Советская Печенга. 1957 г., август.
30 августа 1957 года jVs 98 (1228) С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 3 УМЕЛО ВОСПИТЫВАТЬ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА С августовской конференции учителей района В СОЕДИНЕНИИ СПРАКТИКОЙ ................................................* 28— 27 августа проходила учитель ская конференция. В первый день на конференции обсуждались итоги прошлого учебного года. Учителя говорили о готов ности школ к занятиям , делились опытом. На следующий день проводилась секцион ная работа, состоялось совещание дирек торов школ Печенгского района. На этой странице мы публикуем ма териалы с учительской конференции. ■* * ■ ИСПОЛЬЗОВА ТЬ ВСЕ М Е ТО ДЫ И СРЕДСТВА 3. М. Нефедова, инспектор районо Вся воспитательная работа на шей советской школы и семьи должна быть направлена на формирование у подрастающего поколения высоких моральных качеств, а именно: советского патриотизма, пролетарского ин тернационализма, коммунистиче ского отношения к труду и об щественной собственности, дис циплинированности, коллекти визма, правдивости, честности, непримиримости к недостаткам, умения критически оценивать свое поведение и смело кри тико вать недостатки других. Как же осуществляется такое воспитание на практике в школах нашего района? Отдельные школы не справля ются с решением своих сложных и многогранных задач. Еще не достаточно внимания уделяется идейному воспитанию учащихся на уроках и во внеклассной ра боте. Не изжиты такие явления в среде учащихся, к а к недисцип линированность, грубость, неу важение к старшим, безответст венность. В Печенгской средней школе (директор т. Толочко А. Ф.) в учебном году было два крупны х нарушения дисциплины, выра зившиеся в хулиганских дейст виях, а из Никельских школ (ди ректора тт. Ковалев В. Г. и Сте- ценко) исключено два ученика. Надо сказать, что у нас от сутствует стройная, продуманная система воспитательного воздей ствия на учащихся. Эта работа в Никельских средних, Печенгской средней и Лиинахамарской семи летней школах сводится к прове дению разрозненных и не всегда эффективных мероприятий, не связанных с реальной действи тельностью, не подтвержденных собственным опытом участия школьников в труде, в общест венно-полезной деятельности. Отсутствие должной системы приводит к тому, что очень важ ные задачи коммунистического воспитания порой выпадают из поля зрения учителей, политин формации для старшеклассников проводятся нерегулярно. Недос таточно используется школьное радио. Редко читаются лекции я беседы о жизни выдающихся лю дей, об успехах и достижениях коммунистического строительства в нашей стране, о борьбе за со циализм трудящихся стран на родной демократии и т. д. Важной формой работы с уча щимися являются встречи с пе редовиками производства. Эти встречи приближают учащихся к жизни, наталкивают их на по лезные и интересные дела. Некоторые учителя слабо вос питывают внимание учащихся в процессе обучения на уроке. Это можно объяснить только тем, что такие учителя плохо знают ос новы марксизма-ленинизма, ж и вут лишь накопленным практи ческим опытом и не работают над собой. В каждой школе нашего райо на имеются учительская и уче ническая комсомольские органи зации. Но их роль мало ощути ма в улучшении учебно-воспита- тельной работы. На собраниях комсомольские организации при нимают хорошие решения, однако не борются за их выполнение. Комсомольская организация Ни- кельской средней школы решила взять шефство над общежитием рабочих. Решение это так и ос талось на бумаге. Школьный от дел РК ВЛКСМ слабо руководит работой учительских и ученичес ки х комсомольских организаций. Большую помощь школе могут и должны оказать пионерские ор ганизации. В прошлом году хоро шо поработали пионеры Никель- ской средней школы № 2 (пио нервожатая Н. Панфилова), Лу- остарской семилетней школы (пионервожатая Л. Терехина), начальной школы пос. Раякоски (пионервожатая Д. Громова). В этих пионерских дружинах про водились интересные сборы, встречи с производственниками. Пионерские организации строили свою работу так, чтобы она спо собствовала воспитанию и ул уч шению успеваемости учащихся. К сожалению, такое положе ние не везде. Во многих школах плохо организовано тимуровское движение. Следует признать, что для тру дового воспитания учащихся у нас используются далеко не все возможности. Вот характерный пример. В Нпкельской средней школе № 1 138 комсомольцев, а благоустройством территории занимались шефы. Эта же школа уже два года имеет автомашину, но гаража нет. А разве нельзя было построить гараж силами учащихся? Сейчас в школах Советского Союза развернулось движение за создание комсомольско-молодеж ных трудовых лагерей, которые представляют собой важное сред ство сплочения коллектива и привития юношам и девушкам трудовых навыков. В этом году из школ Мурманской области 15 колхозы выезжало 1600 комсо мольцев, учащихся 8— 10 клас сов. Из нашего района с большим трудом удалось вывезти 40 чело век, Предложение об организации такого лагеря было встречено «в. ш тыки» секретарем партийной организации Никольской средней школы № 1 К. И. Голиковой и председателем РК союза М. С. Жа воронковой. И только благодаря горячему желанию ребят участво вать в общественно-полезном т р у де была создана группа под ру ководством комсомолок Е. Тито вой и Н. Панфиловой. В нашей области есть масса примеров активности учителей и учащихся. Учителя Зашейков- ской семилетней школы изучили столярное дело и вместе с уча щимися изготовили столько окон ных рам, что продав их, увели чили фонд всеобуча на 32 тыся чи рублей. Учащиеся Кировской средней школы Ns 12 выполня ют заказы магазинов: шыот дет скую одежду, делают различные предметы из дерева; для под шефного детского сада они изго товили комплект детской и и г рушечной мебели. Сейчас наши школы нуждают ся в цветочных ящиках и рамках для картинных галерей. Разве не могут это сделать старше классники? Могут и должны. В свете исторических решений XX. съезда КПСС особенно боль шое значение приобретает поли техническое обучение, расшире ние кругозора учащихся, преодо ление отрыва школы от жизни. Но беда вся в том, что в ряде случаев не создано для этого нормальных условий. Так, в Ни- кельской средней школе № I. мастерские оборудованы удовлет ворительно, но размещены в под вальном помещении. В Никель- ской средней школе № 2 недос тает станочного оборудования, а в Печенгской средней школе очень плохая материальная база. Мало у нас и подготовленных для политехнического обучения пре подавателей. Наш долг воспитать трудолю бивых, честных советских граж дан. В этом нам должны помочь родители, на которых также ло жится большая ответственность за воспитание подрастающего по коления. F. С. Казаринова, учитель Я веду начальные классы. На уроках стараюсь больше уделять внимания политехнизации. Так, с ребятами мы из меряли площадь школы и двора. Дети с удовольствием хо дили на подсобное хозяйство, а потом вычисляли средний удой коров, составляли задачи. Проводились экскурсии на комбинат и хлебозавод. Все это вызывает у ребят большой интерес. На уроках географии, например, при изучении темы «План местности» наш класс провел экскурсию на обрыв. После ребята с интересом делали макет обрыва. Учащиеся много работали с картами. Они сами сделали 4 контурных карты. При изучении зоны тундры на уроке использовали местный материал: рога оленя, мох и т. п.. Уроки естествознания также связывались с жизнью, сопровождались опытами. При прохождении некоторых тем ребята сами изготовляли наглядные пособия— флюгер, ветря ную мельницу. А сколько радости было у детей, когда мно гие их изделия были показаны на выставке. В классе ре бята вели календарь погоды, ухаживали за растениями. С особым интересом школьники занимались на уроках труда: работали лобзиком, занимались вышиванием, кулина рией. В организации таких круж ков нам помогли родители. Трудовые навыки прививались детям в течение всего учеб ного года. Ш кольники сами делали в классе уборку, чистили школьный двор, выполняли и другие дела. Укреплять связь с производством Н. М. Смирнов, начальник конторы „Жилстрой“ Я начну с проекта Закона по борьбе с антиобщественными и паразитическими элементами. Что греха таить — недостаточно мы прививаем учащимся любовь к рабочим профессиям. Поэтому и получается так, что после окончания школы большинство их старается поступить в инсти туты . А те, кто не поступил, ж и вут на иждивении родителей. От нечего делать они занимаются подчас хулиганством. Необходимо привлекать вы пускников школ в цехи н на строительные площадки. Порабо тав на производстве, юноши и девушки могут поступать в институт. Тогда из них выйдут хорошие специалисты. А для это го нужно теснее держать связь школы с предприятиями. Почему бы не организовать курсы маля ров для девочек и другие. Надо подумать над этим. Еще очень важно: организовать здоровый отдых ребят в свободное время. ВоспишЫвагпЬ трудолюбие Л. Я. Глухих, завуч 2-й средней шволы В этом году наши школьники впервые выехали на юг для рабо ты в колхозе. На первых порах встретилось много трудностей. Во-первых, в том колхозе, куда мы приехали, не оказалось рабо ты. Нас направили в другой кол хоз этого лее района. С жильем оыло не совсем хорошо, обед гото- ПЕРВЫЕ ШАГИ Е. Ф. Титова, учитель вили девочки. Но когда обжи лись, привыкли, стало полегче. Работали по шесть часов. Мальчики заготовляли силос, де вочки были заняты на току. Позднее они перешли на работу в сад. Мы заработали 1200 трудо дней. Колхоз остался очень дово лен такой помощью. Ребята по могли колхозу раньше срока сдать хлеб государству. Это наши первые шаги. На следующий год, я считаю, нужно договориться с колхозами зара нее. Начиная с третьего класса в школах создаются пионерские коллективы, во главе которых стоят комсомольцы. Очень валено правильно организовать работу этих коллективов, чтобы не по давить инициативу детей, во время направить ее в правильное русло. Мы воспитываем у пионе ров трудолюбие, честность, чув ство гордости за свой класс, школу. Довольно интересно про шла встреча пионеров со старым коммунистом тов. Васильевым. Организовывались походы и дру гие мероприятия. Очень плохо то, что редко устраивались семинары учите лей, на которых можно было бы поделиться опытом пионерской работы. В новом учебном году это надо учесть. НАШИ УСПЕХИ Л. И. Стеценко, директор школы № 2 В минувшем учебном году школа ЛГ» 2 достигла некоторых успехов. Значительно улучши лось преподавание русского язы ка, повысилось качество уроков физкультуры, пения, рисования. Некоторые учителя начальных классов, повышая качество уро ков, стараются не задавать уча щимся домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки детей. Хуже обстоит дело с политех ническим обучением. Сейчас нас беспокоит строительство тепли цы и кабинетов для труда. Мы имеем оборудование, ио ставить его некуда. На учительской конференции также выступили мето дист института усовершенствования учителей Н. Н. Бороди на, главврач санэпидстанции В. Г. Саватсрова, директор Печенгской школы А. Ф. Толочно, учителя Л. Н. Аксенов- ская, А. Г. Приходько. Информацию о выполнении обязательств в соревновании с Кольским районом по подготовке школ к новому учебному году сделал председатель исполкома райсовета Г. А. Тулин. С докладом об итогах июльского Пленума ЦК КПСС выступил секретарь райнома КПСС А. И. Комлев,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz