Советская Печенга. 1957 г., сентябрь.

Беседы на антирелигиозные темы С незапамятных времен люди наблюдали все происходящее в окружающей природе, чтобы су­ дить о предстоящих явлениях в природе и соответственно на­ правлять свою деятельность. Ре­ зультаты этих наблюдений по­ служили материалом для многих народных примет. Некоторые из них предвосхитили то, что позд­ нее было подтверждено наукой. Достаточно достоверны, на­ пример, народные приметы о по­ годе: «нала роса — к ясному дню»; «туман поднимается — будет дождь», «чистый закат солнца — к ведру», «солнце зашло в тучи — к дождю», «ду­ хота без грозы не обойдется» и многие другие. Эти приметы в значительной мере могут быть обоснованы научно. Однако они оправдываются ие всегда, ибо нельзя о сложных процессах по­ годы судить по какому-либо од­ ному изолированно взятому при­ знаку. Имеются и такие народные приметы, которые не противоре­ чат научным данным, но не вполне достоверны из-за труд­ ности их систематической про­ верки. Таковы многие приметы, основанные на поведении ж и ­ вотных, развитии растений и ощущениях человека. Весьма ве­ роятно, например, что пчелы не вылетают за взятком и муравьи перестают сновать вокруг мура­ вейника в предчувствии не­ настья. Ведь для этих насеко­ мых неожиданное ненастье озна­ чает гибель, и поэтому, естест­ венно, у них должна была вы­ работаться тонкая чувствитель­ ность к изменениям погоды. Но проверить эти приметы очень трудно, поскольку поведение на­ секомых определяется многочис­ ленными факторами помимо по­ годы. Несмотря, однако, па извест­ ную ограниченность народных примет, они в своей основе пра­ вильные, до сих нор сохраняют- ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ ея всеми народами, передаются из поколения в‘ поколение. Но наряду с верными народ­ ными приметами существует множество заведомо неверных, псевдонародных примет или суе­ верий. Основывающийся лишь на слепой вере, они в корне про­ тиворечат практике и отверга­ ются наукой. Суеверия — это предрассуд­ ки, в силу которых явления и события в жизни представляют­ ся проявлением сверхестествеи- ных сил и предзнаменованием бу­ дущего. При этом суеверия рас­ пространяются не только на по­ году, но и на самые различные стороны быта: Идейная основа у суеверий одна и та же, что и у религиоз­ ных предрассудков — вера в чудеса, в еверхестественное. Та­ кие, например, суеверия, как в судьбу, в предсказатель- силу сновидений, в кол- вера ную доветво, в ворожбу и знахарство, в различные ложные приметы и т. д., являются прямым пере житком древних религиозных ве рований. От этих суеверий по су щсству не отличаются и религи­ озные представления о жизни природы и человека, признавае­ мые официальной церковью. Религиозные суеверия держат людей в постоянном страхе пе­ ред вымышленными таинствен­ ными силами, которые якобы мо­ гут оказать влияние на события человеческой жизни. Тем самым суеверия затемняют сознание че­ ловека, сковывают его творчес­ кую активность и инициативу в борьбе с силами природы, в строительств е коммунизма. До сих пор, например, бытует поверье: «Если в доме разобьет­ ся зеркало, то кто-нибудь из до­ машних скоро умрет». Откуда взялась такая нелепая примета? Кроется ли за ней какая-либо действительная связь между яв­ лениями? Конечно, нет. Поверье о разбитом зеркале, предвещающем смерть, берет свое начало от глубокой древнос­ ти, когда люди считали, что тень человека или его отраже­ нно на каком-либо предмете есть его «душа». Это было характер­ но для ранней формы религии — так называемого анимизма (от латинского слова «анимус» — дух, душа), причем на той его стадии, когда «душу» человека представляли очень похожей на его тело. .V тасманийцев, зулу­ сов и многих других племен и народов, находившихся на низ­ кой ступени общественного раз­ вития, наличие таких поверни установлено наукой с полной несомненностью. При этом выяс­ нено, что уничтожение теин че­ ловека действием считалось рав­ носильным убийству человека. Некоторые люди боятся числа ( «тринадцать» ка к чего-то при­ носящего несчастье. Чтобы по­ нять происхождение этого суеве­ рия, обратимся опять-таки к старине. Известно, что у перво­ бытных людей счетные способ­ ности были развиты слабо. В ос­ нове счисления вначале лежали небольшие числа: два, три. Счи­ тали по пальцам, прибавляя од­ но число к другому. Так, чтобы обозначить число «семь», мно­ гие австралийские племена го­ ворили «два-два-три». Числа, не входившие в принятую систему счисления, казались людям непо­ нятными и даже опасными. У многих народов древности, например, у римлян, была две­ надцатиричная система счисле­ ния. В Западной Европе счет также долгое время велся по этой системе. Прямым ее отго­ лоском является то, что многие вещи — столовая и чайная» по­ суда, ножи, вилки и ложки, белье, карандаши, перья и дру­ гие предметы и в наше время считаются дюжинами. Люди древности, пользовавши­ еся привычной двенадцатирич­ ной системой, восприняли вна­ чале число «Тринадцать» с не­ доверием. Христианская мифоло­ гия, ка к бы желая лишний раз подчеркнуть неприязненное от­ ношение к этому числу, в рас­ сказе о «тайной вечери», то есп о прощальном ужине мифичес­ кого Иисуса Христа со своими учениками, изобразила одного из тринадцати присутствовавших предателем. Так возник и пошел гулять по белу свету суеверный страх перед «чертовой дюжи­ ной». Или возьмем пример: «Черная кошка перебежала дорогу — п у ­ ти не будет». Источником этой странной приметы также явля­ ются не жизненные события, \ религиозные суеверия. Эта при­ мета связана с древним поверь­ ем об «оборотнях». Пароды глу­ бокой старины верили, что злые духи (да и злые люди) будто бы могут «оборачиваться» в живот­ ных. А черную кош ку, несколь­ ко зловещую но цвету и виду, считали существом наиболее под­ ходящим, чтобы выступать в ка ­ честве носительницы «злых ду­ хов». Отсюда се появление и считали признаком приближаю­ щейся беды. Одним из суеверий являются гаданья. Гадают на картах, на бобах, на лучине и т. д. Но все эти гаданья так или иначе свя­ заны с верой в свррхестествен- ное, с верой в «духов», с кото­ рыми гадающие якобы могут войти в соприкосновение, выве­ дать у них свае будущее, распо­ ложить их в свою пользу. Раз­ ного рода обманщики — - «прори­ цатели», гадалки, знахарки — используют эти суеверия и бес­ совестно обирают доверчивых людей. В 195.) году в народном суде Петроградского района города Ле­ нинграда слушалось уголовное дело некоей гражданки Касатки­ ной, которая в целях легкой на­ живы занималась гаданьем. За­ пугивая посетителей якобы у г­ рожавшими им несчастьями, га­ далка бралась предотвратить их. Для этого она с таинственным видом давала посетительнице горсть «заговоренной» муки и рекомендовала рассыпать ее на перекрестке улиц. За это взима­ лось не менее ста рублей. Из всего сказанного о суеве­ риях видно, что они находятся в полном противоречии с пра­ вильными, научными представ­ лениями о связях и закономер­ ностях явлений природы и об­ щества. Средством преодоления суеверий, к а к остатков темноты и невежества, служат повседнев­ ная упорная борьба с ними п у­ тем пропаганды научных зна­ ний, научного мировоззрения, всемерный подъем культурного уровня населения. Н. ГУБАНОВ. Ржавые п ят н а ДВЕ Н А ТУ РЫ АЛЕКСАНДРА ПРИВАЛОВА ПРОИСШЕСТВИЕ ПРЕСТУПНИКИ АРЕСТОВАНЫ И ПРЕДАЮТСЯ СУДУ Это было 21 августа, часов в 7 вечера. Кассиру столовой № 3, находящейся в поселке Никель, Коточиговой К. М. ие сиделось на своем рабочем месте. Ее голо­ ва была занята не служебными, а домашними заботами. — Посмотри тут за кассой,— попросила она оухгалтера столо­ вой Шаймурзину А. М., — мне нужно купить огурцов. Этим воспользовались Белый 11. Д., ('тельников В. Л., Кулаков А. Ф., прибывшие в Никель на строительные работы. Они огра­ били оставленную без присмотра рублей кассу, взяв из нее 7000 денег, и скрылись. Органы милиции своевременно приняли меры к розыску прес­ тупников. Вскоре воры были за­ держаны, арестованы, и в нас­ тоящее время привлекаются к уголовной ответственности. Тася Привалова вместе с ленькой дочкой и няней сели за ужии. Но не спокойно на душе у молодой женщины. Она то и дело поглядывает на дверь. К аж ­ дый звук в коридоре у нее вы ­ зывает трепет. — Может сегодня и не при­ дет,— успокаивающе говорит ня­ ня.— Может где-нибудь проспит или в милицию заберут. Но напрасно успокаивали се­ бя в семье Приваловых. Не прош­ ло и полчаса, к а к дверь распах­ нулась, и в комнату ввалился пьяный, грозный муж. Он с тру­ дом дотащился до дивана и груз­ но опустился на него прямо в грязной одежде. — Давайте пить, да побыст­ рее, повторять не буду,— захле­ бываясь прокричал он. Тася со всех ног бросилась за водой. Но и это не помогло. — Где ты сегодня была, по­ чему позднее с работы пришла? — снова рявкнул муж. Бедная женщина не успела от­ ветить, к а к на ее голову обру­ шился грязный ботинок. Надрывающе закричал ребе­ нок. На столе остался не окон­ ченный ужин: вся семья, за ис­ ключением пьяного мужа, поки­ нула комнату. — Часто повторяются такие картины в семье Приваловых. е одну ночь Тася с- ребенком провела у соседей, в страхе, бо­ ясь попасть на глаза пьяного мужа. Не раз собиралась уйти от него. Разве думала Тася, что этот скромный, тихий Саша,. горячо любивший ее, ока’жется зверем. Наоборот, все говорило только о его хороших чертах: и грамоты, выданные за высокопроизводи­ тельный труд, и уважение со стороны товарищей по работе... Как приятно было сознавать, что ее Саша — лучший рабо­ чий, а его фотокарточка нахо­ дится на Доске почета. Только это была лишь одна сторона, внешняя, которая резко выпячивалась. Но скоро показал он и вторую свою сторону. Не м а -! прошло и года ни, ка к Александр стал совместной жиз- частенько приходить домой пьяным, устраивал скандалы. Первое время Тася объясняли такую перемену в его характере тем, что не было квартиры, жить приходилось в трудных ус­ ловиях. Думала, что со временем все пройдет, ее Саша снова бу­ дет таким, к а к прежде. Наконец получена комната. Жизнь улучшилась. Родилась дочь. Казалось бы, все есть для счастливой семейной жизни, только радоваться надо. Но муж продолжал возвра­ щаться домой пьяным. Если раньше Тася боялась за себя, io теперь еще больше приходилось тревожиться за судьбу малень­ кой дочурки, которую также ifc- щадил пьяный отец и мог сде­ лать уродом. В Привалове жили два челове­ ка: один — трудолюбивый, ста­ рательный, уважаемый на произ­ водстве; другой — пьяница, бу­ ян. Первый был только в цехе, а второй — в семье. Своими проделками Привалов превзо­ шел старика Власова из романа Горького «Мать». Но тот пил от горя, и свою злость и ненависть к эксплуататорам переносил на жену. А чего нехватает А. При­ валову для счастливой жизни? Не потому ли так случилось, что Привалов зазнался, перехва­ лили его. В коллективе ремонт- но-механического цеха знали, что в семье ведет он себя пло­ хо, но не вмешивались по-серь­ езному, не хотели обижать това­ рища. Партийная и комсомоль­ ская организации не вникли глубоко в жизнь Привалова. Они видели в нем только хорошего шлифовальщика. И лишь тогда, когда пьянка завела Привалова слишком далеко, когда он и пер­ вый, и второй, и третий раз явился на работу пьяным, в це­ хе забили тревогу. А разве нель­ зя было это сделать раньше, не позволить ему издеваться над женой и ребенком? 3. БУРОВИНА. ОТВЕТ НА КРОССВОРД „ОСЕНЬ* помещенный в По вертикнли: 1. У к р а и н к а . 2. Антоновка 3. З а г о т о в к а . 4. Брусника. 5. Культура. 8. Бак­ лажан. 13. Злак. 15. Лорх. нашей газете от 25 августа По горизонтали: 2. Арбуз. 0 . Ко­ кон. 7 Амбар, о. Бункер. 10. Уро­ жаи. И. Озеро. 12. Кузов. 14 Ви­ лок 16. Брюква. 17. А н а н а с . 18. [абан. 19. Багра. Нуда пойти сегодня и завтра Адрес редакции: пос. Никель, ул. Микояна, дом К» 4. Клуб-кино. Сегодня — худо­ жественный фильм «Дума про казака Голоту». Красный уголок конторы «Жилстрой». Сегодня — худо­ жественный фильм «Повесть о первой любви», завтра— худо­ жественный фильм «Текут мут­ ные воды». Красный уголок Заречья. Сегодня—х у д о ж е с твенны й фильм «Путешествие в моло­ дость», завтра— художествен­ ный фильм «Вольница». Красный уголок дорожни­ ков. Завтра— художествен­ ный фильм «Путешествие в молодость». Зам. редактора В. Н. РУППИЕВ. I Типография «Советская Печенга» Т ир аж 1077 З а ка з 1201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz