Сталинец. 1944 г. Декабрь.

2 „Сталинец" 21 декабря 1944 г. № 22. С ИМЕНЕМ СТАЛИНА НАДПИСЬ НА СКАЛЕ Золотые литеры «СФ» на но­ гонах наших североморцев. Они горят червонным пламенем. Спросят североморца где-ни­ будь в глубоком тылу, когда приедет в отпуск: — А что эти буквы значат? —Северный флот, — ответит североморец и обязательно до­ бавит, что создан наш флот самим товарищем Сталиным. — Расскажи,—попросят севе­ роморца. И он расскажет: Он расскажет' о заполярной бухте, красавице бухте, береж­ но укрытой гранитными кря­ жами могучих скал. Арктичес­ кая декабрьская ночь сегодня над бухтой. Бледное морозное небо расцвечено праздничными феерическими огнями северного сияния. Фиолетовым, Сверкаю­ щим в ночи снегом одеты ска­ лы. И на вершине самой вели­ чественной, хрустально-льдис­ той скалы начертано имя Сталина—знамя нашего флота. Исполинская надпись всегда на­ поминает о самом дорогом для каждого североморца: ЗДЕСЬ БЫЛ 22 июля 1933 г. основатель и создатель СЕВЕРНОГО ФЛОТА в е л и к и й С Т А Л И Н . Далеко видны эти слова на скале и силуэт любимого вождя! Надпись обращена па норд-вест. Она провожает корабли, ухо­ дящие в бой- Она напутствует: «На вест, североморцы!». Она приветствует победителей, вер­ нувшихся с моря. Она напоми­ нает молодым и бывалым севе­ роморцам о первой славной стра­ нице истории Северного флота... ' ВСТРЕЧА. Весной 1933 года шли из Балтики на Север первые бое­ вые корабли Северного флота. Они шли но сталинскому вод­ ному пути—по новому, только что' законченному Беломорско- Балтийскому каналу. 21 июля 1933 года корабли достигли порта Сорока (Бело­ морск) и завершили свой путь но каналу. Предстоял заключи­ тельный переход - из Белого моря в Кольский залив, в но­ вую базу. ' Старейшие североморцы на­ всегда запомнили этот истори­ ческий для флота день. В этот день товарищ Сталин вместе с С. М. К и р о в ы м и К. Е. Ворошиловым посетили боевые корабли Северного флота. Следом за миноносцами и под­ водными лодками в шлюзе №19 показался «Анохин». Это был пароходик-ветеран, более полу­ века курсировавший по Ладож­ скому озеру. Герой Советского Союза контр- адмирал Колышкин был тогда вахтенным командиром иа под­ водной лодке «Д-1». Он расска­ зывает: «Я дежурил, когда сигналь­ щик стоявшего рядом миноносца передал семафором, что в шлюз № 19 входит пароход «Анохин». Через несколько минут, по­ смотрев в дальномер, сигналь­ щик воскликнул: — На мостике «Анохина» товарищ Сталии! Я было схватился за бинокль, но в это время но семафору пришел приказ: / — Личному составу собрать­ ся на шлюзе! Трудно передать, какое вол­ нение охватило краснофлотцев и командиров. Мгновенно разнеслась по ко­ раблям весть, что--" на борту «Анохина» находятся товарищ Сталин, Ворошилов и Киров...» Североморцы быстро собра­ лись у шлюза. Шеренги выстраивались и подравнивались, а восторжен­ ный гул все не утихал,—севе­ роморцы радостно приветствова­ ли любимого вождя. Товарищ Сталин стоял перед нами на палубе парохода! Он был в сером полувоенном кос­ тюме, в обычной своей фураж­ ке, в высоких сапогах. Он при­ ветливо махал рукой — простой и близкий, самый родной и самый старший товарищ. Имен­ но таким и живет он в пред­ ставлении миллионов—величай­ ший из современников, вопло­ щающий извечные мечты чело­ вечества о свободе и счастьи. Жизнь его — олицетворение ве­ ликой ленинской правды и стальной большевистской ноли к борьбе и победе. И теперь он, великий Сталин, стоял перед североморцами и с отеческой лаской вглядывался в дружную семью краснофлотцев. Краснофлотцы грянули «ура». Людям хотелось открыть душу, хотелось сказать о переполняв­ ших их чувствах, и все, что они ощущали, они вложили в свое русское матросское «ура», долго бушевавшее над старым пароходиком, стоявшим в шлю­ зе. На мгновение наступила ти­ шина. Прозвучала команда «смирно!». Товарищ Сталин и его соратники сошли с парохо­ да и приблизились к застыв­ шим шеренгам. «Приняв рапорт, товарищ Ворошилов произнес короткую яркую речь,—вспоминает участ­ ник перехода на Север вице- адмирал Платонов.—После Кли­ мента Ефремовича с пламенны­ ми словами о процветании Се­ вера и обороне его морских границ выступил Сергей Миро­ нович Киров. Товарищ Ворошилов спросил у краснофлотцев: «Нет ли пре­ тензий?». И тут кто-то несмело заявил: «Просим выступить товарища Сталина!». Все как-будто этого только и ждали. Буря” рукоплесканий ра­ зорвала тишину. По нашим лицам и несмолкающим аплодис­ ментам Иосиф Виссарионович понял, что удовлетворить пас можно только исполнив общее желание. Он подошел ближе к строю, простым знакомым дви­ жением руки водворил тишину и, с присущей ему ясностью и образностью, изложил задачи, поставленные страной и парти­ ей Перед нашим флотом». Товарищ Сталин об‘яснил тогда молодым североморцам — зачем идут в Арктику боевые суда. Открытые в океан пути, незамерзающие порты Севера и его несметные богатства нуж­ даются в падежной защите. Это только первые корабли, но за ними придут сюда еще и дру­ гие, и их будет не мало,столь­ ко, сколько нужно, чтобы ох­ ранять северные рубежи нашей родины. И еще сказал товарищ Сталин, что благодарит личный состав за успешное проведение боевых кораблей. Овацией, долгим и несмол­ кающим «ура» закончился этот неожиданный митинг, Взволно­ ванные, полные неизгладимых впечатлений, расходились севе­ роморцы по кораблям. А на ко­ раблях их ожидала новая ра­ достная весть: товарищ Сталин сейчас придет в гости к моря­ кам. Первым товарищ Сталин по­ сетил один из миноносцев. «Он поднялся на палубу, — вспоми­ нает вице-адмирал Платонов, — побеседовал с командирами и краснофлотцами. В его простых и значительных словах, все чувствовали тепло и ласку, а в его взгляде—любовь и поощре­ ние. Мы стояли рядом и с трево­ гой думали: придет ли товарищ Сталин и на наш корабль? Нам или другим счастливцам доста­ нется радость встречи с вождем на своем корабле? Товарищ Сталин пришел к нам иа корабль. И как-то не- верилось, что он среди нас, такой простой, внимательный, родной. Он поздоровался со все­ ми, осматривал механизмы, ин­ тересовался всем. Здесь он был еще ближе нам. Казалось, что он член нашего экипажа, что он был всегда с нами и никуда не уйдет от пас...». С миноносца товарищ Сталин и Ворошилов сошли по трапу на палубу стоявшей рядом под­ водной лодки «Д-1» (товарищ Киров остался с краснофлотцами на миноносце). Это была пер­ вая подводная лодка, построен­ ная на стапелях.советской вер- фи. Дорогие гости приняли ра­ порт Колышкина, поздоровались с командой и пошли к люку. Они хотели осмотреть первую советскую подводную лодку. Краснофлотцы передавали йо­ том, что товарищ Сталин даже комингса ногой не задел. Спу­ стился в лодку как настоящий подводник. «Обходя подлодку и разгова­ ривая с командным составом,— вспоминает контр-адмирал Ко- лыіикнн,—Иосиф Виссарионович делал столь меткие замечания, что порой казалось будто ои всю жизнь занимался военно- морским делом. Товарищ Сталин тепло побеседовал с. красно­ флотцами и командирами, рас­ спросил каждого в отдельности как он себя чувствует после трудного перехода...». Воодушевив молодых северо­ морцев, товарищи Сталин, Киров и Ворошилов сердечно прости­ лись с моряками и покинули корабли. ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ Товарищи Сталин, Киров и Ворошилов продолжали путь на Север ио железной дороге. В ту же ночь поезд умчал их за По­ лярный Круг, в Мурманск. У мурманской пристани уже под­ жидал специально приготовлен­ ный для рейса морской буксир «Буревестник» (ныне буксир № 106 Северного флота). «Буревестником» командовал тогда В. Чухчин. Уже немоло­ дой и опытный моряк, с пер­ вых дней Отечественной войны он пошел в действующий флот, командовал подразделением се­ вероморских сторожевых кате­ ров. Теперь старший лейтенант Чухчин преподает морскую прак­ тику в об‘единенной школе имени Героя Советского Союза И. М. Сивкова. Рано утром 22 июля 1933 года капитан «Буревестника», весьма волнуясь, стоял на мо­ стике своего корабля, ожидая прибытия пассажиров, о кото­ рых его лишь предупредили, что это очень почетные гости. Но кто именно пойдет на борту буксира, Чухчин не знал. «Если б я знал, — признается Чухчин,— кто будет моим пассажиром, я бы наверное, совсем растерялся. Лекго представить, как я был ошеломлен, когда увидел в би­ нокль, что из подошедшего к станции специального поезда вышел... товарищ Стали»! Он был в шинели и курил трубку.' Следом вышли т о в а р и щ и Ворошилов и Киров». Товарищ Сталин и его сорат­ ники направились прямо к «Буре­ вестнику». Войдя на борт ко­ рабля, они приободрили вконец растерявшегося капитана, при­ няли рапорт, и, задав несколь­ ко вопросов, разрешили Чухчи- ну начать рейс. «Буревестник» пошел по Коль­ скому заливу, и товарищ Сталин, Ворошилов и Киров рассматри­ вали в бонокли берега и губы залива, делали пометки на ра­ зостланной перед ними на сто­ лике подробной карте, намечая, где строить базы\и устанавли­ вать батареи. Была легкая зыбь. Пройдя посреди залива, «Буревестник» вышел в море. С полчаса он продолжал путь на норд от тра­ верза Сеть-Наволока, а затем лег на обратный курс. На пути в Мурманск «Буре­ вестник» нордовым проходом вошел в Екатерининскую гавань. Товарищ Сталин внимательно осмотрел берега бухты, где он наметил создать город Поляр­ ное—базу молодого Северного флота, обменялся впечатлениями с товарищами К и р о в ы м и Ворошиловым, выразил свое удов­ летворение и разрешил возвра­ щаться в Мурманск. Тем же пу­ тем, обогнув Екатерининский остров с норда, «Буревестник» вышел в Кольский залив и на­ правился в Мурманск. Боевые корабли североморцев в это время продолжали итти к своей новой базе. Две недели спустя—5 августа 1933 года— они вошли в Мурманский порт. Торжественную встречу устроили трудящиеся города военным мо­ рякам, пришедшим охранять советские северные берега и воды. И там, где указал Сталин, на 69 параллели, североморцы соз­ дали базы своего флота, поста­ вили батареи, построили на ве­ личавых скалах над бухтой свой заполярный город. А в память о встрече с товарищем Сталиным и о посе­ щении любимым вождем северо­ морской бухты они начертали на вершине крутой скалы простую и строгую мемориальную над­ пись. О многом напоминает каждо­ му сегодня эта надпись. Она напоминает об историче­ ских днях, положивших начало Северному флоту. Она славит мудрость и гени­ альное предвиденье вождя, соз­ давшего флот в Заполярьи в тот же год, когда в Германии пришел к власти фашизм. В Отечественной войне против не­ мецко-фашистских захватчиков Северный флот, ставший на правом фланге великого фронта, с честью оправдал доверие вождя, достойно сражался и защитил советские северные порты и океанские пути, соединяющие нас с союзниками. ГЕНИЙ НАШЕГО НАРОДА Здесь, под этим небом, оза­ ренным фантастическими огнями северного сияния, военные мо­ ряки Заполярья не раз слыша­ ли уверенный сталинский голос. Они слышали его в суровое вре­ мя гитлеровского натиска позд­ ней осенью 1941 года и в ра­ достный праздник победного Ок­ тября 1944 года. Скоро они услышат его в торжественный день, когда знамя нашей победы взовьется над Берлином. Здесь, на самом северном краю родной земли, в штормовом Ба- ренцовом море, в леденящих ветрах арктического неба, в глу­ боких снегах скалистого побе­ режья дрались, проливали свою кровь и побеждали североморцы. Герои морских н воздушных атак, герои Муста-Тунтури и Печеиги, Маатти-Вуоно и Кир- кенеса—они дрались неукротимо и яростно, с истинно красно­ флотской, большевистской отва­ гой. Они дрались с именем Сталина на устах. И они по­ беждали. И они победили. Сегодня враг изгнан из на­ шего Заполярья. Далеко на заг- пад пронес Северный флот на своих знаменах п о б е д н о е сталинское имя. Над освобожденным от врага Заполярьем, над великой тунд­ рой и просторами Ледовитого океана гордо высится сегодня Скала с дорогой нашим сердцам надписью. Здесь был великий Сталии. Вместе со всем совет­ ским народом долгих лет жела­ ют североморцы гению нашего народа, любимому Сталину -в день его 65-летия! Бор. Яглинг. Ответственный редактор В. ЛОМОВ. ГМ131672

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz