Сталинец. 1944 г. Декабрь.
2 „Сталинец" 21 декабря 1944 г. № 22. С ИМЕНЕМ СТАЛИНА НАДПИСЬ НА СКАЛЕ Золотые литеры «СФ» на но гонах наших североморцев. Они горят червонным пламенем. Спросят североморца где-ни будь в глубоком тылу, когда приедет в отпуск: — А что эти буквы значат? —Северный флот, — ответит североморец и обязательно до бавит, что создан наш флот самим товарищем Сталиным. — Расскажи,—попросят севе роморца. И он расскажет: Он расскажет' о заполярной бухте, красавице бухте, береж но укрытой гранитными кря жами могучих скал. Арктичес кая декабрьская ночь сегодня над бухтой. Бледное морозное небо расцвечено праздничными феерическими огнями северного сияния. Фиолетовым, Сверкаю щим в ночи снегом одеты ска лы. И на вершине самой вели чественной, хрустально-льдис той скалы начертано имя Сталина—знамя нашего флота. Исполинская надпись всегда на поминает о самом дорогом для каждого североморца: ЗДЕСЬ БЫЛ 22 июля 1933 г. основатель и создатель СЕВЕРНОГО ФЛОТА в е л и к и й С Т А Л И Н . Далеко видны эти слова на скале и силуэт любимого вождя! Надпись обращена па норд-вест. Она провожает корабли, ухо дящие в бой- Она напутствует: «На вест, североморцы!». Она приветствует победителей, вер нувшихся с моря. Она напоми нает молодым и бывалым севе роморцам о первой славной стра нице истории Северного флота... ' ВСТРЕЧА. Весной 1933 года шли из Балтики на Север первые бое вые корабли Северного флота. Они шли но сталинскому вод ному пути—по новому, только что' законченному Беломорско- Балтийскому каналу. 21 июля 1933 года корабли достигли порта Сорока (Бело морск) и завершили свой путь но каналу. Предстоял заключи тельный переход - из Белого моря в Кольский залив, в но вую базу. ' Старейшие североморцы на всегда запомнили этот истори ческий для флота день. В этот день товарищ Сталин вместе с С. М. К и р о в ы м и К. Е. Ворошиловым посетили боевые корабли Северного флота. Следом за миноносцами и под водными лодками в шлюзе №19 показался «Анохин». Это был пароходик-ветеран, более полу века курсировавший по Ладож скому озеру. Герой Советского Союза контр- адмирал Колышкин был тогда вахтенным командиром иа под водной лодке «Д-1». Он расска зывает: «Я дежурил, когда сигналь щик стоявшего рядом миноносца передал семафором, что в шлюз № 19 входит пароход «Анохин». Через несколько минут, по смотрев в дальномер, сигналь щик воскликнул: — На мостике «Анохина» товарищ Сталии! Я было схватился за бинокль, но в это время но семафору пришел приказ: / — Личному составу собрать ся на шлюзе! Трудно передать, какое вол нение охватило краснофлотцев и командиров. Мгновенно разнеслась по ко раблям весть, что--" на борту «Анохина» находятся товарищ Сталин, Ворошилов и Киров...» Североморцы быстро собра лись у шлюза. Шеренги выстраивались и подравнивались, а восторжен ный гул все не утихал,—севе роморцы радостно приветствова ли любимого вождя. Товарищ Сталин стоял перед нами на палубе парохода! Он был в сером полувоенном кос тюме, в обычной своей фураж ке, в высоких сапогах. Он при ветливо махал рукой — простой и близкий, самый родной и самый старший товарищ. Имен но таким и живет он в пред ставлении миллионов—величай ший из современников, вопло щающий извечные мечты чело вечества о свободе и счастьи. Жизнь его — олицетворение ве ликой ленинской правды и стальной большевистской ноли к борьбе и победе. И теперь он, великий Сталин, стоял перед североморцами и с отеческой лаской вглядывался в дружную семью краснофлотцев. Краснофлотцы грянули «ура». Людям хотелось открыть душу, хотелось сказать о переполняв ших их чувствах, и все, что они ощущали, они вложили в свое русское матросское «ура», долго бушевавшее над старым пароходиком, стоявшим в шлю зе. На мгновение наступила ти шина. Прозвучала команда «смирно!». Товарищ Сталин и его соратники сошли с парохо да и приблизились к застыв шим шеренгам. «Приняв рапорт, товарищ Ворошилов произнес короткую яркую речь,—вспоминает участ ник перехода на Север вице- адмирал Платонов.—После Кли мента Ефремовича с пламенны ми словами о процветании Се вера и обороне его морских границ выступил Сергей Миро нович Киров. Товарищ Ворошилов спросил у краснофлотцев: «Нет ли пре тензий?». И тут кто-то несмело заявил: «Просим выступить товарища Сталина!». Все как-будто этого только и ждали. Буря” рукоплесканий ра зорвала тишину. По нашим лицам и несмолкающим аплодис ментам Иосиф Виссарионович понял, что удовлетворить пас можно только исполнив общее желание. Он подошел ближе к строю, простым знакомым дви жением руки водворил тишину и, с присущей ему ясностью и образностью, изложил задачи, поставленные страной и парти ей Перед нашим флотом». Товарищ Сталин об‘яснил тогда молодым североморцам — зачем идут в Арктику боевые суда. Открытые в океан пути, незамерзающие порты Севера и его несметные богатства нуж даются в падежной защите. Это только первые корабли, но за ними придут сюда еще и дру гие, и их будет не мало,столь ко, сколько нужно, чтобы ох ранять северные рубежи нашей родины. И еще сказал товарищ Сталин, что благодарит личный состав за успешное проведение боевых кораблей. Овацией, долгим и несмол кающим «ура» закончился этот неожиданный митинг, Взволно ванные, полные неизгладимых впечатлений, расходились севе роморцы по кораблям. А на ко раблях их ожидала новая ра достная весть: товарищ Сталин сейчас придет в гости к моря кам. Первым товарищ Сталин по сетил один из миноносцев. «Он поднялся на палубу, — вспоми нает вице-адмирал Платонов, — побеседовал с командирами и краснофлотцами. В его простых и значительных словах, все чувствовали тепло и ласку, а в его взгляде—любовь и поощре ние. Мы стояли рядом и с трево гой думали: придет ли товарищ Сталин и на наш корабль? Нам или другим счастливцам доста нется радость встречи с вождем на своем корабле? Товарищ Сталин пришел к нам иа корабль. И как-то не- верилось, что он среди нас, такой простой, внимательный, родной. Он поздоровался со все ми, осматривал механизмы, ин тересовался всем. Здесь он был еще ближе нам. Казалось, что он член нашего экипажа, что он был всегда с нами и никуда не уйдет от пас...». С миноносца товарищ Сталин и Ворошилов сошли по трапу на палубу стоявшей рядом под водной лодки «Д-1» (товарищ Киров остался с краснофлотцами на миноносце). Это была пер вая подводная лодка, построен ная на стапелях.советской вер- фи. Дорогие гости приняли ра порт Колышкина, поздоровались с командой и пошли к люку. Они хотели осмотреть первую советскую подводную лодку. Краснофлотцы передавали йо том, что товарищ Сталин даже комингса ногой не задел. Спу стился в лодку как настоящий подводник. «Обходя подлодку и разгова ривая с командным составом,— вспоминает контр-адмирал Ко- лыіикнн,—Иосиф Виссарионович делал столь меткие замечания, что порой казалось будто ои всю жизнь занимался военно- морским делом. Товарищ Сталин тепло побеседовал с. красно флотцами и командирами, рас спросил каждого в отдельности как он себя чувствует после трудного перехода...». Воодушевив молодых северо морцев, товарищи Сталин, Киров и Ворошилов сердечно прости лись с моряками и покинули корабли. ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ Товарищи Сталин, Киров и Ворошилов продолжали путь на Север ио железной дороге. В ту же ночь поезд умчал их за По лярный Круг, в Мурманск. У мурманской пристани уже под жидал специально приготовлен ный для рейса морской буксир «Буревестник» (ныне буксир № 106 Северного флота). «Буревестником» командовал тогда В. Чухчин. Уже немоло дой и опытный моряк, с пер вых дней Отечественной войны он пошел в действующий флот, командовал подразделением се вероморских сторожевых кате ров. Теперь старший лейтенант Чухчин преподает морскую прак тику в об‘единенной школе имени Героя Советского Союза И. М. Сивкова. Рано утром 22 июля 1933 года капитан «Буревестника», весьма волнуясь, стоял на мо стике своего корабля, ожидая прибытия пассажиров, о кото рых его лишь предупредили, что это очень почетные гости. Но кто именно пойдет на борту буксира, Чухчин не знал. «Если б я знал, — признается Чухчин,— кто будет моим пассажиром, я бы наверное, совсем растерялся. Лекго представить, как я был ошеломлен, когда увидел в би нокль, что из подошедшего к станции специального поезда вышел... товарищ Стали»! Он был в шинели и курил трубку.' Следом вышли т о в а р и щ и Ворошилов и Киров». Товарищ Сталин и его сорат ники направились прямо к «Буре вестнику». Войдя на борт ко рабля, они приободрили вконец растерявшегося капитана, при няли рапорт, и, задав несколь ко вопросов, разрешили Чухчи- ну начать рейс. «Буревестник» пошел по Коль скому заливу, и товарищ Сталин, Ворошилов и Киров рассматри вали в бонокли берега и губы залива, делали пометки на ра зостланной перед ними на сто лике подробной карте, намечая, где строить базы\и устанавли вать батареи. Была легкая зыбь. Пройдя посреди залива, «Буревестник» вышел в море. С полчаса он продолжал путь на норд от тра верза Сеть-Наволока, а затем лег на обратный курс. На пути в Мурманск «Буре вестник» нордовым проходом вошел в Екатерининскую гавань. Товарищ Сталин внимательно осмотрел берега бухты, где он наметил создать город Поляр ное—базу молодого Северного флота, обменялся впечатлениями с товарищами К и р о в ы м и Ворошиловым, выразил свое удов летворение и разрешил возвра щаться в Мурманск. Тем же пу тем, обогнув Екатерининский остров с норда, «Буревестник» вышел в Кольский залив и на правился в Мурманск. Боевые корабли североморцев в это время продолжали итти к своей новой базе. Две недели спустя—5 августа 1933 года— они вошли в Мурманский порт. Торжественную встречу устроили трудящиеся города военным мо рякам, пришедшим охранять советские северные берега и воды. И там, где указал Сталин, на 69 параллели, североморцы соз дали базы своего флота, поста вили батареи, построили на ве личавых скалах над бухтой свой заполярный город. А в память о встрече с товарищем Сталиным и о посе щении любимым вождем северо морской бухты они начертали на вершине крутой скалы простую и строгую мемориальную над пись. О многом напоминает каждо му сегодня эта надпись. Она напоминает об историче ских днях, положивших начало Северному флоту. Она славит мудрость и гени альное предвиденье вождя, соз давшего флот в Заполярьи в тот же год, когда в Германии пришел к власти фашизм. В Отечественной войне против не мецко-фашистских захватчиков Северный флот, ставший на правом фланге великого фронта, с честью оправдал доверие вождя, достойно сражался и защитил советские северные порты и океанские пути, соединяющие нас с союзниками. ГЕНИЙ НАШЕГО НАРОДА Здесь, под этим небом, оза ренным фантастическими огнями северного сияния, военные мо ряки Заполярья не раз слыша ли уверенный сталинский голос. Они слышали его в суровое вре мя гитлеровского натиска позд ней осенью 1941 года и в ра достный праздник победного Ок тября 1944 года. Скоро они услышат его в торжественный день, когда знамя нашей победы взовьется над Берлином. Здесь, на самом северном краю родной земли, в штормовом Ба- ренцовом море, в леденящих ветрах арктического неба, в глу боких снегах скалистого побе режья дрались, проливали свою кровь и побеждали североморцы. Герои морских н воздушных атак, герои Муста-Тунтури и Печеиги, Маатти-Вуоно и Кир- кенеса—они дрались неукротимо и яростно, с истинно красно флотской, большевистской отва гой. Они дрались с именем Сталина на устах. И они по беждали. И они победили. Сегодня враг изгнан из на шего Заполярья. Далеко на заг- пад пронес Северный флот на своих знаменах п о б е д н о е сталинское имя. Над освобожденным от врага Заполярьем, над великой тунд рой и просторами Ледовитого океана гордо высится сегодня Скала с дорогой нашим сердцам надписью. Здесь был великий Сталии. Вместе со всем совет ским народом долгих лет жела ют североморцы гению нашего народа, любимому Сталину -в день его 65-летия! Бор. Яглинг. Ответственный редактор В. ЛОМОВ. ГМ131672
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz