Советская Печенга. 1955 г., май.
2 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 29 мая 1955 года № 43 (913) Партийная жизнь Организованно закончим учебный год в сети партийного просвещения Завершается учебный год в сети партийного просвещения. В кружках п политшколах про водятся итоговые занятия, коммунисты—слушатели круж ков п политшкол определяют результаты своей работы, на мечают задачи на будущее. Организованно в течение учебного года проходили заня тия в кружке при партийной организации подсобного хозяй ства. Слушатели его—зоотех ники, бригадиры-полеводы и механизаторы упорно овладе вали основами марксистско-ле нинской науки. Глубоко изу чая историю Коммунистической партии Советского Союза, они сделали значительный шаг вперед, в дело познания зако нов общественного развития и повышения своей политичес кой сознательности. В течение учебного года они изучили пять глав краткого курса ис тории партии, подробно озна комились с решениями январ ского Пленума ЦК КПСС и ма териалами второй сессии Вер ховного Совета СССР. Умело проводила занятия пропагандист тов. Микуленко. Знакомя слушателей с новой темой, она в вводной беседе Беседы на естественно-научные темы Почешу люди говорят на разных языках всегда приводила конкретные примеры, использовала нагляд ные пособия, увязывала изу чаемый историчесткий матери ал с современной обстановкой. Занятия проводились методом развернутой беседы и проходи ли всегда оживленно. Слуша тели принимали активное учас тие в обсуждении поднятых вопросов. Политическая учеба помога ла слушателям правильно раз бираться в конкретных вопро сах хозяйственной работы и общественной жизни. Так, слу шатели кружка тт. Валькова, Безрук, Сикора и другие ус пешно выполняют все задания на порученных нм участках хозяйственной работы, ведут .агитационную работу среди ра ботников коллектива. Тов. Без рук в связи с решениями ян варского Пленума ЦК КПСС неоднократно выступала перед животноводами с докладами о развитии и повышении продук тивности животноводства. Все слушатели этого круж ка организованно закончили учебный год н продолжают ра боту по политическому само образованию. А МОРОЗОВ. Деятельность одного лектория Лекторий, созданный в на чале учебного года при партий ной организации металлурги ческого цеха, посещали на чальники смен, бригадиры,мас тера. Читаемые здесь лекции помогали слушателям в само стоятельной работе по повы шению знаний в конкретной экономике. Всего по экономи ческим вопросам было прочи тано 20 лекций. С большим вниманием были прослушаны лекции о плани ровании производства, о себе стоимости и производительнос ти труда, об организации ра боты на металлургическом предприятии. По просьбе слу шателей были также прочита ны лекции по химии, матема тике и физике. Подводя итоги работы лек тория, слушатели говорили о необходимости в будущем боль ше уделить внимания конкрет ным вопросам улучшения про изводства в нашем цехе, по- ' высить качество лекций. Крутон занончил работу Многие коммунисты партий ной организации лесоучастка в течение учебного года зани мались в кружке но изучению истории КПСС. Руководил круж ком пропагандист тов. Шата- ев. Помимо программного ма териала много внимания слу шатели кружка уделили глу бокому изучению материалов январского Пленума ЦК КПСС. Коммунисты закончили изу чение намеченные по плану темы и подвели результаты учебного года. Итоговые бесе ды показали, что слушатели хорошо усвоили программный материал, лучше стали разби раться в сложных вопросах по литики нашей партии. На собрании слушатели кружка обсудили мероприятия по дальнейшей рабле над по вышением своего пдейно-поли тического уровня. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди об щаются друг с другом, обме ниваются мыслями и добива ются взаимного понимания. Звуковой язык в истории че ловечества является одной из тех сил, которые помогли лю дям выделиться из животного мира, объединиться в обще ства, развить свое мышление, организовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами природы п дойти дотого прогресса, кото рый мы нмеем в настоящее время. Так определяет марк сизм роль и значение языка в человеческом обществе. Люди давно уже стремились объяснить, как впервые за говорил человек, как зародил ся язык. Существуют легенды о «бо жественном» происхождении языка. Например, библейское иреданив рассказывает, что бог создал все сущее и всему дал имя. Различные языки появились якобы после вави лонского столпотворения, ког да люди будто бы за грехи были наказаны тем, что пере стали понимать друг друга. Марксистская наука опровер гает все эти измышления ре лигии и лжеученых о проис хождении языка. Марксизм учит, что решаю щую роль в возникновении п развитии языка п мышления человека играет труд. Первым шагом для перехода от обезья ны к человеку было усвоение человекоиодо.брымп обезьяна ми прямой походки. Это дало возможность им высвободить )уку и усовершенствовать ее в процессе труда, а также свободно пользоваться легки ми и голосовыми связками, без чего невозможна челове ческая речь. Труд создал че ловека. Тот же общественный труд заставил человека заго ворить. Разум и речь рождались од новременно, в процессе обще ственного труда первобытных людей. Развитие и усложне ние труда оказывало влияние па величину мозга человека и его строение. Самые простые трудовые навыки былп немыс лимы без разума без языка. «Сначала труд, а затем п вме сте с ним* членораздельная речь»,—писал Энгельс. Совместная трудовая дея тельность сближала людей. Потребность сказать объяс нить что-то друг другу в про цессе труда у первобытных людей непрестанно■усилива лась по мере его усложнения. Эта потребность постепенно приспособила неразвитую гор тань первобытного человека для более сложных движений, а органы речи научились про износить один членораздель ный звук за другим. Каждая новая победа чело веческого разума, каждое но вое понятие, возникавшее в коллективном труде, закрепля лись в языке. Язык все время развивался и совершенство вался. Когда же впервые на зем ном шаре зазвучала челове ческая речь? На этот вопрос помогают нам ответить рас копки древних поселений и стоянок человека. Изучая по древним находкам жизнь на ших далеких предков, ученые установили, что человек на учился изготовлять орудия труда примерно полмиллиона лет назад. Следовательно, 500 тысяч лет назад уже звучала человеческая речь, начал раз виваться язык человека. Об этом же свидетельствуют со хранившиеся до наших дней скелеты людей того времени. Строение нижней челюсти и вы прямленная посадка головы ископаемого ч е л о в е к а под тверждают, что он уже мог говорить. Понятно, что за полмиллио на лет «первичный» язык Iсильно изменился. Ни в одном из современных и ни в одном I из древних языков не сохра- ,нилось остатков того языка, I на котором впервые загово рили люди. Однако советские языковеды, вооруженные марк систско-ленинской теорией, накапливают все больше на блюдений и фактов, чтобы от ветить на вопрос, каким был язык первобытного человека. Наши далекие предки зна ли неизмеримо меньше, чем современные люди. В том язы ке, на котором впервые заго ворил человек, было очень ма ло слов. Эти слова обознача ли те предметы и явления, которые окружали людей, то есть без чего первобытный че ловек не мог трудиться и жить: рука, палка, камень, [есть, пить, ходить, брать. «Первичный» язык отличал ся характерной особенностью: все его слова былп конкрет ны, общих слов-понятий на ранней ступени языка и мыш ления еще не встречалось. Мы употребляем, например, слово «костер» как общее понятие, обозначающее все виды кост ра—большого или малого, пы лающего пли тлеющего. Иначе думали и говорили первобыт ные люди. Так, язык корен ного населения острова Тасма ния, истребленного колониза торами в конце прошлого ве ка, сохранял древние черты, У тасманийцев, живших отста лым первобытно -общинным строем, не было одного обще го слова для названия костра. Ярко горящий костер они на зывали одним словом, тлею щий костер—другим, погас ший—третьим. Этот факт показывает, что обобщения, отвлеченные мыс ли давались человеку не сра зу. Так же постепенно разви валась и его речь, в которой закреплялись успехи мышле ния. На земном шаре сейчас су ществует свыше двух тысяч языков. Среди них есть и та кие языки «гиганты», как ки тайский, русский, английский, испанский. На русском языке, например, говорит свыше-' 100 миллионов человек. Но имеют ся языки-«карлики». На Кав казе в одном пз аулов живет небольшая народность—бац- биВцы—всего 500 человек, говорящих на своем языке. В различных языках один и тот же предмет пли явление нередко имеет разное назва ние. Так, лошадь по-немецки будет «пферд», по-французски «шеваль», по-турецки «ат», по-венгерски «ло», по-гречески «алого» и т. д. Подобны^ раз личия объясняются тек.' что языки прошли длительный и сложный путь самостоятель ного развития. В группах род ственных языков многие сло ва обычно являются сходными, изменено иногда лишь нх про изношение. Для наглядности сравним украинское «кинь», чешское «кунь», словацкое «куонь» с русским словом «конь». Н. КОНДРАШОВ. Кандидат филологических наук. (Окончание в следующем номере) Опыт бригады знатного механизатора тов. Шацкого На полях Кубани нынеш -1 вавшпсь, мы ввели на культи- ией весной резко увеличились вации две смены, результаты Смоленская область. При Рославльском районном коми тете партии работает семинар районного партийного актива по изучению экономики сельского хозяйства. ^ 11а снимке: главынй агроном Прпгорьевской МТС Рос- лавльского района 11. М. Кнсь проводит занятие с партакти вом по теме „Выращивание кукурузы". Фотохроника 1А (Х посевы кукурузы. Немало воз растает и объем культивации. Отличных результатов доби лась тракторная бригада знат ного механизатора страны де путата Верховного Совета СССР тов. Шацкого из Михайлов ской МГС. — Наши трактористы,— го ворит тов. Шацкий,— работав шие на культивации в одну смену—весь световой день— выполняли норму на 130—140 процентов. По производитель ность их была неравномерна. Хронометраж показал, что во (торой половине дня за час культивируется вдвое меньше, чем за час утром. Посовето- получились отличные. На трак торе «Универсал» тракторист И. Салтовскнй 8 мая за све товой день прокультивировал 19 гектаров при норме 15. На следующий день выработка его поднялась до 21 гектара. Но больше он не мог поднять производительность без ущерба для качества. И мая уже при двухсменной работе Н. Салтов- ский с 4 часов утра до 12 дня прокультивировал 16 гек таров. Затем его сменил Ф. Субботин, который до вече ра сделал столько же. Таким образом, одним культиватором был обработан не 21 гектар, а уже 32. Эффективность ис пользования тракторов п при цепных орудий благодаря двух сменной работе выросла в пол тора раза. Теперь дневная вы работка на этот трактор уже поднялась до 35 гектаров. (ТАСС) Ответственный редактор А. ВИТОЛ. Напоминаем руководителям предприятий, учреждений и организаций, что до 1 июня необходимо представить цент- росберкассе покупюрные заяв ки (форму 1-50) на облигации госзайма (выпуск 1955 года). ПН 00203 Адрес редакции; псс. Никель, уд. Микояна, дом 3 Типография «Советская Печенгаг Заказ 691 тираж 1000
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz