Советская Печенга. 1950 г., август.

СО ВЕТСКАЯ п ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 10 августа исполняется 2 0 будет израсходовано 59,5 мил- лет со дня исторического п о с - лиарда рублей. wnPvn ^.......... I Особенно разительны успехи народного просвещения в наци­ ональных советских республн- тановления ВЦИК и Совпарко -1 ма РСФСР о введении всеобще­ го обязательного начального1 обучения. Еще в 1919 году, когда мо­ лодая Советская республика ве­ ла тяжелую борьбу против ино­ странных интервентов и бело­ гвардейцев, В. И. Ленин под­ писал декрет о ликвидации не­ грамотности среди населения Российской Советской Федера­ тивной Социалистической Рес­ публики. Уже за первые три года после Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции в советской стране было открыто 10.706 новых школ. Но особенно большой размах приобрела работа по ликвида­ ции неграмотности, нриоощению миллионов масс трудящихся к знаниям в последующие годы развития и укрепления совет­ ского государства. Дело, нача­ тое Лениным, было продолжено товарищем Сталиным". Сименем товарища Сталина, гениально­ го вдохновителя и организато­ ра культурной революции в на­ шей стране, связаны все важ­ нейшие мероприятия в области народного образования. В 1930 году на XV I съезде партии товарищ Сталин гово­ рил: «Главное теперь—перейти на общеобязательное первоначаль­ ное обучение. Я говорю ». глав­ ное», так как такой переход ках. Лишь два процента гра­ мотных насчитывалось до рево­ люции среди казахского народа. Сейчас в Казахской ССР нет неграмотных. В этой республи­ ке 8.500 начальных и средних школ, 89 техникумов, 23 выс- ших учебных заведения, уни­ верситет, 120 научно-исследо­ вательских учреждений. Туркменский народ не имел при царизме ни школ, ни дру­ гих культурно- просвбтительных учреждений. В настоящее вре­ мя в республике 1.230 началь­ ных и средних школ. Тридцать лет назад в Азер­ байджане па 100 человек при­ ходилось всего трое грамотных. Сейчас эта страна сплошной грамотности. Помимо широкой сети начальных и средних школ, в Азербайджанской ССР работа­ ет 100 высших учебных заве­ дений и техникумов, Академия наук с ТО научно-исследова­ тельскими учреждениями. Совсем иное положение в странах, подвластных империа­ лизму. В Иране, например, рас­ положенном по соседству с Советским Азербайджаном, чис­ ло неграмотных и поныне сое- тавляет 85 процентов. В Индии, 170 лет эксплуатируемой анг­ лийскими колонизаторами, гра­ мотных насчитывается всего 8 Заботливое отношение к машине Тщательный уход за меха­ низмами и бережное отношение к ним всегда способствует по­ вышению труда и избавляет от неплановых простоев машин и механизмов в ремонте. Но та­ кой уход за оборудованием и машинами требует от работни­ ков немало дополнительного труда и серьезного внимания. Так ли надо заботиться о росте молодых рабочих? В ж и л и щ н о - коммунальном I хорошие отзывы о его раиоте, отделе работает много молоде-1 но, к сожалению, ничем не по- оы решающий шаг , п ш . ± « — ° = Пример заботливого и любов­ ного отношения к автомашине можно проследить, наблюдая за работой шофера тов. Чуднова. Он не считается с временем, чтобы содержать машину в чи­ стоте. Зная слесарное дело, малейшие повреждения исправ­ ляет немедленно, не допуская их до выхода машины из строя н остановки ее на длительный ремонт. Чаще всего у автома­ шин изнашиваются ходовые части, поэтому за ними тов. Чуднов особенно тщательно на­ блюдает. К звуку мотора он прислушивается, как врач при­ слушивается к бнсппго сердца человека. На ухабистой дороге он бережно проводит машину, не допускает порочной практи­ ки лихачества. Большое значение имеет так­ же правильная нагрузка авто­ машин. И за этим внимательно следит шофер. Такое заботли­ вое отношение к машине помо­ гает тов. Чуднову успешно вы ­ полнять задания по грузопере­ возкам, обеспечивает продолжи­ тельную работу автомашины без заявок на неплановый ремонт. деле культурной революции. А перейти к этому делу давно по­ ра, ибо мы имеем теперь все необходимое для организации обязательного всеобщего перво­ начального образования во всех районах СССР» [Соч., т. 12, стр. 299). Советский народ воспринял указания товарища Сталина о народном просвещении и разви­ тии школьного строительства ■ как свое кровное дело, оказав 'партии и правительству горя­ чую поддержку в огромной ра­ боте по осуществлению куль­ турной революции. Всеобщее обязательное начальное ооуче- нне стало законом в нашей стране. Если по переписи 1897 года в России было лишь 24 проц. грамотных, то уже в 1939 году более 81 проц. населения СССР было грамотным. В на­ стоящее время Советский Союз —страна сплошной грамотности, самая передовая и культурная страна в мире. До второй мировой войны в Советском Союзе было построено более 60 тысяч новых школ, а число обучающихся достигло 31 5 миллиона человек. Сейчас в СССР более 220 тысяч на­ чальных и средних школ, в ко­ торых обучается около 34 мил­ лионов человек. В нынешнем году на, народное просвещение Соединенных Штатах Америки положение немногимлучше: там среди взрослого населения около 20 миллионов неграмотных. Свыше 6 миллионов американ­ ских детей лишены возможнос­ ти посещать школу. Советский народ законно гор­ дится своими завоеваниями в области культурного строитель­ ства. В настоящее время но указанию товарища Сталина осуществляется задача всеоб­ щего семилетнего обучения не только в городе, но и в дерев­ не. Это—новое свидетельство не­ устанной заботы нашей родной коммунистической партии, Со­ ветского правительства и лично товарища Сталина о неуклонном иод'еме культурного уровня со­ ветского парода. «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и обра­ зованными, и мы сделаем это со временем»,—сказал на XVI11 с‘езде партии товарищ Сталин. Взоры всего передового че­ ловечества обращены к СССР —родине новой, высшей, соци­ алистической культуры. Все честные люди всего мира с ра­ достью отмечают замечательные успехи советской культуры, провозвестницы мирной полити­ ки советского государства. М. АЛЕКСАНДРОВ. Не так относятся к своим автомашинам шоферы тт. Заха­ ров и Корнивец. Они не сле­ дят за чистотой машин, про­ должают работать на них при повреждениях. И не случайно у этих шоферов автомашины часто простаивают в ремонте. Следует тт. Захарову и Корни­ вец присмотреться к работе стахановцев и использовать их опыт. И. В. Ш РАМЕННО. жи. Среди них значительная часть комсомольцев. Поэтому общественные организации от­ дела должны уделять особое внимание росту молодых кад­ ров, повышению их техничес­ ких знаний, воспитанию любви к своей профессии. Однако рабочие здесь 'предо­ ставлены самим себе. Годами строители работают с одним и тем же разрядом, несмотря на то, что дают хорошие показате­ ли в работе. Мастера тт. Алек­ сеев и Лалаев, вместо того, чтобы помочь молодым рабочим освоить новые специальности и л и повысить свой разряд, гру­ бо относятся к молодежи, отби­ вая у нее весь интерес к своей профессии. —Сначала я очень полюбила свое д ело,— говорит т. Пронина, —и решила в совершенстве овладеть им. Теперь же мне хочется уйти отсюда, перейти на другую работу. Неужели мастер т. Лалаев ни разу не задумывался над тем, что у рабочих создается такое опасное настроение‘г1Или, может быть, он вообще не зна­ ет о настроении своих рабочих ? Вершиной квалификации в жилищно-коммунальном отделе принято считать четвертый раз­ ряд. Жестянщик тов. Сомов давно работает по четвертому разряду, дает хорошие показа­ тели в работе. Почему ему до сих пор никто не помог повы­ сить свой разряд? С четвертым разрядом, полученным еще во время окончания ремесленного училища, работает ..каменщик тов. Ерофеев, несмотря на то, что он систематически перевы­ полняет задания. Мастера дают могли ему повысить своп тех­ нические знания, и молодой рабочий не растет. Подобные случаи не единич­ ны. В таком же положении на­ ходятся рабочие тт. Брагина, Смирнова и другие. Знают ли мастера с какими трудностями удалось получить новую специальность станочни­ ка т. Коровину и специальность печника демобилизованному т. Помыткпну ? Им приходилось самим расспрашивать рабочих, учиться у них, надеясь только на собственную инициативу и способности. Следствием неправильной ор­ ганизации труда являются так­ же и частые простои. Так, 8 августа привезли раствор, не­ пригодный для штукатурки по­ толка. В ожпдашш хорошего раствора рабочие произвели штукатурку стен, а раствора для потолка все еще не было. На требование рабочих предо­ ставить хороший раствор тов. Лалаев ответил грубым окриком. В жилищно-коммунальном отделе есть хороший техничес­ кий кабинет, но к занятиям в кабинете молодежь также не привлекается. Его посещают только старые производственни­ ки. Почему бы не организовать здесь выступления стахановцев для молодых производственни­ ков ? Такая организация труда и поразительно халатное отноше­ ние к рабочим порождает пас­ сивное отношение к своей спе­ циальности, отбивает интерес к ней, тормозит рост молодых ра­ бочих и выдвижение их па ру­ ководящую работу. 3 . КУЗНЕЦОВ А. Овощеводы подсобного хозяй ства в этом году добились не­ плохих показателей по выращи­ ванию ранних овощей. С пар­ ников поступило в торговую сеть для продажи населению зеленого лука около 2000 ки- Свежие овощи лограммов, огурцов—727 кило­ граммов, редиса, салата, капу­ сты и других овощей—2250 ки­ лограммов. План по выращи­ ванию ранних овощей овощево­ ды перевыполнили. НА ВОСКРЕСНИКЕ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПОСЕЛИА Заготовка кормов для скота С 20 июля подсобное хозяй­ ство начало сенокос естествен­ ных угодий и силосование кор­ мов. процентов. За истекший пери­ од убрано сена 140 центнеров. Одновременно с сенокосом идет закладка сочных кормов. К о с ц ы тт. Щербаков и Тихо-|Заложено за этот же период миров, скашивая но 35 — 40 еленой массь1 На силос около сотых гектара при норме 24 Дружно и слаженно 6 августа в пос. Никель проводился воскресник по благо­ устройству поселка. К 10 ча­ сам утра на место рабогы в Заречье пришли рабочие, слу­ жащие и инженерно-техничес­ кие работники. Вооружившись лопатами, они дружно приня­ лись за дело. За несколько ча­ сов работы были восстановлены 182 метра канав. Работало на этом участке 47 человек- под руководством тов. Бальчевского. Пример дружной, слаженной работы показала бригада тов. Богомолова в составе И человек. Она раньше срока прорыла 50 метров канавы. Особенно высо­ копроизводительным трудом от­ личился Ф. И. Хомутоз. А к т и в ­ н о участвовали в трудовом воскреснике транспортники. Организованно вышли на ра­ боту по благоустройству посел­ ка 6 августа работники жи­ лищно - коммунального отдела. Бригада в составе 45 человек за несколько часов привела в порядок 400 метров засорен­ ных канав в центре ^поселка. Другая бригада также была за­ нята на земляных работах по Общественное дело Гвардейскому проспекту. Груп­ па из 5 человек на территории хозяйства занималась устрой­ ством эстакады на складе. Сто­ ляры тт. Мацнев и Крехалев работали на ремонте оборудо­ вания начальной школы. Всего из коллектива жилищно-ком­ мунального отдела участвовало в воскреснике 60 человек. сотых гектара, ежедневно вы ­ полняют задание на 145—155 10 тонн. Сенокос и силосование кормов продолжается. Подготовка школ к учебному году Н а устройстве спортивной пло­ щадки у средней школы и пла­ нировке пришкольного участка работало 130 человек иод ру­ ководством тов. Хохлачева. Здесь произведены большие работы. На автомашинах перевезены десятки кубометров земли. Сле­ сари и плотники изготовляли оборудование для спортплощад­ ки. На ремонте школьного зда­ ния были заняты специалисты- маляры, плотники. Ремонт сред­ ней школы заканчивается. На земляных работах Больше ста человек участго- вало на благоустройстве южной части поселка. В основномздесь производились земляные работы: засыпка траншей водопроводу. Организованно вышли на об­ щественные работы во главе со своими руководителями работ­ ники связи, сберкассы, райфп, жилстроя п других организаций. Силами участников воскресника за несколько часов срыто боль­ ше ста кубометров земли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz