Советская Печенга. 1955 г., сентябрь.
2 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 11 сентября 1955 года № 73 (943) За технический с прогресс, за дальнейшим рост производительности труда партийно-хозяйственного актива комбината На днях и комбинате состо ялся партийно-хозяйственный актив. С докладом о ходе вы полнения практических меро приятии по улучшению работы комбината выступил главный инженер тов. Ильин. Он отме тил, что с начала текущего года в цехах комбината идет борьба за досрочное выполне ние производственных заданий. Многие коллективы добились хороших результатов. В тече ние трех последних месяцев держит первенство в соревно вании подземный рудник. Результаты работы отдель ных горняков, например, эк скаваторщика тов. Яковлева и бригадира станка канатно ударного бурения тов. Фила това, говорят о том, что II коллектив рудника открытых работ вполне может не толь ко выполнять, но значительно перевыполнить своп задания. Июльский Пленум ЦК КПСС,—сказал тов. Ильин, — отметил, что непрерывный рост социалистического производ ства может осуществиться лишь на базе высшей техни ки, при условии неуклонного технического прогресса. Наша партия и Советское правитель ство всегда придавали и при дают первостепенное значение вопросам внедрения передовой техники в народное хозяйство. Внедрение новой техники на комбинате «Печенганикель» позволило внести коренные из менения в производство. На открытых горных работах при меняются трехкубовые экска ваторы, станки канатно-удар ного бурения, бурильные ма шины, дизельные автомашины- самосвалы, бульдозеры. Коли чество экскаваторов за послед ние два года возросло в два раза, а мощность их более, чем в три раза. В три раза увеличи лось число станков канатно- ударного бурения. Для взрыв ных работ успешно применяет ся новое влагоустойчивое ве щество, дающее очень хорошие результаты. Кроме, того, на руднике монтируется дробиль ная установка, которая будет обеспечивать щебеночным ма териалом ремонт впутрнкарьер- ных п других дорог. Подземный рудник получил новую мощную вентиляторную установку центрального про ветривания и сигнализацию движения поездов по главной откаточной штольне. Решен вопрос с перепуском руды и закладочного материала, по ступающих в подземный руд ник со вскрыши. В металлургическом цехе монтируется новый мостовой край, ведутся работы, к сожа лению очень медленно, по ме ханизации разбивки файн- штейна. Благодаря работе ра ционализаторов механизирова на вырубка углов и резка ли стового железа, идущего на кожухи электродов печи. Все это в значительной море спо собствует росту производи тельности труда металлургов. Значительно пополнились но вым оборудованием и другие цехи комбината. Применение новой техники н ряд проведенных мероприя тий по усовершенствованию производства позволили уве личить выпуск продукции. В текущем году почти вдвое больше вывозится руды, чем в 1954 году. Значительно пе ревыполняют установленные нормы по перевозке руды на вскрыше шоферы тт. Кальчу- гпн, Кашинский, Бовкун, Ми хайлов, Бысенко и ряд дру гих. Месячное, задание они вы полняют на 150—200 процен тов. Выемка горной массы на одного рабочего увеличилась более, чем в G раз но сравне нию с 1951 годом. Отмечая этп достижения, следует сказать, что имею щаяся техника на комбинате используется еще недостаточ но. Так. использование экска ваторов но времени за 7 ме сяцев составило лишь 45 про центов. Недостаточно исполь зуются станки канатно-удар ного бурения н другие меха низмы. В автотранспортном цехе, часто простаивают на ре монте автомашины-самосвалы. Все это снижает выработку. Сокращение простоев обору дования на ремонте и более полное его использование, уп лотнение рабочего времени, совершенствование приемов ра боты, позволит еще выше под нять производительность тру да, Далее тов. Ильин остано вился на вопросах руководст ва соревнованием, на состоя нии массово -воспитательной работы в цехах. Он отметил, что большие резервы таятся в налаживании обмена опытом рабочих. Достижения передо виков соревнования в комби нате не являются достоянием всех рабочих, руководство со ревнованием часто сводится лишь к п рин я т ию обяза тельств. — Наша задача, — сказал докладчик,—всемерно бороть ся за использование передовой техники, внедрение опыта пе редовиков, широко развернуть массово-воспитательную рабо ту в коллективах, мобилизо вать трудящихся на успешное выполнение задач, стоящих перед коллективом комбината. Начальник металлургическо го цеха тов. Галкин в своем выступлении сказал, что ме таллурги тратят много госу дарственных средств и време ни из-за недоработки футеров ки и частого ремонта напиль ников. II происходит это по тому, что нет дополнительно го конвертора. Он также указал на .плохую работу отдела технического снабжения комбината. — Если требуешь железо шестп-миллиметровое, то там дают 10-миллиметровое, разве это дело,—говорит т. Галкин. — Чтобы шоферы могли ра ботать высокопроизводитель но. говорит начальник эк- сплоатацип автотранспортного цеха тов. Арутюнов, — нужно прежде всего создать условия на руднике открытых работ. А то дороги так плохи, что машины преждевременно вы ходят из строя, а вести ре монт там нет условий. Начато строительство смотровых ям и то не доведено до конца, Сей час пока погода еще не хо лодная. терпимо, а вот насту пят морозы, темнота, как тог да шоферы будут устранять мелкие неисправности? Нужно подумать над этим и сейчас позаботиться о подготовке к работе зимой. Затем выступил механик ле соучастка тов. Ткач. Он ска зал: — У пас на лесоучастке нет ремонтных мастерских и, когда выходят из строя те лежки или другое оборудова ние. обращаемся к транспорт никам, которые не всегда нас хорошо принимают. Вот сейчас требуется ремонт двух теле жек, которые стоят с мая, а транспортники отказываются их ремонтировать. Кроме того, на лесоучастке имеется пило рама. которая до сих пор но установлена. А ведь пилома териал требуется всем нам. Поэтому следует только поза ботиться и установить ее, Горняк тов. Филатов в сво ем выступлении указал на то, что руководители рудника от крытых работ допускают не правильное расположение сква жин. Были такие случаи, что на пробуренные скважины пус кали трактор и вся работа бу рильщиков пропадала. Начальник рудника открытых работ тов. Баркалов остано вился на работе автотран спортного цеха. — Часто па вскрыше эк скаваторы простаивают из-за недостаточного количества ма шин-самосвалов. Это у нас узкое место,,—сказал он,—Но работа в августе показала, что этого может и не быть. В прошлом месяце транспорт ники почти вдвое больше пе ревезли горной массы, чем в предыдущие. Причем надо учесть, что в августе стави лись на клепку кузовов мно гие машины. А ведь это мож но было избежать. Если бы руководители автотранспортно го цеха были более предусмот рительны. они бы не допусти ли до ремонта столько машин, а систематически производили клепку кузовов. Этот факт го ворит о том. что при правиль ной организации труда тран спортники в силах обеспечить горняков бесперебойной рабо той. Директор комбината т. Са- муляк указал на то, что в цехах комбината мало уде ляется внимания соревнова нию, распространению передо вого опыта. Инженерно-техни ческие работники часто стоят в стороне от этого важного дела, а их долг—быть орга низаторами производства, на правлять и развивать творче скую инициативу рабочих. Тов. Самуляк также оста новился на роли профсоюзных и комсомольских организаций в руководстве соревнованием. — Не чувствуется энергии молодежи,—сказал тов. Саму ляк,—на производстве, а ведь в некоторых цехах около по ловины рабочих составляет мо лодежь. От ее активности, от ее инициативы зависит вы полнение плана. Участники партийно-хозяй ственного актива приняли по становление, направленное на устранение, отмеченных недо статков, на дальнейший рост производства. Б еседы на естественно-научные темы ПОГОДА И ЕЁ ПРЕДСНАЗАНИЕ С давних времен люди ин тересуются погодой. Она иг рает большую роль в трудовой Деятельности человека. В сель ском хозяйстве, например, по севы, уборка, а также и уход за сельскохозяйственны ми культурами зависят от по годы. Что же собой представляет погода? Она характеризуется многочисленными метеорологи ческими явлениями. К ним от носятся температура, ветер, облачность, туман, дождь, снег и другие. Ученые давно изу чают условия возникновения различных видов атмосферных явлений. Они выяснили, что в атмосфере возникают гигант ские вихри, так называемые циклоны н антициклоны. При антициклонах чаще преобла дает малооблачная погода без осадков, зимой—низкие, а ле том—высокие температуры. В области антициклона воздух движется по часовой стрелке. Как известно, в атмосфере всегда имеется ■ большое коли чество воды в виде водяных паров. Эта влага попадает в воздух благодаря испарению с поверхности океанов, морей и суши. Облако есть сконден сировавшийся (сгустившийся) водяной пар, то есть превра тившийся в капельки воды. От чего же зависит образо вание облачности и выпадение осадков? Для наглядности мы можем проиллюстрировать это таким примером. Если мы по местим воздух в сосуд и за тем станем охлаждать его, то по мере понижения темпера туры воздуха на стенках со суда появятся капельки. Ох лаждение воздуха заставило водяной пар сконденсировать ся. Такой же процесс проис ходит п в атмосфере при под нятии воздуха. Попадая из ни жележащих слоев атмосферы, в которых давление велико, в верхние слои, где давление значительно меньше, воздух расширяется и при этом охлаж дается. В результате этого водяной пар конденсируется, образуя облака. Дальнейшее поднятие воздуха вместе с об лачной массой приводит к то му, что капельки в облаке укрупняются п становятся на столько тяжелыми, что уже не могут держаться в воздухе, С этого момента начинается выпадение дождя (летом) или снега (зимой). По восходящим токам воздуха ученые сейчас могут рассчитать возможность выпадения осадков. Однако, чем больше промежуток време ни, на который нужно рассчи тать осадки, тем меньше бу дет точность этих расчетов. Похолодание пли потепление в каком-либо районе земной поверхности, как правило, свя зано о вторжением холодного или теплого воздуха. Тогда наступают наиболее резкие изменения температуры. По добные явления вполне могут быть рассчитаны, за исклю чением тех случаев, когда направление п скорость пере мещения этих масс воздуха резко меняются. Известно, что к ночи проис ходит понижение температуры. Если воздух в приземном слое достаточно насыщен водяны ми парами, но это понижение температуры часто приводит ночью к образованию росы и тумана. Метеорологи умеют точно рассчитать появление тумана. Все явления, происходящие в атмосфере, имеют физиче ские закономерности. Прогноз, или предсказание, погоды ос новывается именно на таких физических закономерностях. Для того, чтобы знать, откуда и какой идет к нам воздух, где располагаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты, нужно иметь метеоро логические данные о давлении, температуре, ветре, облачнос ти, осадках, туманах, и т. д. со всех уголков земного ша ра. Такие данные передают по телеграфу и радио много численные метеорологиские станции в различные бюро по годы. В нашей стране наиболь шее количество этих сведений сосредоточивается в Централь ном институте прогнозов, где они наносятся условными знач ками и цифрами на географи ческие карты. По такой карте синоптики (специалисты по предсказан^) погоды) составляют прок ; ^ погоды для любого района на шей страны. Они определяют, где располагаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты. Расположение цикло нов и антициклонов дает яс ное представление о том, от куда, куда и с какими скорос тями перемещаются массы воз* духа. По данным температуры и влажности можно судить- о том, какой воздух придет в тот или иной район. Но, как известно, приблизи тельно из пяти прогнозов оп равдываются только четыре. В чем же состоит главная при чина того, что прогнозы не всегда оправдываются? Хотя ученые уже выяснили многие, закономерности в раз витии погоды, но многое еще остается неизвестным. Трудно еще точно рассчитать измене ния в скорости перемещения циклонов, антициклонов и ат мосферных фронтов. Так, ес ли циклон двигался со ско ростью 30 километров в час, а затем изменил эту скорость на 60 километров в час, то в этом случае нередко могут быть значительные ошибки в расчетах. Если мы, предполо жим, плохую погоду ожидали на следующие сутки в Москве, то она может оказаться уже в Казани. В такой же мере иногда допускаются просчеты при определении распростра нения наступающего похоло дания или потепления в ка ком-либо из районов. Несмотря на всю сложность, ученые упорно работают над проблемой предсказания пого ды. В решении этой проблемы советские ученые с д е л а л и очень много. Можно надеяться, что недалеко то время, когда ученые всего мира тесном содружестве между собою смо гут добиться существенного повышения оправдываемости прогнозов погоды. F к. КАШИН. Директор Центрального института прогнозов. И. о. редактора 3. БУРОВИНА 1111 04962 Адрес редакции: нос. Никель, ул. Микояна, дом 3 Типография «Советская Печенга» Заказ 1123 тираж 1000
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz