Советского Севера— Мурманск. Но он наткнулся на стойкое сопротивление моряков и красноармейцев. Эсминец, на котором я слу­ жил, выполнял многие важные боевые задания. Четыре раза мы ходили в набеговые опера­ ции, трижды — на постановку мин на путях во вражеские ба­ зы, много раз конвоировали транспорты союзников. Десятки раз нам приходилось обстрели­ вать вражеские войска из своих орудий. Надежды врага захватить Мурманск оказались тщетными. Вместо Мурманска немцы полу­ чили но три аршина земли. Отрадно было услышать, что правительство так высоко оце­ нило наши боевые дела, учре­ див медаль „За оборону Совет­ ского Заполярья11. Северный Военно - Морской Флот за время Отечественной войны вырос и окреп. Люди Северного Флота, патриоты Со­ ветской отчизны, всегда готовы выполнить любое задание, чтобы ускорить нашу окончательную победу над врагом. Старший краснофлотец А. Барышѳв. На защите северных морских путей С 11)42 года я на Северном фло­ те. Корабль, на котором я слу­ жил, выполнял самые сложные Соевые задания и покрыл себя славой. -Он конвоировал тран­ с/юрты союзников, нес дозор­ ную службу на коммуникациях противника, участвовал во все- в о і м ож ны х боевых операциях. Мне вспоминается эпизод, когда 1 ГШ 1 корабль участвовал is (I іерацші но разгрому вражес­ ких береговых батарей в нояб­ ре, 1942 года. Корабль вошел в Ара-губу и огнем своей артил­ лерии разнес вирах вражеские доты и дзоты. В январе 1943 года наш ко­ рабль перехватил караван не­ мецких судов, шедших в Пет­ само. В составе каравана были транспорты с войсками и цен­ ными военными грузами. Кара­ ван шел в охранении. Метким торпедным залпом нашего ко­ рабля был потоплен большой транспорт. Вместе с другими наш ко­ рабль 1 ! любую погоду бороздил воды Варенііоза моря, часто встречая транспорты союзников у самого octj ова Медвежьего. Старший краснофлотец И. Шмелев. ОС.' ОО ОС ОС ОС ОС' 'ОС' ОО ОС' ОС' ОС' ОС Х о з я е в а к у б р и к а Дневальные" в | жилых поме­ щениях корабля выполняют от­ ветственную задачу. Они под­ держивают чистоту в кубрике, следят за сохранением красно­ флотского личного имущества и несут полную ответственность за кубрик. Это полные хозяева кубрика. Если дневальный неря­ ха, то молено не сомневаться, кубрик у него будет в бес­ порядке. В нашем подразделении ко­ тельных машинистов лучше всех несут вахту дневального по кубрику, краснофлотцы Триз- ненко, Чижов и Заболотский. Они тщательно готовят свое обмундирование перед заступ­ лением на вахту, имеют всегда образцовый вид. Инструк­ цию дневального по кубрику они выполняют в точности, тщательно наблюдают за чисто­ той помещения, за личным сос­ тавом, при появлении командо­ вания подразделения или кораб­ ля четко и быстро отдают ра­ порт. Они следят за точным исполнением сигналов с вахты и образцово выполняют прика­ зания дежурного по подразде­ лению. Примеру таких дневальных как тт. Тризненко, Чижов и Заболотский должны следовать все краснофлотцы. Тогда во всех наших кубриках будут об­ разцовая чистота и порядок. На вахте коммунист тов. Богдан Понимая исключительную важ­ ность своего дела, бдительно не­ сет вахту дневальный по баш­ не старший краснофлотец—ком­ мунист т. Богдан. Он строго вы­ полняет инструкцию, добросове­ стно и любовно относится к сво­ им обязанностям. Когда на пах­ те стоит т. Богдан, в башне пол­ ный порядок. Он никогда не получал замечаний от командо­ вания за какие-лиоо недостатки на вахте. Любовное отношение к сво­ им обязанностям коммуниста т. Богдан—пример для всех комен­ доров и артэлектриков, несущих службу в артиллерийском наря­ де. Старшина 2-ой статьи И. Цигрик. П О З О Р Н Ы Е Ф А К Т Ы Ф а к ты , о которых идет речь ниже , не ти ­ пичны для нашего корабля. Они — исключение. Но мы должны быть нетерпимы к малейшему прояв­ лению бескультурья и дикости на нашем корабле. Наше общественное мнение должно сурово ополчиться против всего, что м ож е т запятнать честь корабля. Боец нашего корабля должен быть образцом морской к у л ь ту ры в бою, в труде и в быту, в самом важном и в „м е л о ч а х " . За морскую к ул ь т ур у , товарищи ! Краснофлотец УШИ ВЯНУТ... Краснофлотец—кок т. Карсим, неплохой специалист, знает свое дело. Но, отдавая распоря­ жения краснофлотцам-рабочим по камбузу, т. Карсим позволяет себе ругаться последними сло­ вами. Свою работу — будь это засыпка продуктов в . котел или раздача пищи — он всегда сопровождает трехэтажными не­ цензурными словами. Когда работаешь с другими коками — приятно выполнить любое поручение, потому что к тебе обращаются культурно, по-морскому, а от «речей» т. Карснма уши вянут. Краснофлотец И. Федотов . ПРОТИВ БЕСКУЛЬТУРЬЯ И. Суханов. B ' носовом краснофлотском галыоне чистота поддерживается дневалыюй службой недостаточ­ но тщательно. На стенках иног­ да появляются заборные, позо­ рящие моряков надписи. Видно не перевелись еще хулиганы и не получают они должного от­ пора. Некоторые из краснофлотцев. несущих вахту в этом помеще­ нии, просто отбывают свой но­ мер и не стремятся навести здесь надлежащего порядка. Пора объявить беспощадную войну попыткам, хулиганства и другим проявлениям бескульту­ рья и дикости. Краснофлотец Ф . С—в. I оварищей, о которых пойдет здесь речь, мы не будем назы­ вать по фамилии. Так мы усло­ вились. Был с ними разговор но душам и оба они дали сло­ во, что больше не будут нару­ шать дисциплины. Поверим им. Они ведь комсомольцы, а слово комсомольца—твердое слово. Но причины их проступков не без­ ынтересны для многих. Товарищи А. и Б. очень мо­ лоды. Им по восемнадцати лет. Они росли и учились в боль­ ших городах, окончили ко 7-8 к іассов десятилетки и добро­ вольцами ношли во флот. После успешно завершенной специаль­ ной подготовки они были от­ командированы на наш корабль. II тут начались некоторые «тре­ пня». Короче говоря, у каждо­ го из них набралось уже мно­ го взысканий за нарушение дисциплины. За ними числятся такие проступки, как пререка­ ния с командиром и многие другие, вплоть до попыток за­ теять драку с товарищем. Оба они, по общему признанию, «тянут отделение назад». Как могло это случиться? Два моло­ дых советских патриота, ком­ сомольцы - энтузиасты, добро­ вольно, но своему выбору и желанию ставшие краснофлот­ ца ѵін, оказались не в состоянии выполнить простейших требо­ вали й корабелыюй дисципли ны . Отец товарища А .— гвардеец, танкист. Он сражается на Юге. Кго, понятно, очень огорчило и! а плохое поведение сына. Винить тут некого, кроме с<-бн. откровенно признается А. Я и не оправдываюсь. А Разговор по душам .ОС' о о ОС' ос ..0С> ОО ОСі О!.' СО ОО ОС1ОС СО ОС' ОО ОС' ОО ОО СО ОС ОО ОС ОС' ОО ОС- ОС, ос- ОО ОС ОС ОС а ос' ОС ОС СО СУ, С о Т х ОС ос СО ОС. ОО ОС ОС- О С О С ОС ОТ ОС ОС- ОС' ОС ОС ОС' — А я так думаю: надо вам прежде всего втянуться в служ­ бу, порядок ее обдуман давно, испытан на практике, и не вам его изменять. Надо познать и полюбить свой корабль. Познать и полюбить Заполярье и Ба­ ренцево море—это же высшая академия для любого моряка! Чем больше будете узнавать, тем интересней служить будет. Ведь какие замечательные люди отсюда, из этих мест, вышли— и мореплаватели и летчики и военные морри !.. Пригласите к себе кого-нибудь из бывалых североморцев, таких много на корабле—пусть расскажут. И с товарищами потом обсудите. Дружней с товарищами надо жить. Флот своей морской друж­ бой и взаимной выручкой Ѣ бою славится, а вы в драку с то­ варищем лезете. Драться надо с . врагом, драться по-матросски, яростно и неукротимо, а това­ рищ рядом с вами в бою будет стоять, с товарищем дружить надо. Собрались бы в кубрике, да обо всем об этом.потолкова­ ли бы вместе. Докладчика тут специального, пожалуй, и не по­ требуется.. Поговорили бы по ду­ шам, как сейчас говорили... —Я уж и сам об этом поду­ мал. Обязательно так сделаем... пререкаться с нашим команди­ ром отделения па моем месте и вы бы стали. Что он—боль­ ше моего знает? Учились мы вместе, он мой ровесник, все у нас одинаково и вдруг его назначают моим начальником... — Допустим, что специаль­ ность вы оба знаете одинаково. Но можно наверняка сказать, что он дисциплинированней и ис­ полнительней, чем вы. Иначе назначили бы командиром отде­ ления вас, а не его. —Это то верно, — вздыхая, соглашается А. Товарищ Б. говорит: —Я—квалифицированный рабо­ чий. Мне восемнадцать лет, а меня на производстве по имени- отчеству величали, за стаха­ новскую работу горсовет квар­ тиру в премию дал. Я по ты­ сяче восемьсот рублей в месяц зарабатывал, сам хозяином был, мать и сестренок содержал. Не так вышло, как я думал. Лучше бы я на другие корабли попал. Негде мне тут себя проявить. А у меня всегда одна мысль была— стремление к славе. На производстве я своего достигал, а здесь не получается. Там я к самостоятельности привык, а здесь каждый шаг указыва­ ют... Из-за этого и нарушения бывают. — Вряд ли у вас на других кораблях лучше пошло бы. —Мне так кажется. —Стремление к славе—хоро­ шее стремление. Оно окрыляет каждого ■военного человека, двигает вперед, на подвиги. Но вы хотите славы только для себя, и в этом ваша ошибка. На море победу и славу завое­ вывает весь коллектив корабля. Разве могла бы выиграть матч футбольная команда, где каж ­ дый играет сам по себе, забо­ тясь о своей личной, а не об об­ щей победе? — Так то же футбол! Там без хорошей пассовки, без сыг­ ранности команды матча не выиграть. —Действия команды корабля требуют такой яге и даже еще большей согласованности и сыг­ ранности. Слыхали о северо­ морском Герое Советского Союза Лунине? — Это подводил1?, который «Тирпица» атаковал? — Да. Он требует от своих бойцов крепкой спайки и вели­ чайшего терпения. Долгими не­ делями ищет врага подводная лодка. А встретит—бой продол­ жается короткие мгновения. И надо обязательно -победить, надо быть всегда готовым к этим мгновениям каждому члену экипажа. Один оплошает—всех подведет! Ошибаться нельзя. Корабль существует для боя, и ради коротких минут боя моряки всю жизнь учатся, совершенст­ вуют свое мастерство, воспиты­ вают свою волю. Стать Волевым, наѵчнться командовать другими можно только научившись под­ чиниться. В этом .с т а не толь­ ко корабельного, но и любого другого коллектива — будь это футбольная команда, или ор­ кестр. Надо любить свое дело, свой корабль — беззаветно, са­ моотверженно, тогда и слава придет. Больно уж быстро ра­ зочаровались вы в своем кораб­ ле, еще и не вкусив по насто­ ящему флотской службы. Как не понять: вас влекла романти­ ка войны и моря, вот и вы пошли во флот. Заводские де­ вушки вас с цветами провожа­ ла. «Пиши о своих подвигах, возвращайся Героем Советского Союза!» А тут пришлось ме­ дяшку драить, приборку делать, койки вязать, на вахте стоять. Будни! Где же романтика, о которой столько читать прихо­ дилось? Но эту будничную шко­ лу проходил любой Герой Со­ ветского Союза и командир на­ шего корабля. Без этой школы нельзя стать героем и большим командиром. Присмот­ ритесь хорошенько к своему кораблю, познакомьтесь с ним от киля до клотика. Припомни­ те—сколько вы па нем уже по­ видали, да представьте, сколько еще повидать сможете. Разве это не романтика? Вам же сейчас любой юноша в стране завидует, а вы недовольны! Кого же ви­ нить ? — Винить тут некого. Сам виноват. — Это верно, но где же вы- X0; ? -Вот этого я и не знаю. Бор. Яглинг. ГМ 131 ( i l l Редакция выносит статью „Р а з го в о р по д у ш а м " на об­ сужде н ие читателей и про­ сит высказаться по за трону ­ тым вопросам на страницах нашей га зе ты . Ответственны* редактор В. ЛОМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz