Советская Печенга. 1957 г., сентябрь.
Беседы на антирелигиозные темы С незапамятных времен люди наблюдали все происходящее в окружающей природе, чтобы су дить о предстоящих явлениях в природе и соответственно на правлять свою деятельность. Ре зультаты этих наблюдений по служили материалом для многих народных примет. Некоторые из них предвосхитили то, что позд нее было подтверждено наукой. Достаточно достоверны, на пример, народные приметы о по годе: «нала роса — к ясному дню»; «туман поднимается — будет дождь», «чистый закат солнца — к ведру», «солнце зашло в тучи — к дождю», «ду хота без грозы не обойдется» и многие другие. Эти приметы в значительной мере могут быть обоснованы научно. Однако они оправдываются ие всегда, ибо нельзя о сложных процессах по годы судить по какому-либо од ному изолированно взятому при знаку. Имеются и такие народные приметы, которые не противоре чат научным данным, но не вполне достоверны из-за труд ности их систематической про верки. Таковы многие приметы, основанные на поведении ж и вотных, развитии растений и ощущениях человека. Весьма ве роятно, например, что пчелы не вылетают за взятком и муравьи перестают сновать вокруг мура вейника в предчувствии не настья. Ведь для этих насеко мых неожиданное ненастье озна чает гибель, и поэтому, естест венно, у них должна была вы работаться тонкая чувствитель ность к изменениям погоды. Но проверить эти приметы очень трудно, поскольку поведение на секомых определяется многочис ленными факторами помимо по годы. Несмотря, однако, па извест ную ограниченность народных примет, они в своей основе пра вильные, до сих нор сохраняют- ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ ея всеми народами, передаются из поколения в‘ поколение. Но наряду с верными народ ными приметами существует множество заведомо неверных, псевдонародных примет или суе верий. Основывающийся лишь на слепой вере, они в корне про тиворечат практике и отверга ются наукой. Суеверия — это предрассуд ки, в силу которых явления и события в жизни представляют ся проявлением сверхестествеи- ных сил и предзнаменованием бу дущего. При этом суеверия рас пространяются не только на по году, но и на самые различные стороны быта: Идейная основа у суеверий одна и та же, что и у религиоз ных предрассудков — вера в чудеса, в еверхестественное. Та кие, например, суеверия, как в судьбу, в предсказатель- силу сновидений, в кол- вера ную доветво, в ворожбу и знахарство, в различные ложные приметы и т. д., являются прямым пере житком древних религиозных ве рований. От этих суеверий по су щсству не отличаются и религи озные представления о жизни природы и человека, признавае мые официальной церковью. Религиозные суеверия держат людей в постоянном страхе пе ред вымышленными таинствен ными силами, которые якобы мо гут оказать влияние на события человеческой жизни. Тем самым суеверия затемняют сознание че ловека, сковывают его творчес кую активность и инициативу в борьбе с силами природы, в строительств е коммунизма. До сих пор, например, бытует поверье: «Если в доме разобьет ся зеркало, то кто-нибудь из до машних скоро умрет». Откуда взялась такая нелепая примета? Кроется ли за ней какая-либо действительная связь между яв лениями? Конечно, нет. Поверье о разбитом зеркале, предвещающем смерть, берет свое начало от глубокой древнос ти, когда люди считали, что тень человека или его отраже нно на каком-либо предмете есть его «душа». Это было характер но для ранней формы религии — так называемого анимизма (от латинского слова «анимус» — дух, душа), причем на той его стадии, когда «душу» человека представляли очень похожей на его тело. .V тасманийцев, зулу сов и многих других племен и народов, находившихся на низ кой ступени общественного раз вития, наличие таких поверни установлено наукой с полной несомненностью. При этом выяс нено, что уничтожение теин че ловека действием считалось рав носильным убийству человека. Некоторые люди боятся числа ( «тринадцать» ка к чего-то при носящего несчастье. Чтобы по нять происхождение этого суеве рия, обратимся опять-таки к старине. Известно, что у перво бытных людей счетные способ ности были развиты слабо. В ос нове счисления вначале лежали небольшие числа: два, три. Счи тали по пальцам, прибавляя од но число к другому. Так, чтобы обозначить число «семь», мно гие австралийские племена го ворили «два-два-три». Числа, не входившие в принятую систему счисления, казались людям непо нятными и даже опасными. У многих народов древности, например, у римлян, была две надцатиричная система счисле ния. В Западной Европе счет также долгое время велся по этой системе. Прямым ее отго лоском является то, что многие вещи — столовая и чайная» по суда, ножи, вилки и ложки, белье, карандаши, перья и дру гие предметы и в наше время считаются дюжинами. Люди древности, пользовавши еся привычной двенадцатирич ной системой, восприняли вна чале число «Тринадцать» с не доверием. Христианская мифоло гия, ка к бы желая лишний раз подчеркнуть неприязненное от ношение к этому числу, в рас сказе о «тайной вечери», то есп о прощальном ужине мифичес кого Иисуса Христа со своими учениками, изобразила одного из тринадцати присутствовавших предателем. Так возник и пошел гулять по белу свету суеверный страх перед «чертовой дюжи ной». Или возьмем пример: «Черная кошка перебежала дорогу — п у ти не будет». Источником этой странной приметы также явля ются не жизненные события, \ религиозные суеверия. Эта при мета связана с древним поверь ем об «оборотнях». Пароды глу бокой старины верили, что злые духи (да и злые люди) будто бы могут «оборачиваться» в живот ных. А черную кош ку, несколь ко зловещую но цвету и виду, считали существом наиболее под ходящим, чтобы выступать в ка честве носительницы «злых ду хов». Отсюда се появление и считали признаком приближаю щейся беды. Одним из суеверий являются гаданья. Гадают на картах, на бобах, на лучине и т. д. Но все эти гаданья так или иначе свя заны с верой в свррхестествен- ное, с верой в «духов», с кото рыми гадающие якобы могут войти в соприкосновение, выве дать у них свае будущее, распо ложить их в свою пользу. Раз ного рода обманщики — - «прори цатели», гадалки, знахарки — используют эти суеверия и бес совестно обирают доверчивых людей. В 195.) году в народном суде Петроградского района города Ле нинграда слушалось уголовное дело некоей гражданки Касатки ной, которая в целях легкой на живы занималась гаданьем. За пугивая посетителей якобы у г рожавшими им несчастьями, га далка бралась предотвратить их. Для этого она с таинственным видом давала посетительнице горсть «заговоренной» муки и рекомендовала рассыпать ее на перекрестке улиц. За это взима лось не менее ста рублей. Из всего сказанного о суеве риях видно, что они находятся в полном противоречии с пра вильными, научными представ лениями о связях и закономер ностях явлений природы и об щества. Средством преодоления суеверий, к а к остатков темноты и невежества, служат повседнев ная упорная борьба с ними п у тем пропаганды научных зна ний, научного мировоззрения, всемерный подъем культурного уровня населения. Н. ГУБАНОВ. Ржавые п ят н а ДВЕ Н А ТУ РЫ АЛЕКСАНДРА ПРИВАЛОВА ПРОИСШЕСТВИЕ ПРЕСТУПНИКИ АРЕСТОВАНЫ И ПРЕДАЮТСЯ СУДУ Это было 21 августа, часов в 7 вечера. Кассиру столовой № 3, находящейся в поселке Никель, Коточиговой К. М. ие сиделось на своем рабочем месте. Ее голо ва была занята не служебными, а домашними заботами. — Посмотри тут за кассой,— попросила она оухгалтера столо вой Шаймурзину А. М., — мне нужно купить огурцов. Этим воспользовались Белый 11. Д., ('тельников В. Л., Кулаков А. Ф., прибывшие в Никель на строительные работы. Они огра били оставленную без присмотра рублей кассу, взяв из нее 7000 денег, и скрылись. Органы милиции своевременно приняли меры к розыску прес тупников. Вскоре воры были за держаны, арестованы, и в нас тоящее время привлекаются к уголовной ответственности. Тася Привалова вместе с ленькой дочкой и няней сели за ужии. Но не спокойно на душе у молодой женщины. Она то и дело поглядывает на дверь. К аж дый звук в коридоре у нее вы зывает трепет. — Может сегодня и не при дет,— успокаивающе говорит ня ня.— Может где-нибудь проспит или в милицию заберут. Но напрасно успокаивали се бя в семье Приваловых. Не прош ло и полчаса, к а к дверь распах нулась, и в комнату ввалился пьяный, грозный муж. Он с тру дом дотащился до дивана и груз но опустился на него прямо в грязной одежде. — Давайте пить, да побыст рее, повторять не буду,— захле бываясь прокричал он. Тася со всех ног бросилась за водой. Но и это не помогло. — Где ты сегодня была, по чему позднее с работы пришла? — снова рявкнул муж. Бедная женщина не успела от ветить, к а к на ее голову обру шился грязный ботинок. Надрывающе закричал ребе нок. На столе остался не окон ченный ужин: вся семья, за ис ключением пьяного мужа, поки нула комнату. — Часто повторяются такие картины в семье Приваловых. е одну ночь Тася с- ребенком провела у соседей, в страхе, бо ясь попасть на глаза пьяного мужа. Не раз собиралась уйти от него. Разве думала Тася, что этот скромный, тихий Саша,. горячо любивший ее, ока’жется зверем. Наоборот, все говорило только о его хороших чертах: и грамоты, выданные за высокопроизводи тельный труд, и уважение со стороны товарищей по работе... Как приятно было сознавать, что ее Саша — лучший рабо чий, а его фотокарточка нахо дится на Доске почета. Только это была лишь одна сторона, внешняя, которая резко выпячивалась. Но скоро показал он и вторую свою сторону. Не м а -! прошло и года ни, ка к Александр стал совместной жиз- частенько приходить домой пьяным, устраивал скандалы. Первое время Тася объясняли такую перемену в его характере тем, что не было квартиры, жить приходилось в трудных ус ловиях. Думала, что со временем все пройдет, ее Саша снова бу дет таким, к а к прежде. Наконец получена комната. Жизнь улучшилась. Родилась дочь. Казалось бы, все есть для счастливой семейной жизни, только радоваться надо. Но муж продолжал возвра щаться домой пьяным. Если раньше Тася боялась за себя, io теперь еще больше приходилось тревожиться за судьбу малень кой дочурки, которую также ifc- щадил пьяный отец и мог сде лать уродом. В Привалове жили два челове ка: один — трудолюбивый, ста рательный, уважаемый на произ водстве; другой — пьяница, бу ян. Первый был только в цехе, а второй — в семье. Своими проделками Привалов превзо шел старика Власова из романа Горького «Мать». Но тот пил от горя, и свою злость и ненависть к эксплуататорам переносил на жену. А чего нехватает А. При валову для счастливой жизни? Не потому ли так случилось, что Привалов зазнался, перехва лили его. В коллективе ремонт- но-механического цеха знали, что в семье ведет он себя пло хо, но не вмешивались по-серь езному, не хотели обижать това рища. Партийная и комсомоль ская организации не вникли глубоко в жизнь Привалова. Они видели в нем только хорошего шлифовальщика. И лишь тогда, когда пьянка завела Привалова слишком далеко, когда он и пер вый, и второй, и третий раз явился на работу пьяным, в це хе забили тревогу. А разве нель зя было это сделать раньше, не позволить ему издеваться над женой и ребенком? 3. БУРОВИНА. ОТВЕТ НА КРОССВОРД „ОСЕНЬ* помещенный в По вертикнли: 1. У к р а и н к а . 2. Антоновка 3. З а г о т о в к а . 4. Брусника. 5. Культура. 8. Бак лажан. 13. Злак. 15. Лорх. нашей газете от 25 августа По горизонтали: 2. Арбуз. 0 . Ко кон. 7 Амбар, о. Бункер. 10. Уро жаи. И. Озеро. 12. Кузов. 14 Ви лок 16. Брюква. 17. А н а н а с . 18. [абан. 19. Багра. Нуда пойти сегодня и завтра Адрес редакции: пос. Никель, ул. Микояна, дом К» 4. Клуб-кино. Сегодня — худо жественный фильм «Дума про казака Голоту». Красный уголок конторы «Жилстрой». Сегодня — худо жественный фильм «Повесть о первой любви», завтра— худо жественный фильм «Текут мут ные воды». Красный уголок Заречья. Сегодня—х у д о ж е с твенны й фильм «Путешествие в моло дость», завтра— художествен ный фильм «Вольница». Красный уголок дорожни ков. Завтра— художествен ный фильм «Путешествие в молодость». Зам. редактора В. Н. РУППИЕВ. I Типография «Советская Печенга» Т ир аж 1077 З а ка з 1201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz