Советская Печенга. 1951 г., май.

В О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г юьзакязиапа^диатасн 27 мая 1951 года В п о м о 1 ц ъ а г и т а т о р у ( Цифры и фанты велиних строинах I коммунизма, Новым знаменательным эта­ пом в осуществлении сталинской программы создания материаль­ но-технической базы коммуниз­ ма в нашей стране является сооружение гигантских гидро­ электростанций, каналов, обвод­ нительных ц оросительных си­ стем. В их строительстве участвует весь советский народ. Все пе­ редовое человечество с восхи­ щением следит за грандиозны­ ми работами, развернувшимися на берегах Волги, Днепра, До­ на, на трассах каналов в Турк­ мении, Донской степи, на Юж­ ной Украине и в Се в е р н о м Крыму. Великие стройки дадут ог­ ромное количество электроэнер­ гии промышленности и сель­ скому хозяйству. Наша Родина получит мощную систему вод­ ных путей. Гигантские гидро­ электростанции и каналы пре­ образят п р и р о д у обширных районов страны. На пустынных и полупустынных ныне землях будут собираться высокие уро­ жаи пшеницы и хлопка, раски­ нутся сады и виноградники. Сооружение великих строек коммунизма является новым гигантским шагом в развитии производительных сил советско­ го общества. Оно выражает ог­ ромную заботу партии, прави­ тельства, товарища Сталина о советских людях, о неуклон­ ном подъеме материального и культурного уровня строителей коммунизма. Миллиарды киловатт-часов электроэнергии Новые гидроэлектростанции в среднем ежегодно будут выра­ батывать свыше 22 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Это количество превышает то, которое дают все электростанции Италии. Потоки дешевой электроэнер­ гии вызовут новый под'ем всех отраслей социалистической про­ мышленности. Огромная цифра — 22 миллиарда киловатт-ча­ сов станет более наглядной, если вспомнить, что для добы­ чи одной тонны угля требует­ ся 15, нефти — 28, выплавки одной тонны чугуна—150 кило- ватт-часов электроэнергии. Что­ бы выпустить одну легковую машину, следует затратить от 1500 до 180»! киловатт-часов, мощный трактор 5000, па­ ровоз «ФД» — GO.ООО, четы­ рехмоторный самолет - J50.000 киловатт-часов электроэнергии. Общая мощность Куйбышев­ ской, Сталинградской, Кахов­ ской, Цимлянской ГЭС н гид­ роэлектростанций в Туркмении составит свыше четырех .мил­ лионов киловатт. Она в четыре раза превысит мощность всех электростанций, которые рабо­ тали в царской России. Каждый киловатт мощности высвобождает 10 человек, за­ пятых физическим трудом. Та­ ким образом, мощность новых гидростанций способна заменить труд 40 миллионов человек т. е. население всей Англии. В средний по водности год Куйбышевская и Сталинград­ ская гидроэлектростанции да­ дут до 20 миллиардов кило- ватт-часов электроэнергии. Их производство в 11 раз превысит то количество электроэнергии, которое производилось во всей царской России в 1913 году. Чтобы получить столько элек­ троэнергии, сколько дадут оба волжских гиганта, потребова­ лось бы ежегодно сжигать око­ ло 20 миллионов тонн топлива. * * Для передачи электроэнергии Куйбышевской н Сталинград­ ской ГЭС планируются высоко­ вольтные линии общей протя­ женностью до 1000 километ­ ров. Их напряжение будет са­ мым высоким в мире напря­ жением промышленного тока. До спх пор самой дальней линией электропередачи счита­ лась линия, идущая от Боул- дердамской гидростанции в США. Она имеет протяженность 428 километров. Более 10 миллиардов кило- ватт-часов электроэнергии дадут каждый год гигантские волж­ ские гидроэлектростанции Мо­ скве. Чтобы выработать такое- количество энергии, в столице нашей Родины пришлось бы построить 40 новых тепловых электростанций но 50 тысяч ки­ ловатт каждая. Возрождаемые земли Более 25 миллиардов куби­ ческих метров воды ежегодно несет Дон в Азовское море. Эта вода, которой можно оросить более 5 миллионов гектаров засушливых земель, бесполезно испаряется. В два с лишним ра­ за больше воды несут в моря каждая в отдельности р е к и Днепр п Аму-Дарья и в десять раз больше — Волга. Великие стройки коммунизма дадут возможность поставить колоссальные запасы энергия и воды этих ч е т ы р е х рек на службу трудящимся. * Стройки коммунизма - - Куй­ бышевская, Сталинградская гид­ роэлектростанции и Главный Туркменский канал Аму-Дарья — Красноводск -- дадут коду для орошения и обводнения 22 миллионов гектаров земель. Цветущими полями станут площади почти в восемь раз большие, чем вся орошаемая долина Пила, история иррига­ ции которой имеет тысячелет­ нюю давность. Эти площади в два с половиной раза пре­ высят территорию, которую за последние сто лет сумели оро­ сить н обводнил. США (8 мил­ лионов гектаров]. Они в 14 раз больше всей посевной площади Дании, в 25 раз больше посев­ ной площади Голландии и в 45 раз превышают посевную пло­ щадь Бельгии. Все великие стройки — на Волге, Дону, Днепре, в Турк­ мении, на юге Украины и в Крыму . дадут возможность через 0 7 лет оросить и об­ воднить более 28 миллионов гектаров земель. Эта площадь превышает территорию вместсскому хозяйству. Они снижают взятых Англии, Бельгии, Гол- урожай пшеницы до 3 - 5 ландии, Швейцарии и Дании. центнеров с гектара, а в от­ дельных районах вовсе уни­ чтожают его. хранилище К',Йбышеискос -Мо­ ре, — плотина Куйбышевско­ го гидроузла сильно поднимет уровень Волги па всем протя­ жении от Куйбышева до Каза­ ни. Город Казань окажется па берегу Волги. Поднимет уро­ вень волжской воды и плотина Сталинградского гидроузла. Об­ щая - площадь водохранилищ, созданных на Волге, превысит 25.000 квадj i атпых киломсгров, т. е, будет чуть меньше тер­ ритории такого государства, как Бельгия. Главный Туркменский канал Аму-Дарья —■Красноводск про­ тянется на длину 1.100 кило­ метров. Такой канал мог бы соединить между собой Среди­ земное и Балтийское моря, пе­ ресекая всю Западную Европу. О количестве воды, которую по­ несет в пустыни канал, мож­ но судить хотя бы по тому, что по водности оп будет равен ре­ ке Днепр в летние месяцы. * Ни один канал на земном шаре пе может сравниться по длине с Главным Туркменским каналом. Крупнейшие иррига­ ционные сооружения мираимеют протяженность: Нижне-Гангский оросительный канал в Индии — 850 километров, канал Иосифа в Египте—420 километров, су­ доходный капал в Америке меж­ ду рекой Гудзон п озером Эри — 560 километров, Средне- Германский канал — 5(56 ки­ лометров. По площади орошения Глав­ ный Туркменский канал также превосходит все, что было соз­ дано на земном шаре. Наибо­ лее крупные оросительные ка­ налы — Верхне - Гапгский п Нижне-Гангский — дают воду всего 650 тысячам гектаров. Главный Туркменский канал оросит вдвое большую площадь и, кроме того, обводнит 7 мил­ лионов гектаров земель. * * 1 миллион 300 тысяч гекта­ ров земель оросит Главный Туркменский канал в Кара- Калпакии п Туркмении. С вво­ дом в действие новой ороситель­ ной сети производство хлопка- сырца в Туркмении увеличит­ ся в 7 — 8 раз. Значительно вырастет также площадь садов, виноградников и огородов. В Туркмении будут разводиться такие культуры, -как маслины, хурма, инжир, финиковая паль­ ма. На новую высокую ступень поднимется шелководство. Главный Туркменский канал обводнит в пустыне Кара-Ку­ мы 7 миллионов гектаров паст-j бшц. $10 создаст условия для мощного под‘сма общественного животноводства. Возрастет по­ головье крупного рогатого ско­ та: увеличатся стада каракуль­ ских овец, количество ’лошадей. * * считается одним из крупнейших районов озимой пшеницы в СССР. Однако в за­ сушливые годы суховеи нано­ сят здесь огромный вред сель- С сооруди Волге вдол будет созда орошаемых природные синем гидроузлов па ь ее левого берега н сплошной массив земель. Изменятся условия этого pafio- Образовав гигантское водо­ пн, сельское хозяйство пере­ станет зависеть от капризов природы. О том, что даст оро­ шение районам Заволжья, го­ ворят работы отдельных опыт­ ных станций, получающих здесь на поливных участках с гекта­ ра.: озимой пшеницы—30^-35 центнеров, картофеля - до 300 центнеров, сахарной свеклы —- до 450 центнеров. С осуществ­ лением сталинских строек За­ волжье превратится в крупней­ шую зерновую базу страны, станет новым богатейшим райо­ ном выращивания сахарной свеклы. До 250 — 300 пудов пшени­ цы. с гектара смогут собирать колхозы Сталинградской обла­ сти, когда воды оросительных систем, создаваемых па базе Волго-Донского судоходного ка­ нала, придут па их поля. Ва- луйская опытная мелиоратив­ ная станция, например, собра­ ла здесь в прошлом году па орошаемых землях по 52 цент­ нера яровой и по 56 центне­ ров озимой пшеницы с гектара. Па переломе X IX и XX ве­ ков в южных районах Украи­ ны пз 60 лет было двадцать засушливых. В годы, когда плодородные, украинские земли поражала засуха, урожайность полей резко падала. Основной культуры этих районов — ози­ мой пшеницы—удавалось соби­ рать только от 0,9 до 3 цент­ неров с гектара. Создание гидроэлектростан­ ции и каналов преобразит эко­ номику юга Украины. 3.200 гектаров земель Херсонской, Запорожской, Николаевской и Днепропетровской о б л а с т е й УССР и северных районов Кры­ ма превратятся в плодородные нивы, богатейшие пастбища. Здесь раскинутся необозримые ноля озимой пшеницы, зацве­ тут плантации хлопчатника, вырастут сады и виноградники. Орошение южных р а й о и о в УССР даст возможность соби­ рать устойчивые урожаи: ози­ мой пшеницы в среднем до 30 —35 центнеров, хлопка — до 18 — 20 центнеров, картофеля — до 300 центнеров, сахарной свеклы — до 400 — 500 цент­ неров, винограда и фруктов — до 80 —90 центнеров с гектара. Новые водные пути Новая транспортная система, которая будет создана в связи с сооруженном величественных строек коммунизма, свяжет важ­ нейшие районы СССР, обеспе­ чит невиданный грузооборот. Все пять морей европейской части страны соединятся вод­ ными путями. Новые железно­ дорожные магистрали пересекут в широтном направлении волж­ ский водный путь. Густая сеть автострад.покроет просторы на­ шей Родины. * * Главный Туркменский канал станет громадной транспортной магистралью страны. Возрастет транспортное значение Аму- Дарьи, но которой идут грузы А' глубинных районов Средней ся такие о гстоящие друг от дру­ га на тысячи километров пунк­ ты. как Чарджоу н город Мо- лотов, Нукус и Архангельск, Тургку.ть п Ленинград. Суда из Средней Азии пойдут к Белому, Бал iилскому, Азовскому _и Чер­ ному морям. Капал соединит глубинные районы Средней Азии с Каспийским морем ц Волгой. Среднеазиатский хлопок по новому водному пути пойдет в Красноводск, оттуда морем— до Волги, затем — по великой русской реке на текстильные предприятия Ивановской, Мо­ сковской и других областей. Суда пз столицы пашей Родины будут следовать по каналу име­ ни Москвы, затем по Волге, Каспийскому морю, Главному Туркменскому каналу и Аму- Дарье в глубину Средней Азии. * * 540-километровый судоход­ ный путь откроется от Сталин­ града до Ростова, когда заве^ч шится строительство Волго-Дон­ ского судоходного канала. Сто­ лица нашей Родины—Москва— станет портом пяти морей. К ее пристаням будут приходить суда не только с Балтики, Каспия, Белого моря, но и с Азовского и Черного морей. Портами пяти морей станут и города, расположенные на всем протяжении огромной водной магистрали. V Ф На Волго-Донском судоходном пути многочисленные суда бу­ дут пересекать грандиозное водохранилище, которое обра­ зуется за плотинами Цимлян­ ского гидроузла. Создаваемое советскими людьми «Донское море» протянется в длину поч­ ти на 200 километров, а в ши­ рину местами дойдет до 30 километров. Его площадь пре­ высит 250 тысяч гектаров— т. о. будет равна четырем с лишним Женевским озерам. «Донское море» вместит 12 мил­ лиардов 600 миллионов куби­ ческих метров воды. Эта вода пойдет для выработки электро­ энергии, орошения и обводне­ ния засушливых степей, уве­ личения глубин Нижнего Дона. Об этой массе воды можно су­ дить хотя бы по такому при­ меру. Если ее распределить по судоходному каналу шириной в десять и глубиной два с по­ ловиной метра, таким каналом можно было бы опоясать зем­ ной шар по экватору более 12 раз. * * Волго-Донской речной путь будет обслуживаться судами но­ вых типов. Для перевозки угля предназначаются специальные большой грузопод‘емности ме­ таллические суда., буксируемые мощными винтовыми парохода­ ми. Для лпнпп Москва—Ростов Сормовский завод даст комфор­ табельные дизель-электрические теплоходы. Каждый из них бу­ дет иметь каюты на 500 пас­ сажиров, ресторан, музыкаль­ ные и танцевальные салоны, солярий, бассейн для плавания, библиотеку, кинозал п т. п. Их скорость значительно пре­ высит скорость современных волжских грузопассажирских судов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz