Советская Печенга. 1950 г., май.
14 мая 1950 года С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 4 О суевериях, предрассудках и В нашей стране не так-ю легко встретить сейчас че ловека, который верил бы в чертей, ведьм, домовых, колдунов, чудотворцев. От этого мусора сознание на рода очистилось полностью. За годы советской вла сти люди убедились, что они сами способны творить чудеса. Ведь если бы лет 50 назад появился в глухом уголке человек, могущий одним мановением руки про гнать тьму, заставить воду течь из стены, умеющий пе редвигаться в повозке без лошадей, по воде — без ве сел п ветра, по воздуху —■ без крыльев, этого челове ка назвали бы, пожалуй, волшебником. А ведь все эти «волшеб ства» сейчас доступны мно гим миллионам людей. По вернув выключатель, вы за жигаете ослепительный электрический свет. Поворо том водопроводного крана вы открываете дорогу бес конечной струе воды. В ав томобиле пли поезде вы пе редвигаетесь без лошадей. Пароход или теплоход плы вут против течения без ве сел и парусов. Самолет под нимает вас в небо и летит быстрее птицы. А говоря щее кино? Л радио, а теле визор, позволяющие слы шать п видеть то, что проис ходит далеко за пределами борЬбе с ними сознания всяческие остатки суеверия. Чем же они так вредны? И вообще, что такое суе верие? «Суе» или «всуе» — зна чит напрасно, тщетно, по пусту, без всякой пользы А суеверие — это «пустая, ложная, вздорная вера в чу десное, сверх’естественпое, и ворожбу, в гадания, в при мет ы, знаменья; вера в при чину и последствия, где ни какой причинной связи не видно» (В. Даль, Толковый словарь русского языка, том IV, изд. 18G2 г.). Выходит, что уже издав на люди разбирались в том, что никакого следствия без причины не бывает. В самом деле, может лн итти дождь, если на небе нет туч? В ы растет ли на поле хоть один злак, если в землю тем или иным путем не рбудет бро шено зерно? Может ли че ловек заболеть ни с тско, ни с сего? Конечно, нет. Всему должна быт?, с в э . причина. Правильно говорят в народе: «Нет дыма без огня». Ну, а какая связь между рассыпанной солью и ссо рой? Что общего между .кошкой, перебежавшей че ловеку дорогу, и его лич ными делами.'* Разумеется, тут нет и вашего домаг Все это достижения нау ки и техники, которые в на шей стране поставлены на службу народу. Примеры, которые мы здесь привели, есть лишь малая часть чу дес, какие способен творить ; опыт человек сталинской эпохи, | добивающийся ска '.очных урожаев, покоряющий при род)', меняющий облик са мой вемлп. Рядом с этими достиже ниями человеческого разу ма смешными и жалкими кажутся суеверные люди, которых в царской России можно было встретить па каждом шагу. Они были уверены, чю понедельник — несчастли вый день, так же как п чис ло 1.4. Они иерплн, что рас сыпанная соль предвещает ссору, что если кошка пере бежит дорогу, то лучше от ложить начатое дело, — толку все равно не будет. Опп верили в «дурной глаз», в «порчу», в «счастливую звезду» и т. п. никакой связи быть не может. Каждый человек знает: поставь на огонь воду, и она закипит, положи в ста кан чая сахар, и чай станет сладким; ударь молотком по стеклу, и оно разобьется. Люди накопили огромный пра- при- Н а раз- Множество дпкпх пред рассудков п суеверных при мет затемняло в прошлом сознание людей. С суевериями мы сталки ваемся теперь гораздо ре же. Однако было бы непра вильно думать, что с пнмп совсем покончено н они не приносят вреда. Обязан ность каждого культурного человека — вытравлять мз нашей жизни и из нашего в установлении внльных связей между чнпоГ| и следствием, этой основе выросла и вилась наука. Но почему же суеверия так живучи? Да потому, что появились они много тысяч лет назад и успели глубоко укорениться в человеческом сознании. Древние наши предки, пе умевшие пра вильно об’ясннть причины многих явлений природы, но пытавшиеся все же понять, отчего происходит то или иное явление, создали мас су вздорных, ошибочных, ложных об’яснений, где нет никакой связи между след ствием п причиной. На ос нове этих мнимых связей и выросли суеверия. Очень часто суеверия об лекаются в форму легенд и сказок. Горят, скажем, огоньки над болотом. А по чему? Да потому, что из болота выходит особый го рючий газ — метан. Но бы ло время, когда люди не имели понятия о существо вании болотного газа и об’ясняли," что это, мол, све тятся души погибших в бо лоте людей. А когда гре мел гром, то предки наши, ничего не зная об атмос ферном электричестве, го ворили, что это Илья-пророк едет на колеснице по небу. Да и в паши дни еше не каждый ответит на вопрос: почему гремит гром? Поче му сверкает молния? Отчего бывают затмения луны и солнца? Откуда приходят кометы? Что такое «падаю щие звезды»? И сейчас еще есть отсталые люди, кото рые считают, что ребенок заболел от «дурного глаза», а корова перестала давать молоко, потому что на нее навели «порчу». И эти за гадочные для них заболева ния они пытаются лечить такими же загадочными средствами: «опрыскиванием с уголька» или бормотанием «заговоров», представляю щих собою набор пустых слов. Существованию всей этой бессмыслицы помогают знахари, гадалки, ворожеи — предсказательницы. Для этих тунеядцев суеверия — прямая выгода, и они непло хо наживаются на доверии темных людей, в чьем со знании еще остались мрач ные пережитки капитализма. С тех пор как в мире ста ли существовать угнетенные и угнетатели, господствую щий класс с помощью жре цов и священнослужителей всех религий стремился со хранить суеверия во всех их проявлениях, чтобы за туманивать сознание угне таемых. Одурманиванию со знания помогала туча без дельников, мошенникоз и шарлатанов: ворожей, га далок, знахарей, предсказа телей. Кстати говоря, од ним из самых распростра ненных суеверий являются гадания всякого рода — на картах, на бобах, на кофей ной гуще. Естественно, что мы хотим поскорее освобо диться от этой пакости. Ведь человек суеверный, опутанный по рукам и но гам предрассудками, не мо жет быть полноценным строителем новой жизни. Избавиться от суеверий и предрассудков можно толь ко путем широкой пропаган ды научных знаний: лекций, бесед, чтения популярных книг, раскрывающих так называемые «тайны» приро ды. Суеверие кончается там, где начинается подлинное знание, и потому человек настоящей, социалистиче ской культуры свободен от всяческих суеверий и пред рассудков. Именно таких культурных людей с ясным сознанием стремятся воспи тать партия большевиков и советская власть. Вот почему борьба с суе вериями есть неот’емлемая часть общей борьбы за на ше будущее, за коммунисти ческое общество, которое строит советский парод под водительством партии Ленина — Сталина. • З А Р У Б Е Ж О М 15 миллионов подписей под воззванием Постоянного комитета в Германской демократической республике Проводимый Немецким коми тетом борцов за мир сбор под писей за запрещение атомного оружия находит живую поддерж ку среди населения Германской демократической республики. Рабочие, деятели науки и куль туры выражают свою решимость бороться за прочный мир. Об успешном сборе подписей в Германской демократической республике говорит тот факт, что лишь па, одной земле Сак сония к вечеру 9 мая под воз званием Постоянного комитета Всемирного конгресеа сторонни ков мира подписались 4.940 тысяч жителей, что составляет 86 процентов всего населения Саксонии. Всего в республике в насто ящее время собрано около 15 миллионов нодпшей под воззва нием Постоянного комитета. (ТАСС) Движение сторонников мира в Японии По сообщению из Токио, на днях там состоялось заседание представителей местных орга низаций Общества защиты ми ра. На заседании было решено организовать местные комитеты по проведению кампании в за щиту мира и за запрещение атомного оружия. Принято так же решение регулярно издавать газету «Общество защиты ми ра». (ТА вв ). ВЕСЕННИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В КИТАЕ Крестьяне северо-вееточного Китая «акончили сев пшеницы и приступили к посевам соевых бобов, гавляна, проса и других культур. В этом году крестьяне засеют в общей площади свыше 157.560 тысяч му (один му равен 1Д6 га.), что на 4.640 тысяч му больше, чем в прош лом году и на 83 процента • больше, чем засевалось во вре мя японского господства. Большую помощь крестьянам оказывают государственные м аЦ , шинно-тракторные станции. .(ТАСС) Аграрные мероприятия в республике Вьетнам Правительство Демократиче ской республики Вьетнам ут вердило правила аренды земли и решение, согласно которому землевладельцам запрещается оставлять свои земли необрабо танными. Арендаторы должны Ив. Сергеев. 1! летнее время дтя расши рения торговой сети будут ра ботать ларьки. С 1 jiaii уже открыты 2 лар;.ка в поселке Никель, один из них—в на речной части поселка, другой —около бани. Построен новый Работа летнен торговой сотл ларек в поселке .йшнахамари. С 15 мая открывается ларек па границе улиц Микояна и Советской. К 1 июня будет выстроен ларек в южной час ти поселка. В ближайшие дни начнется строительство летнего павильона р. районе стадиона. Летом будет организована про дажа в ларьках прохладитель ных напитков, лива и т. д. 1111 00404 Г, СУХОЧЕНКО. сами обрабатывать землю и не передавать ее для обработки другим. Новые правила обеспечивают также права бедных крестьян нападение и обработку земли. (ТАСС) Протесты против пребывания Ачесона в Англии 9 мая, когда государствен ный секретарь США Ачесон обе дал в лондонском отеле «Са вой», члены английского ком сомола прошли перед отелем с плакатами, на которых было написано: «Ачесон, убирайся вон! Забирай с собой свои во енные планы!». На одном из плакатов был призыв к англи чанам: «Отказывайтесь умирать за банкиров—янки!». Участники этой демонетра- ции распространяли также лис товки, в которых разоблачали» поджигательские заявления американских генералов и- го сударственных деятелей. (TAGG) Совещание министров иностранных дел трех западных держав в Лондоне 11 мая в Лондоне открылось совещание министров иностран ных дел США, Англии и Фран ции. Участники совещания, по словам агентства Рейтер, «дол жны выработать новую страте гию холодной войны». Совещание началось прп зак рытых дверях, „вокруг здания были расставлены английские и французские сыщики, а также агенты американской тайной полиции из американского по сольства с целью «предупредить инциденты». (TAGS) КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ * Во Франции успешно про водится сбор средств в пользу демократической печати, нача той по призыву 12 съезда французской коммунистической партии. К 10 мая для демокра тических газет, отстаивающих дело мира, собрано в общей сложности свыше 6 миллионов франков. 4 10 мая на пяти важней ших дорогах США забастовали 18 тысяч машинистов и коче гаров. Забастовка началась вследствие того, что железно дорожные компании отказались удовлетворить требования об улучшении условий труда па ровозных команд. * Лондонский корреспондент агентства Телепресс передает, что каждый месяц из англий ской армии дезертирует более 200 солдат. За последние 5 лет наблюдалось более 5 тысяч слу чаев дезертирства из англий ской армии. (ТАСС) ; Ответственный редактор А. П. ВИТ0Л. Отделом союзпечати при ITсчсигской Райконторе связи при* ни,мается подписка до 19 мая 1650 года Н А Г А З Е Т Ы : „Литературная газета*', „Культура и жизнь", „Советское иакусст- во“ ,„Полярная правда", „Советская Печенга", „Пионерская по»вл»“ . Н А Ж У Р Н А Л Ы - „Блокнот агитатора" (Мурманский), и др. Адрес редакции: пос. Панель, ул. Микояна, дом 3 „Большевик", „Журнал Союзпечать. мод Типография .Советская Печенга* Заказ ?23 тр а к 1000
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz