Советская Печенга. 1957 г., август.

30 августа 1957 года jVs 98 (1228) С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 3 УМЕЛО ВОСПИТЫВАТЬ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА С августовской конференции учителей района В СОЕДИНЕНИИ СПРАКТИКОЙ ................................................* 28— 27 августа проходила учитель­ ская конференция. В первый день на конференции обсуждались итоги прошлого учебного года. Учителя говорили о готов­ ности школ к занятиям , делились опытом. На следующий день проводилась секцион­ ная работа, состоялось совещание дирек­ торов школ Печенгского района. На этой странице мы публикуем ма­ териалы с учительской конференции. ■* * ■ ИСПОЛЬЗОВА ТЬ ВСЕ М Е ТО ДЫ И СРЕДСТВА 3. М. Нефедова, инспектор районо Вся воспитательная работа на­ шей советской школы и семьи должна быть направлена на формирование у подрастающего поколения высоких моральных качеств, а именно: советского патриотизма, пролетарского ин ­ тернационализма, коммунистиче­ ского отношения к труду и об­ щественной собственности, дис­ циплинированности, коллекти­ визма, правдивости, честности, непримиримости к недостаткам, умения критически оценивать свое поведение и смело кри тико­ вать недостатки других. Как же осуществляется такое воспитание на практике в школах нашего района? Отдельные школы не справля­ ются с решением своих сложных и многогранных задач. Еще не­ достаточно внимания уделяется идейному воспитанию учащихся на уроках и во внеклассной ра­ боте. Не изжиты такие явления в среде учащихся, к а к недисцип­ линированность, грубость, неу­ важение к старшим, безответст­ венность. В Печенгской средней школе (директор т. Толочко А. Ф.) в учебном году было два крупны х нарушения дисциплины, выра­ зившиеся в хулиганских дейст­ виях, а из Никельских школ (ди­ ректора тт. Ковалев В. Г. и Сте- ценко) исключено два ученика. Надо сказать, что у нас от­ сутствует стройная, продуманная система воспитательного воздей­ ствия на учащихся. Эта работа в Никельских средних, Печенгской средней и Лиинахамарской семи­ летней школах сводится к прове­ дению разрозненных и не всегда эффективных мероприятий, не связанных с реальной действи­ тельностью, не подтвержденных собственным опытом участия школьников в труде, в общест­ венно-полезной деятельности. Отсутствие должной системы приводит к тому, что очень важ­ ные задачи коммунистического воспитания порой выпадают из поля зрения учителей, политин­ формации для старшеклассников проводятся нерегулярно. Недос­ таточно используется школьное радио. Редко читаются лекции я беседы о жизни выдающихся лю­ дей, об успехах и достижениях коммунистического строительства в нашей стране, о борьбе за со­ циализм трудящихся стран на­ родной демократии и т. д. Важной формой работы с уча­ щимися являются встречи с пе­ редовиками производства. Эти встречи приближают учащихся к жизни, наталкивают их на по­ лезные и интересные дела. Некоторые учителя слабо вос­ питывают внимание учащихся в процессе обучения на уроке. Это можно объяснить только тем, что такие учителя плохо знают ос­ новы марксизма-ленинизма, ж и ­ вут лишь накопленным практи­ ческим опытом и не работают над собой. В каждой школе нашего райо­ на имеются учительская и уче­ ническая комсомольские органи­ зации. Но их роль мало ощути­ ма в улучшении учебно-воспита- тельной работы. На собраниях комсомольские организации при­ нимают хорошие решения, однако не борются за их выполнение. Комсомольская организация Ни- кельской средней школы решила взять шефство над общежитием рабочих. Решение это так и ос­ талось на бумаге. Школьный от­ дел РК ВЛКСМ слабо руководит работой учительских и ученичес­ ки х комсомольских организаций. Большую помощь школе могут и должны оказать пионерские ор­ ганизации. В прошлом году хоро­ шо поработали пионеры Никель- ской средней школы № 2 (пио­ нервожатая Н. Панфилова), Лу- остарской семилетней школы (пионервожатая Л. Терехина), начальной школы пос. Раякоски (пионервожатая Д. Громова). В этих пионерских дружинах про­ водились интересные сборы, встречи с производственниками. Пионерские организации строили свою работу так, чтобы она спо­ собствовала воспитанию и ул уч­ шению успеваемости учащихся. К сожалению, такое положе­ ние не везде. Во многих школах плохо организовано тимуровское движение. Следует признать, что для тру­ дового воспитания учащихся у нас используются далеко не все возможности. Вот характерный пример. В Нпкельской средней школе № 1 138 комсомольцев, а благоустройством территории занимались шефы. Эта же школа уже два года имеет автомашину, но гаража нет. А разве нельзя было построить гараж силами учащихся? Сейчас в школах Советского Союза развернулось движение за создание комсомольско-молодеж­ ных трудовых лагерей, которые представляют собой важное сред­ ство сплочения коллектива и привития юношам и девушкам трудовых навыков. В этом году из школ Мурманской области 15 колхозы выезжало 1600 комсо­ мольцев, учащихся 8— 10 клас­ сов. Из нашего района с большим трудом удалось вывезти 40 чело­ век, Предложение об организации такого лагеря было встречено «в. ш тыки» секретарем партийной организации Никольской средней школы № 1 К. И. Голиковой и председателем РК союза М. С. Жа­ воронковой. И только благодаря горячему желанию ребят участво­ вать в общественно-полезном т р у ­ де была создана группа под ру­ ководством комсомолок Е. Тито­ вой и Н. Панфиловой. В нашей области есть масса примеров активности учителей и учащихся. Учителя Зашейков- ской семилетней школы изучили столярное дело и вместе с уча­ щимися изготовили столько окон­ ных рам, что продав их, увели­ чили фонд всеобуча на 32 тыся­ чи рублей. Учащиеся Кировской средней школы Ns 12 выполня­ ют заказы магазинов: шыот дет­ скую одежду, делают различные предметы из дерева; для под­ шефного детского сада они изго­ товили комплект детской и и г­ рушечной мебели. Сейчас наши школы нуждают­ ся в цветочных ящиках и рамках для картинных галерей. Разве не могут это сделать старше­ классники? Могут и должны. В свете исторических решений XX. съезда КПСС особенно боль­ шое значение приобретает поли­ техническое обучение, расшире­ ние кругозора учащихся, преодо­ ление отрыва школы от жизни. Но беда вся в том, что в ряде случаев не создано для этого нормальных условий. Так, в Ни- кельской средней школе № I. мастерские оборудованы удовлет­ ворительно, но размещены в под­ вальном помещении. В Никель- ской средней школе № 2 недос­ тает станочного оборудования, а в Печенгской средней школе очень плохая материальная база. Мало у нас и подготовленных для политехнического обучения пре­ подавателей. Наш долг воспитать трудолю­ бивых, честных советских граж­ дан. В этом нам должны помочь родители, на которых также ло­ жится большая ответственность за воспитание подрастающего по­ коления. F. С. Казаринова, учитель Я веду начальные классы. На уроках стараюсь больше уделять внимания политехнизации. Так, с ребятами мы из­ меряли площадь школы и двора. Дети с удовольствием хо­ дили на подсобное хозяйство, а потом вычисляли средний удой коров, составляли задачи. Проводились экскурсии на комбинат и хлебозавод. Все это вызывает у ребят большой интерес. На уроках географии, например, при изучении темы «План местности» наш класс провел экскурсию на обрыв. После ребята с интересом делали макет обрыва. Учащиеся много работали с картами. Они сами сделали 4 контурных карты. При изучении зоны тундры на уроке использовали местный материал: рога оленя, мох и т. п.. Уроки естествознания также связывались с жизнью, сопровождались опытами. При прохождении некоторых тем ребята сами изготовляли наглядные пособия— флюгер, ветря­ ную мельницу. А сколько радости было у детей, когда мно­ гие их изделия были показаны на выставке. В классе ре­ бята вели календарь погоды, ухаживали за растениями. С особым интересом школьники занимались на уроках труда: работали лобзиком, занимались вышиванием, кулина­ рией. В организации таких круж ков нам помогли родители. Трудовые навыки прививались детям в течение всего учеб­ ного года. Ш кольники сами делали в классе уборку, чистили школьный двор, выполняли и другие дела. Укреплять связь с производством Н. М. Смирнов, начальник конторы „Жилстрой“ Я начну с проекта Закона по борьбе с антиобщественными и паразитическими элементами. Что греха таить — недостаточно мы прививаем учащимся любовь к рабочим профессиям. Поэтому и получается так, что после окончания школы большинство их старается поступить в инсти­ туты . А те, кто не поступил, ж и ­ вут на иждивении родителей. От нечего делать они занимаются подчас хулиганством. Необходимо привлекать вы­ пускников школ в цехи н на строительные площадки. Порабо­ тав на производстве, юноши и девушки могут поступать в институт. Тогда из них выйдут хорошие специалисты. А для это­ го нужно теснее держать связь школы с предприятиями. Почему бы не организовать курсы маля­ ров для девочек и другие. Надо подумать над этим. Еще очень важно: организовать здоровый отдых ребят в свободное время. ВоспишЫвагпЬ трудолюбие Л. Я. Глухих, завуч 2-й средней шволы В этом году наши школьники впервые выехали на юг для рабо­ ты в колхозе. На первых порах встретилось много трудностей. Во-первых, в том колхозе, куда мы приехали, не оказалось рабо­ ты. Нас направили в другой кол­ хоз этого лее района. С жильем оыло не совсем хорошо, обед гото- ПЕРВЫЕ ШАГИ Е. Ф. Титова, учитель вили девочки. Но когда обжи­ лись, привыкли, стало полегче. Работали по шесть часов. Мальчики заготовляли силос, де­ вочки были заняты на току. Позднее они перешли на работу в сад. Мы заработали 1200 трудо­ дней. Колхоз остался очень дово­ лен такой помощью. Ребята по­ могли колхозу раньше срока сдать хлеб государству. Это наши первые шаги. На следующий год, я считаю, нужно договориться с колхозами зара­ нее. Начиная с третьего класса в школах создаются пионерские коллективы, во главе которых стоят комсомольцы. Очень валено правильно организовать работу этих коллективов, чтобы не по­ давить инициативу детей, во­ время направить ее в правильное русло. Мы воспитываем у пионе­ ров трудолюбие, честность, чув­ ство гордости за свой класс, школу. Довольно интересно про­ шла встреча пионеров со старым коммунистом тов. Васильевым. Организовывались походы и дру­ гие мероприятия. Очень плохо то, что редко устраивались семинары учите­ лей, на которых можно было бы поделиться опытом пионерской работы. В новом учебном году это надо учесть. НАШИ УСПЕХИ Л. И. Стеценко, директор школы № 2 В минувшем учебном году школа ЛГ» 2 достигла некоторых успехов. Значительно улучши­ лось преподавание русского язы­ ка, повысилось качество уроков физкультуры, пения, рисования. Некоторые учителя начальных классов, повышая качество уро­ ков, стараются не задавать уча­ щимся домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки детей. Хуже обстоит дело с политех­ ническим обучением. Сейчас нас беспокоит строительство тепли­ цы и кабинетов для труда. Мы имеем оборудование, ио ставить его некуда. На учительской конференции также выступили мето­ дист института усовершенствования учителей Н. Н. Бороди­ на, главврач санэпидстанции В. Г. Саватсрова, директор Печенгской школы А. Ф. Толочно, учителя Л. Н. Аксенов- ская, А. Г. Приходько. Информацию о выполнении обязательств в соревновании с Кольским районом по подготовке школ к новому учебному году сделал председатель исполкома райсовета Г. А. Тулин. С докладом об итогах июльского Пленума ЦК КПСС выступил секретарь райнома КПСС А. И. Комлев,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz