Советская Печенга. 1955 г., сентябрь.

2 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 11 сентября 1955 года № 73 (943) За технический с прогресс, за дальнейшим рост производительности труда партийно-хозяйственного актива комбината На днях и комбинате состо­ ялся партийно-хозяйственный актив. С докладом о ходе вы­ полнения практических меро­ приятии по улучшению работы комбината выступил главный инженер тов. Ильин. Он отме­ тил, что с начала текущего года в цехах комбината идет борьба за досрочное выполне­ ние производственных заданий. Многие коллективы добились хороших результатов. В тече­ ние трех последних месяцев держит первенство в соревно­ вании подземный рудник. Результаты работы отдель­ ных горняков, например, эк­ скаваторщика тов. Яковлева и бригадира станка канатно­ ударного бурения тов. Фила­ това, говорят о том, что II коллектив рудника открытых работ вполне может не толь­ ко выполнять, но значительно перевыполнить своп задания. Июльский Пленум ЦК КПСС,—сказал тов. Ильин, — отметил, что непрерывный рост социалистического производ­ ства может осуществиться лишь на базе высшей техни­ ки, при условии неуклонного технического прогресса. Наша партия и Советское правитель­ ство всегда придавали и при­ дают первостепенное значение вопросам внедрения передовой техники в народное хозяйство. Внедрение новой техники на комбинате «Печенганикель» позволило внести коренные из­ менения в производство. На открытых горных работах при­ меняются трехкубовые экска­ ваторы, станки канатно-удар­ ного бурения, бурильные ма­ шины, дизельные автомашины- самосвалы, бульдозеры. Коли­ чество экскаваторов за послед­ ние два года возросло в два раза, а мощность их более, чем в три раза. В три раза увеличи­ лось число станков канатно- ударного бурения. Для взрыв­ ных работ успешно применяет­ ся новое влагоустойчивое ве­ щество, дающее очень хорошие результаты. Кроме, того, на руднике монтируется дробиль­ ная установка, которая будет обеспечивать щебеночным ма­ териалом ремонт впутрнкарьер- ных п других дорог. Подземный рудник получил новую мощную вентиляторную установку центрального про­ ветривания и сигнализацию движения поездов по главной откаточной штольне. Решен вопрос с перепуском руды и закладочного материала, по­ ступающих в подземный руд­ ник со вскрыши. В металлургическом цехе монтируется новый мостовой край, ведутся работы, к сожа­ лению очень медленно, по ме­ ханизации разбивки файн- штейна. Благодаря работе ра­ ционализаторов механизирова­ на вырубка углов и резка ли­ стового железа, идущего на кожухи электродов печи. Все это в значительной море спо­ собствует росту производи­ тельности труда металлургов. Значительно пополнились но­ вым оборудованием и другие цехи комбината. Применение новой техники н ряд проведенных мероприя­ тий по усовершенствованию производства позволили уве­ личить выпуск продукции. В текущем году почти вдвое больше вывозится руды, чем в 1954 году. Значительно пе­ ревыполняют установленные нормы по перевозке руды на вскрыше шоферы тт. Кальчу- гпн, Кашинский, Бовкун, Ми­ хайлов, Бысенко и ряд дру­ гих. Месячное, задание они вы­ полняют на 150—200 процен­ тов. Выемка горной массы на одного рабочего увеличилась более, чем в G раз но сравне­ нию с 1951 годом. Отмечая этп достижения, следует сказать, что имею­ щаяся техника на комбинате используется еще недостаточ­ но. Так. использование экска­ ваторов но времени за 7 ме­ сяцев составило лишь 45 про­ центов. Недостаточно исполь­ зуются станки канатно-удар­ ного бурения н другие меха­ низмы. В автотранспортном цехе, часто простаивают на ре­ монте автомашины-самосвалы. Все это снижает выработку. Сокращение простоев обору­ дования на ремонте и более полное его использование, уп­ лотнение рабочего времени, совершенствование приемов ра­ боты, позволит еще выше под­ нять производительность тру­ да, Далее тов. Ильин остано­ вился на вопросах руководст­ ва соревнованием, на состоя­ нии массово -воспитательной работы в цехах. Он отметил, что большие резервы таятся в налаживании обмена опытом рабочих. Достижения передо­ виков соревнования в комби­ нате не являются достоянием всех рабочих, руководство со­ ревнованием часто сводится лишь к п рин я т ию обяза­ тельств. — Наша задача, — сказал докладчик,—всемерно бороть­ ся за использование передовой техники, внедрение опыта пе­ редовиков, широко развернуть массово-воспитательную рабо­ ту в коллективах, мобилизо­ вать трудящихся на успешное выполнение задач, стоящих перед коллективом комбината. Начальник металлургическо­ го цеха тов. Галкин в своем выступлении сказал, что ме­ таллурги тратят много госу­ дарственных средств и време­ ни из-за недоработки футеров­ ки и частого ремонта напиль­ ников. II происходит это по­ тому, что нет дополнительно­ го конвертора. Он также указал на .плохую работу отдела технического снабжения комбината. — Если требуешь железо шестп-миллиметровое, то там дают 10-миллиметровое, разве это дело,—говорит т. Галкин. — Чтобы шоферы могли ра­ ботать высокопроизводитель­ но. говорит начальник эк- сплоатацип автотранспортного цеха тов. Арутюнов, — нужно прежде всего создать условия на руднике открытых работ. А то дороги так плохи, что машины преждевременно вы­ ходят из строя, а вести ре­ монт там нет условий. Начато строительство смотровых ям и то не доведено до конца, Сей­ час пока погода еще не хо­ лодная. терпимо, а вот насту­ пят морозы, темнота, как тог­ да шоферы будут устранять мелкие неисправности? Нужно подумать над этим и сейчас позаботиться о подготовке к работе зимой. Затем выступил механик ле­ соучастка тов. Ткач. Он ска­ зал: — У пас на лесоучастке нет ремонтных мастерских и, когда выходят из строя те­ лежки или другое оборудова­ ние. обращаемся к транспорт­ никам, которые не всегда нас хорошо принимают. Вот сейчас требуется ремонт двух теле­ жек, которые стоят с мая, а транспортники отказываются их ремонтировать. Кроме того, на лесоучастке имеется пило­ рама. которая до сих пор но установлена. А ведь пилома­ териал требуется всем нам. Поэтому следует только поза­ ботиться и установить ее, Горняк тов. Филатов в сво­ ем выступлении указал на то, что руководители рудника от­ крытых работ допускают не­ правильное расположение сква­ жин. Были такие случаи, что на пробуренные скважины пус­ кали трактор и вся работа бу­ рильщиков пропадала. Начальник рудника открытых работ тов. Баркалов остано­ вился на работе автотран­ спортного цеха. — Часто па вскрыше эк­ скаваторы простаивают из-за недостаточного количества ма­ шин-самосвалов. Это у нас узкое место,,—сказал он,—Но работа в августе показала, что этого может и не быть. В прошлом месяце транспорт­ ники почти вдвое больше пе­ ревезли горной массы, чем в предыдущие. Причем надо учесть, что в августе стави­ лись на клепку кузовов мно­ гие машины. А ведь это мож­ но было избежать. Если бы руководители автотранспортно­ го цеха были более предусмот­ рительны. они бы не допусти­ ли до ремонта столько машин, а систематически производили клепку кузовов. Этот факт го­ ворит о том. что при правиль­ ной организации труда тран­ спортники в силах обеспечить горняков бесперебойной рабо­ той. Директор комбината т. Са- муляк указал на то, что в цехах комбината мало уде­ ляется внимания соревнова­ нию, распространению передо­ вого опыта. Инженерно-техни­ ческие работники часто стоят в стороне от этого важного дела, а их долг—быть орга­ низаторами производства, на­ правлять и развивать творче­ скую инициативу рабочих. Тов. Самуляк также оста­ новился на роли профсоюзных и комсомольских организаций в руководстве соревнованием. — Не чувствуется энергии молодежи,—сказал тов. Саму­ ляк,—на производстве, а ведь в некоторых цехах около по­ ловины рабочих составляет мо­ лодежь. От ее активности, от ее инициативы зависит вы­ полнение плана. Участники партийно-хозяй­ ственного актива приняли по­ становление, направленное на устранение, отмеченных недо­ статков, на дальнейший рост производства. Б еседы на естественно-научные темы ПОГОДА И ЕЁ ПРЕДСНАЗАНИЕ С давних времен люди ин­ тересуются погодой. Она иг­ рает большую роль в трудовой Деятельности человека. В сель­ ском хозяйстве, например, по­ севы, уборка, а также и уход за сельскохозяйственны­ ми культурами зависят от по­ годы. Что же собой представляет погода? Она характеризуется многочисленными метеорологи­ ческими явлениями. К ним от­ носятся температура, ветер, облачность, туман, дождь, снег и другие. Ученые давно изу­ чают условия возникновения различных видов атмосферных явлений. Они выяснили, что в атмосфере возникают гигант­ ские вихри, так называемые циклоны н антициклоны. При антициклонах чаще преобла­ дает малооблачная погода без осадков, зимой—низкие, а ле­ том—высокие температуры. В области антициклона воздух движется по часовой стрелке. Как известно, в атмосфере всегда имеется ■ большое коли­ чество воды в виде водяных паров. Эта влага попадает в воздух благодаря испарению с поверхности океанов, морей и суши. Облако есть сконден­ сировавшийся (сгустившийся) водяной пар, то есть превра­ тившийся в капельки воды. От чего же зависит образо­ вание облачности и выпадение осадков? Для наглядности мы можем проиллюстрировать это таким примером. Если мы по­ местим воздух в сосуд и за­ тем станем охлаждать его, то по мере понижения темпера­ туры воздуха на стенках со­ суда появятся капельки. Ох­ лаждение воздуха заставило водяной пар сконденсировать­ ся. Такой же процесс проис­ ходит п в атмосфере при под­ нятии воздуха. Попадая из ни­ жележащих слоев атмосферы, в которых давление велико, в верхние слои, где давление значительно меньше, воздух расширяется и при этом охлаж­ дается. В результате этого водяной пар конденсируется, образуя облака. Дальнейшее поднятие воздуха вместе с об­ лачной массой приводит к то­ му, что капельки в облаке укрупняются п становятся на­ столько тяжелыми, что уже не могут держаться в воздухе, С этого момента начинается выпадение дождя (летом) или снега (зимой). По восходящим токам воздуха ученые сейчас могут рассчитать возможность выпадения осадков. Однако, чем больше промежуток време­ ни, на который нужно рассчи­ тать осадки, тем меньше бу­ дет точность этих расчетов. Похолодание пли потепление в каком-либо районе земной поверхности, как правило, свя­ зано о вторжением холодного или теплого воздуха. Тогда наступают наиболее резкие изменения температуры. По­ добные явления вполне могут быть рассчитаны, за исклю­ чением тех случаев, когда направление п скорость пере­ мещения этих масс воздуха резко меняются. Известно, что к ночи проис­ ходит понижение температуры. Если воздух в приземном слое достаточно насыщен водяны­ ми парами, но это понижение температуры часто приводит ночью к образованию росы и тумана. Метеорологи умеют точно рассчитать появление тумана. Все явления, происходящие в атмосфере, имеют физиче­ ские закономерности. Прогноз, или предсказание, погоды ос­ новывается именно на таких физических закономерностях. Для того, чтобы знать, откуда и какой идет к нам воздух, где располагаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты, нужно иметь метеоро­ логические данные о давлении, температуре, ветре, облачнос­ ти, осадках, туманах, и т. д. со всех уголков земного ша­ ра. Такие данные передают по телеграфу и радио много­ численные метеорологиские станции в различные бюро по­ годы. В нашей стране наиболь­ шее количество этих сведений сосредоточивается в Централь­ ном институте прогнозов, где они наносятся условными знач­ ками и цифрами на географи­ ческие карты. По такой карте синоптики (специалисты по предсказан^) погоды) составляют прок ; ^ погоды для любого района на­ шей страны. Они определяют, где располагаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты. Расположение цикло­ нов и антициклонов дает яс­ ное представление о том, от­ куда, куда и с какими скорос­ тями перемещаются массы воз* духа. По данным температуры и влажности можно судить- о том, какой воздух придет в тот или иной район. Но, как известно, приблизи­ тельно из пяти прогнозов оп­ равдываются только четыре. В чем же состоит главная при­ чина того, что прогнозы не всегда оправдываются? Хотя ученые уже выяснили многие, закономерности в раз­ витии погоды, но многое еще остается неизвестным. Трудно еще точно рассчитать измене­ ния в скорости перемещения циклонов, антициклонов и ат­ мосферных фронтов. Так, ес­ ли циклон двигался со ско­ ростью 30 километров в час, а затем изменил эту скорость на 60 километров в час, то в этом случае нередко могут быть значительные ошибки в расчетах. Если мы, предполо­ жим, плохую погоду ожидали на следующие сутки в Москве, то она может оказаться уже в Казани. В такой же мере иногда допускаются просчеты при определении распростра­ нения наступающего похоло­ дания или потепления в ка­ ком-либо из районов. Несмотря на всю сложность, ученые упорно работают над проблемой предсказания пого­ ды. В решении этой проблемы советские ученые с д е л а л и очень много. Можно надеяться, что недалеко то время, когда ученые всего мира тесном содружестве между собою смо­ гут добиться существенного повышения оправдываемости прогнозов погоды. F к. КАШИН. Директор Центрального института прогнозов. И. о. редактора 3. БУРОВИНА 1111 04962 Адрес редакции: нос. Никель, ул. Микояна, дом 3 Типография «Советская Печенга» Заказ 1123 тираж 1000

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz