Советская Печенга. 1951 г., август.
9 августа 1951 года С О В Е т е К К Я п е ч е н г л — — — 3 В помощь агитатору ЗА ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ МАШИН! Коллектив Уральского авто мобильного завода имени Сталина взял на себя социалистическое! обязательство: в течение 1951— 1952 годов увеличить гаран тийный пробег грузовой маши ны «ЗИС-5» до 50 тысяч кило метров вместо установленных 25 тысяч километров. В нынеш нем году гарантийный пробег автомобиля должен быть дове ден до 35 тысяч километров. В конструкцию грузовика «ЗИС-5» за последние два года уже был внесен ряд тех нических улучшений. Однако в машине еще имеются срав нительно слабые узлы и дета ли. Чтобы повысить их проч ность и тем удлинить сроки службы автомобиля, в конст рукцию деталей и узлов и в технологию изготовления их вносится ряд изменений. Все меры, направленные к усилению прочности деталей п узлов машины, осуществляются без дополнительных капиталь ных затрат, без установки но вого оборудования и прпмеие- V Дорогих материалов, а лишь за счет внутренних ре сурсов завода, за счет расту щей творческой инициативы конструкторов, технологов, ста- хаиовцев-новаторов. Почин автомобилестроителей Урала имеет громадное значе ние для дальнейшего роста со циалистической экономики, для победного движения нашей стра ны к коммунизму. Славному примеру уральцев уже последо вали не только заводы автомо бильной промышленности, но и других отраслей социалистиче ской индустрии. Например, коллектив Челябинского трак торного завода принял обяза тельство в текущем году уве р и т ь срок службы тракторов «?:: 80» без ремонта с 2 до 4 тыздч часов, а в 1952—1953 годах добиться того, чтобы че лябинский трактор работал без постановки на ремонт 6—10 тысяч часов. Широкое творческое соревно вание за продление жизни ма шин, механизмов, станков и другого оборудования сулит колоссальные выгоды -нашему обширному социалистическому хозяйству. Если каждый авто мобиль или трактор, комбайн или другая сельскохозяйствен ная машина, металлорежущий станок или горная машина бу дут работать без ремонта боль ше установленного гарантийно го срока, —огромная масса до полнительной продукции будет добыта, изготовлена, собрана с полей, доставлена потребителю. А если продлить срок службы экскаваторов, под'емных кранов и других строительных меха низмов, то это ускорит сроки строительства жилищ, школ, больпиц, путей сообщения, ги гантских гидроэлектростанций, каналов, оросительных систем. В народном хозяйстве будет достигнута колоссальная эконо мия, ибо остановка „на ремонт каждой машины и л и механиз ма, замена хотя бы второсте пенной детали означает простой в работе, задержку перевозок и, следовательно, влечет убыток для государства. Социалистическая система хо зяйства, основанная на общест венной собственности на орудия и средства производства, по природе своей является несрав нимо более экономной, чем си стема капиталистическая. Совет ские люди—деятели социалис тического общества создают ма шины, оборудование и другие материальные ценности, возво дят сооружения в расчете на долгий срок их службы на бла- го общества. Иная картина в странах ка питала, где производство подчи нено корыстным интересам предпринимателей. Владельцы американских ав томобильных заводов не заин тересованы в долговечности вы пускаемых и м и машин. Наобо рот. Сокращение срока службы машин, быстрый износ деталей только на-руку автомобильным компаниям. Ведь в результате этого создается спрос на новые машины и запасные части к ним. Кстати сказать, в США цены на запасные части в 2,5— 3 раза выше, чем они стоят в собранных автомобилях. Товарищ Сталин указывает: «Там, на Западе,. рабочие про изводят для того, чтобы полу чить заработную плату, а на все остальное машут рукой. У нас производство считается общест венным делом, государственным делом, считается делом чести» (Соч., т. 13, стр. 264). Перенимая опыт уральцев- автостроителей, надо помнить, что успех этого дела решают не только те, кто конструирует, разрабатывает технологию, изго товляет детали и собирает ма шины, хотя от них, конечно, очень многое зависит. В нашей стране технический прогресс осуществляется при активном участии трудящихся, имеющих дело с многочисленными маши нами, механизмами, автомата ми. Наши машиностроительные заводы, конструкторские бюро обязаны чутко прислушиваться к замечаниям и советам, кото рые адресуют им водители ма шин, станочнакп, колхозники- механизаторы. Конструкторы Минского авто завода, например, постоянно поддерживают тесную связь и получают ценные предлежеиия от рабочих—участников вели ких строек коммунизма, куда ' направляется значительная часть автомобилей и самосвалов это го завода. На Челябинском тракторном заводе конкретные меры, улучшающие конструк цию тракторов, были разрабо таны на двух технических кон ференциях тракторостроителей совместно с работниками ма шинно-тракторных станций и строек, эксплуатирующих челя бинские тракторы. Стремление советских рабе- чих и специалистов улучшать качество машин, повышать их выносливость и долговечность —вполне естественное явление в стране победившего социализ ма. Добиваясь улучшения каче ства машин, как и всякой дру гой продукции, осваивая выпуск технических новинок, советский человек заботится о приумно жении могущества своего госу дарства. Больше технически совершен ных, долговечных машин для всех отраслей народного хозяй ства! Н. НЕМОВ. Разрушенная немецкими фашистами столица Болорусспи- Мпнск быстро восстанавливается. На снимке: клинический городок в Минске. Первое гидротехническое сооружение На стыке плотины Вереслав- па себя напор воды Вереслав- ского водохранилища и русла Волго-Донского канала далеко видны створы гигантских ава рийно-заградительных в о р о т . Это—первое законченное гидро техническое сооружение на ка нале. Ворота готовы принять ского водохранилища. Коллектив строителей собрал 370 тонн металлоконструкций. Только одна секция ворот ве сит 75 тонн. Гигантские ворота были смонтированы за 4 меся ца вместо 9. (ТАСС) Новая работа народного мастера Талантливый народный мас тер Армении—резчик но дереву М. Абелян сдал в Дом народного творчества республики свою но вую работу. На доске грушево го дерева он искусно вырезал сооруженный в Ереване мону мент Победы, увенчанный скульптурной фигурой великого вождя народов товарища И. В. Сталина. Монумент окружен изображением демонстрантов, взоры которых обращены к вож дю. Свою работу народный мас тер назвал «Великий защитник мира». (TAGG). Депутатские посты на стройках На стройках Ленинграда на днмости вносят на обсуждение восстанавливаемых и ремонти руемых домах созданы контроль ные посты депутатов районных Советов. Они наблюдают за хо дом и качеством работ, за обе спечением строек материалами и механизмами и при необхо- райисполкомов различные воп росы строительства. В Ждановском, Кировском и Невском районах действуют 115 контрольных депутатских пос тов. (TASQ) 5 тысяч строительных бригад В колхозах Белоруссии соз дано около 5 тысяч постоянно- действующих строительных бригад. С начала года они со орудили свыше 1.077 животно водческих помещений, сотни хозяйственных и культурно - бытовых зданий, 1.SB70 жилых домов. (ТАСС) Беседы на естественно-научные темы Как измерить расстояние до Луны, Солнца и звезд Уже давно люди установили расстояние от нашей планеты до Луны, Солнца и многочислен ных звезд. Возникает законный вопрос: на сколько точны и достаточно ли обоснованы сведения, полу ченные наукой. Религия считает подобные вопросы бесцельными и бес предметными. Она утверждает: ееть Земля, где все телесно и греховно, а есть небо, где все бе*грешно и бестелесно. Матери алистическая наука разоблачи ла эти сказки, разбила утвер ждения идеалистов буржуазных стран о конечности Вселенной, о ее непознаваемости. Нет пре дела процессу познания, нет в природе таких «тайн», в кото рые не мог бы проникнуть ге ний человеческого разума. Чтобы исчерпывающе отве тить на вопрос, каким образом человек мог измерить расстоя ние до Луны, Солнца и звезд, напомним приемы, которыми пользуется геодезист - землемер или артиллерист, определяющие расстояние до недоступного пун кта. Например, на другом берегу реки стоит дерево. Требуется оп ределить до него расстояние. Два наблюдателя отходят один от другого на определенное рас стояние, измеряя его с возмож ной точностью. Это расстояние называется «базой». Затем они определяют углы, образованные направлением на дерево и на базу. База и липни направле ний на дерево образуют тре угольник. Зная два угла и сто рону в треугольнике, нетрудно определить размер его других сторон. Подобный прием применили и астрономы, определяя рассто яние до Луны. Только в этом случае базу, называемую в ас трономии «базисом», пришлось значительно увеличить. Два наблюдателя, находясь в двух, достаточно удаленных друг от друга городах, расстояние между которыми измерено (ба- 8ис), определили одновременно угол, под которыми им видна Луна. Получился треугольник, решаемый таким же приемом, что и в артиллерии.. В резуль тате появились точные сведения: «среднее расстояние от Земли до Луны составляет 384.400 ки лометров». Гераздо труднее было подоб рать базис для определения расстояния до Солнца, находя щегося от нас очень далеко. Для этого сперва измерили расстояние до одной из ближайших к Зем ле планет, в частности до Ве неры, а затем путем расчетов нашли расстояние до Солнца. В наши дни среднее расстояние до Солнца принимается за сто пятьдесят миллионов километ ров. Расстояние до ближайших звезд больше, чем расстояние до Солнца, в сотни тысяч, а до более удаленных—в миллионы и в триллионы раз. Какой же ба зис нужно выбрать для треуголь ника с такими большими рас стояниями ? Земля в своем годовом обра щении вокруг Солнца движется со скоростью 30 километров в секунду. За полгода она опи сывает дугу, конечные точки которой отстоят друг от друга почти на 300 миллионов кило метров. Эта величина и исполь зуется астрономом как базис. Производят два наблюдения, од но через полгода после другого. Зная базис, определяют углы и решают задачу так же, как при измерении расстояния до Луны. Конечно, при этом требуется исключительная точность. Расстояние до звезд так ве лико, что исчислять его кило метрами 'затруднительно—слиш ком огромные получились бы числа. За единицу измерения проще принять «световой год», те-есть расстояние, которое про бегает за один год луч света, имеющий скорость распростра нения 300 тысяч километров в секунду. Свет от Солнца дости гает Земли через 81,/4 минут, а от ближайшей к нам звезды только через 4 года и 4 меся ца. Взглянув на Полярную звез ду, вспомните, что тот луч све та, который сегодня вечером вы видите, отправился в путеше ствие свыше 100 лет тому на зад! Так велики расстояния до видимых невооруженным глазом звезд. Более сложными, но так же весьма точными методами, определены расстояния и до сотни тысяч далеких, невиди мых без телеокопа звезд. Рас стояния до них составляют сотни миллионов световых лет. Нет предела Вселенной—до казывают советские ученые. Она безгранична в пространстве и бесконечна во времени. Нет предела и процессу познания. П, ВОЙНИДОВИЧу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz