Советская Печенга. 1955 г., май.

2 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 29 мая 1955 года № 43 (913) Партийная жизнь Организованно закончим учебный год в сети партийного просвещения Завершается учебный год в сети партийного просвещения. В кружках п политшколах про­ водятся итоговые занятия, коммунисты—слушатели круж­ ков п политшкол определяют результаты своей работы, на­ мечают задачи на будущее. Организованно в течение учебного года проходили заня­ тия в кружке при партийной организации подсобного хозяй­ ства. Слушатели его—зоотех­ ники, бригадиры-полеводы и механизаторы упорно овладе­ вали основами марксистско-ле­ нинской науки. Глубоко изу­ чая историю Коммунистической партии Советского Союза, они сделали значительный шаг вперед, в дело познания зако­ нов общественного развития и повышения своей политичес­ кой сознательности. В течение учебного года они изучили пять глав краткого курса ис­ тории партии, подробно озна­ комились с решениями январ­ ского Пленума ЦК КПСС и ма­ териалами второй сессии Вер­ ховного Совета СССР. Умело проводила занятия пропагандист тов. Микуленко. Знакомя слушателей с новой темой, она в вводной беседе Беседы на естественно-научные темы Почешу люди говорят на разных языках всегда приводила конкретные примеры, использовала нагляд­ ные пособия, увязывала изу­ чаемый историчесткий матери­ ал с современной обстановкой. Занятия проводились методом развернутой беседы и проходи­ ли всегда оживленно. Слуша­ тели принимали активное учас­ тие в обсуждении поднятых вопросов. Политическая учеба помога­ ла слушателям правильно раз­ бираться в конкретных вопро­ сах хозяйственной работы и общественной жизни. Так, слу­ шатели кружка тт. Валькова, Безрук, Сикора и другие ус­ пешно выполняют все задания на порученных нм участках хозяйственной работы, ведут .агитационную работу среди ра­ ботников коллектива. Тов. Без­ рук в связи с решениями ян­ варского Пленума ЦК КПСС неоднократно выступала перед животноводами с докладами о развитии и повышении продук­ тивности животноводства. Все слушатели этого круж­ ка организованно закончили учебный год н продолжают ра­ боту по политическому само­ образованию. А МОРОЗОВ. Деятельность одного лектория Лекторий, созданный в на­ чале учебного года при партий­ ной организации металлурги­ ческого цеха, посещали на­ чальники смен, бригадиры,мас­ тера. Читаемые здесь лекции помогали слушателям в само­ стоятельной работе по повы­ шению знаний в конкретной экономике. Всего по экономи­ ческим вопросам было прочи­ тано 20 лекций. С большим вниманием были прослушаны лекции о плани­ ровании производства, о себе­ стоимости и производительнос­ ти труда, об организации ра боты на металлургическом предприятии. По просьбе слу­ шателей были также прочита­ ны лекции по химии, матема­ тике и физике. Подводя итоги работы лек­ тория, слушатели говорили о необходимости в будущем боль­ ше уделить внимания конкрет­ ным вопросам улучшения про­ изводства в нашем цехе, по- ' высить качество лекций. Крутон занончил работу Многие коммунисты партий­ ной организации лесоучастка в течение учебного года зани­ мались в кружке но изучению истории КПСС. Руководил круж­ ком пропагандист тов. Шата- ев. Помимо программного ма­ териала много внимания слу­ шатели кружка уделили глу­ бокому изучению материалов январского Пленума ЦК КПСС. Коммунисты закончили изу­ чение намеченные по плану темы и подвели результаты учебного года. Итоговые бесе­ ды показали, что слушатели хорошо усвоили программный материал, лучше стали разби­ раться в сложных вопросах по ­ литики нашей партии. На собрании слушатели кружка обсудили мероприятия по дальнейшей рабле над по­ вышением своего пдейно-поли тического уровня. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди об­ щаются друг с другом, обме­ ниваются мыслями и добива­ ются взаимного понимания. Звуковой язык в истории че­ ловечества является одной из тех сил, которые помогли лю­ дям выделиться из животного мира, объединиться в обще­ ства, развить свое мышление, организовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами природы п дойти дотого прогресса, кото­ рый мы нмеем в настоящее время. Так определяет марк­ сизм роль и значение языка в человеческом обществе. Люди давно уже стремились объяснить, как впервые за­ говорил человек, как зародил­ ся язык. Существуют легенды о «бо­ жественном» происхождении языка. Например, библейское иреданив рассказывает, что бог создал все сущее и всему дал имя. Различные языки появились якобы после вави­ лонского столпотворения, ког­ да люди будто бы за грехи были наказаны тем, что пере­ стали понимать друг друга. Марксистская наука опровер­ гает все эти измышления ре­ лигии и лжеученых о проис­ хождении языка. Марксизм учит, что решаю­ щую роль в возникновении п развитии языка п мышления человека играет труд. Первым шагом для перехода от обезья­ ны к человеку было усвоение человекоиодо.брымп обезьяна­ ми прямой походки. Это дало возможность им высвободить )уку и усовершенствовать ее в процессе труда, а также свободно пользоваться легки­ ми и голосовыми связками, без чего невозможна челове­ ческая речь. Труд создал че­ ловека. Тот же общественный труд заставил человека заго­ ворить. Разум и речь рождались од­ новременно, в процессе обще­ ственного труда первобытных людей. Развитие и усложне­ ние труда оказывало влияние па величину мозга человека и его строение. Самые простые трудовые навыки былп немыс­ лимы без разума без языка. «Сначала труд, а затем п вме­ сте с ним* членораздельная речь»,—писал Энгельс. Совместная трудовая дея­ тельность сближала людей. Потребность сказать объяс­ нить что-то друг другу в про­ цессе труда у первобытных людей непрестанно■усилива­ лась по мере его усложнения. Эта потребность постепенно приспособила неразвитую гор­ тань первобытного человека для более сложных движений, а органы речи научились про­ износить один членораздель­ ный звук за другим. Каждая новая победа чело­ веческого разума, каждое но­ вое понятие, возникавшее в коллективном труде, закрепля­ лись в языке. Язык все время развивался и совершенство­ вался. Когда же впервые на зем­ ном шаре зазвучала челове­ ческая речь? На этот вопрос помогают нам ответить рас­ копки древних поселений и стоянок человека. Изучая по древним находкам жизнь на­ ших далеких предков, ученые установили, что человек на­ учился изготовлять орудия труда примерно полмиллиона лет назад. Следовательно, 500 тысяч лет назад уже звучала человеческая речь, начал раз­ виваться язык человека. Об этом же свидетельствуют со­ хранившиеся до наших дней скелеты людей того времени. Строение нижней челюсти и вы­ прямленная посадка головы ископаемого ч е л о в е к а под­ тверждают, что он уже мог говорить. Понятно, что за полмиллио­ на лет «первичный» язык Iсильно изменился. Ни в одном из современных и ни в одном I из древних языков не сохра- ,нилось остатков того языка, I на котором впервые загово­ рили люди. Однако советские языковеды, вооруженные марк­ систско-ленинской теорией, накапливают все больше на­ блюдений и фактов, чтобы от­ ветить на вопрос, каким был язык первобытного человека. Наши далекие предки зна­ ли неизмеримо меньше, чем современные люди. В том язы­ ке, на котором впервые заго­ ворил человек, было очень ма­ ло слов. Эти слова обознача­ ли те предметы и явления, которые окружали людей, то есть без чего первобытный че­ ловек не мог трудиться и жить: рука, палка, камень, [есть, пить, ходить, брать. «Первичный» язык отличал­ ся характерной особенностью: все его слова былп конкрет­ ны, общих слов-понятий на ранней ступени языка и мыш­ ления еще не встречалось. Мы употребляем, например, слово «костер» как общее понятие, обозначающее все виды кост­ ра—большого или малого, пы­ лающего пли тлеющего. Иначе думали и говорили первобыт­ ные люди. Так, язык корен­ ного населения острова Тасма­ ния, истребленного колониза­ торами в конце прошлого ве­ ка, сохранял древние черты, У тасманийцев, живших отста­ лым первобытно -общинным строем, не было одного обще­ го слова для названия костра. Ярко горящий костер они на­ зывали одним словом, тлею­ щий костер—другим, погас­ ший—третьим. Этот факт показывает, что обобщения, отвлеченные мыс­ ли давались человеку не сра­ зу. Так же постепенно разви­ валась и его речь, в которой закреплялись успехи мышле­ ния. На земном шаре сейчас су­ ществует свыше двух тысяч языков. Среди них есть и та­ кие языки «гиганты», как ки­ тайский, русский, английский, испанский. На русском языке, например, говорит свыше-' 100 миллионов человек. Но имеют­ ся языки-«карлики». На Кав­ казе в одном пз аулов живет небольшая народность—бац- биВцы—всего 500 человек, говорящих на своем языке. В различных языках один и тот же предмет пли явление нередко имеет разное назва­ ние. Так, лошадь по-немецки будет «пферд», по-французски «шеваль», по-турецки «ат», по-венгерски «ло», по-гречески «алого» и т. д. Подобны^ раз­ личия объясняются тек.' что языки прошли длительный и сложный путь самостоятель­ ного развития. В группах род­ ственных языков многие сло­ ва обычно являются сходными, изменено иногда лишь нх про­ изношение. Для наглядности сравним украинское «кинь», чешское «кунь», словацкое «куонь» с русским словом «конь». Н. КОНДРАШОВ. Кандидат филологических наук. (Окончание в следующем номере) Опыт бригады знатного механизатора тов. Шацкого На полях Кубани нынеш -1 вавшпсь, мы ввели на культи- ией весной резко увеличились вации две смены, результаты Смоленская область. При Рославльском районном коми­ тете партии работает семинар районного партийного актива по изучению экономики сельского хозяйства. ^ 11а снимке: главынй агроном Прпгорьевской МТС Рос- лавльского района 11. М. Кнсь проводит занятие с партакти­ вом по теме „Выращивание кукурузы". Фотохроника 1А (Х посевы кукурузы. Немало воз растает и объем культивации. Отличных результатов доби­ лась тракторная бригада знат­ ного механизатора страны де­ путата Верховного Совета СССР тов. Шацкого из Михайлов­ ской МГС. — Наши трактористы,— го­ ворит тов. Шацкий,— работав­ шие на культивации в одну смену—весь световой день— выполняли норму на 130—140 процентов. По производитель­ ность их была неравномерна. Хронометраж показал, что во (торой половине дня за час культивируется вдвое меньше, чем за час утром. Посовето- получились отличные. На трак­ торе «Универсал» тракторист И. Салтовскнй 8 мая за све­ товой день прокультивировал 19 гектаров при норме 15. На следующий день выработка его поднялась до 21 гектара. Но больше он не мог поднять производительность без ущерба для качества. И мая уже при двухсменной работе Н. Салтов- ский с 4 часов утра до 12 дня прокультивировал 16 гек­ таров. Затем его сменил Ф. Субботин, который до вече­ ра сделал столько же. Таким образом, одним культиватором был обработан не 21 гектар, а уже 32. Эффективность ис­ пользования тракторов п при­ цепных орудий благодаря двух­ сменной работе выросла в пол­ тора раза. Теперь дневная вы­ работка на этот трактор уже поднялась до 35 гектаров. (ТАСС) Ответственный редактор А. ВИТОЛ. Напоминаем руководителям предприятий, учреждений и организаций, что до 1 июня необходимо представить цент- росберкассе покупюрные заяв­ ки (форму 1-50) на облигации госзайма (выпуск 1955 года). ПН 00203 Адрес редакции; псс. Никель, уд. Микояна, дом 3 Типография «Советская Печенгаг Заказ 691 тираж 1000

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz