Советская Печенга. 1949 г., март.

3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г Д 6 марта 1949 года 1-го марта, во вторник мы проверили, как прово­ дятся занятия в кружках и политшколах сети партий­ ного просвещения в некоторых партийных организациях предприятий. Следует сказать, что наряду с положи­ тельными примерами в работе кружков но изучению истории партии и политшкол выявлено ряд недостатков. Отдельные проиагандиа ы несерьезно готовятся к заня­ тиям, не используют испытанных форм учебы, л. ограни­ чиваются при собеседовании вопросно-ответным методом, слушатели по работают над книгой дома, не состав­ ляют конспекты. Посещаемость желает быть значитель­ но лучшей, наблюдаются срывы занятий. Секретари пар­ тийных организаций и пропагандисты должны сделать серьезный вывод и в оставшееся время до конца учеб­ ного года принять конкретные меры для устранения всех имеющихся недостатков. 1. НА ЗАНЯ ТИИ У М ЕТАЛЛУРГО В Точно в назначенное вре мя начались занятия во вторник 1-го марта у метал­ лургов в кружке по изуче­ нию истории ВКП(б). Сле­ дует сказать, что взятые тейпы учебы в кружке с самого начала года не осла­ бевают, слушатели кружка I астойчиво овладевают сок- ровищницей маргсеизма-лени- пизма—Кратким курсом ис­ тории БКП(б). После проверки ирису г- ( ггвующих рувоводитсмь . кружка тов. Таловиков при­ ступил к повторению прой­ денного материала. Отвечая на задаваемые руководите­ лем вопросы, слушатели рас­ сказывали о .деятельности большевистской партии в годы подъема рабочего дви­ жения перед первой империа­ листической войной. Одиаго сразу же было видно, что не все коммунисты подгото­ вились к занятиям. Тт. Мель- ченко и Сафронов совершен­ но отказались от ответа и в беседе они не принимали участия. По ясным и четким отве­ там коммуниста тов. Козло­ ва, рассказавшего о причи­ нах, вызвавших ленские со­ бытия и о политическом ха­ рактере этих событий, т. Ни- кифоровской, охарактеризо­ вавшей победу большевиков в легальных организациях и распад августовского ан­ типартийного блока, можно гбыло судить, что они добро­ совестно готовились дома. Но качество занятый ха­ рактеризуется не только ко личеством присутствующих, а главным образом актив­ ностью в обсуждении вопро­ сов. Однако нужной актив­ ности на занятии кружка в этот день не было. Руко­ водитель тов. Таловиков при­ влекал к участию в беседе лишь отдельных слушателей тались вне поля зрения ру­ ководителя. Это серьезный недостаток в проведении за­ нятий, который не способ­ ствует идейно-политическо­ му росту коммунистов, не учит их осмысленно обоб­ щать изучаемый материал. Второй час занятий руко­ водитель посвятил записи плана последующих разде­ лов, главы и изложению но­ вого материала. Руководитель тов. Тало­ виков, объ сияя новую тему, однако, не сумел раскрыть по-настоящему причины воз­ никновения империалистиче­ ской войны, почему пр.я ка­ питализме неизбежны войны, не сумел убедительно пока­ зать на примерах, что импе­ риализм есть умирающий капитализм, а лишь ограни­ чился ленинской формули­ ровкой „империализм—выс­ шая стадия капитализма". Такое объяснение было крайзе недостаточным, чтобы слушатели ясно поняли зна­ чение ленинской работы „Империализм, как высшая стадия капитализма". Для того, чтобы выяснить, поче­ му неизбежны войны при капитализме, следовало дать полное определение империа­ лизма, его характерные чер­ ты и показать на примере современных Соединенных Штатов Америки. Выло видно, что при под­ готовке к занятиям руково­ дитель тов. Таловиков огра­ ничился материалом Кратко го курса истории ВКП (б ' без привлечения первоисточ­ ников. Но мы должны пом­ нить, что только хорошая подготовка пропагандистов к занятийм, освещение воп росов истории партии в свй- зи с современностью будут определять идейно-нолити- ческий уровень проводимых занятий. ПАРТИЙНОЙ У1ЕБЬ 3 . С ЧУВСТВОМ О ТВ Е ТС ТВ ЕННО С ТИ В кружке по изучению истории ВКП(б) при партор­ ганизации подсобного хо­ зяйства значительно улуч­ шилась посещаемось и ус­ певаемость после решения Бюро райкома ВКП (б) об усилении политической ра­ боты с коммунистами, выне­ сенного 16-го ноября. Из 13 слушателей занятия систе­ матически посещают 10—11 человек, причем отсутствую­ щие находились в отпуске. Для того, чтобы ликвиди­ ровать отставание от про­ граммы руководитель круж­ ка тов. Скачков устраивает дополнительные занятия. 1-го марта, —день очеред­ ного занятия. Все слушатели пришли организованно, в помещении все уже было приготовлено. Первый час занятий был посвящен собе­ седованию по третьему раз­ делу V главы „Победа боль­ шевиков в легальных орга- 4 . низациях. Канун империа­ листической войны". Актив­ ное участие в беседе прини­ мали коммунисты тт. Валь­ кова, Волкова, Сомов и дру­ гие, обстоятельно и четко рассказывая о том, как боль­ шевики искусно сочетали нелегальную работу с ле­ гальной и привлекали па свою сторону большинство профессиональйых ооъедине- ний, слушатели оттенили причины победы большеви­ ков в легальных организа­ циях. Коммунисты также подробно остановились на характеристике обстновки перед империалистической войной. Затем руководитель тов. Скачков обобщил мате­ риал, уточнил некоторые неясные выражения отвеча­ ющих. Второй час занятий был отведен изложению нового материала. На ярких убе- Д В А Р Е З У Л Ь Т А Т А дительных примерах он по­ казал противоречий между двумя группами капнгалли- стических стран, которые привели к империалистиче­ ской войне, что войны яв­ ляются неизбежным спутни­ ком империализма. Он под­ черкнул грабительские це­ ли войны, которые импери­ алисты прикрывали „защи­ той отечества" и сравнил с политикой современных анг­ ло-американских империа­ листов, которые под лозун­ гом защиты „демократии" разжигают новую войну. Одним из серьезных не­ достатков занятия в кружке было то, что пропагандист тов. Скачков не использовал наглядные пособия. Расска­ зывая о противоречиях меж­ ду Англией и Германией, Францией и Германией да­ же не показал, где располо жены эти страны на карте. Прежде чем начать заня-|комил коммунистов с новой! присутствовало всего лишь тля руководитель кружка но |темой, дал основные узло-,6. К занятиям слушатели изучению истории партии вые вопросы к теме и под- политшколы не готовились, робно, об'яснил слушате-:а поэтому отвечали неуве- лям материал. X о р ош а я } ренно. Большинство комсо- конспекты у слушателей, I подготовка к занятиям са-;мольцев в беседе не ирини- сделал замечания о не-!мого руководителя помогла! мали участия. Такжепо-серь- ему же доступным языком езному не подготовился к при парторганизации руд­ ника тов Силаев проверил достатках. Затем началась оясивленная беседа по прой­ денному материалу. В бесе­ де принимали активное уча­ стие все присутствующие. Было видно, что коммуни­ сты не только внимательно слушали об'яснеиие руково­ дителя на прошлых заняти-!тять на этот вопрос серьез- ях, но и дома работали над ное внимание, книгой самостоятельно. Пер- | 1-го марта рассказать слушателям но­ вую тему. Но следует сказать, что посещаемость в кружке еще немного больше 50 процен­ тов. Секретарю партийной организации следует обра- выи час занятии прошел оживленно, все па вопросы |отвечали уверенно. ! -Затем тов. Силаев озна- в красном уголке рудника проходили занятия в политшколе, ко­ торой руководит тов. Рос- лов. Здесь из 17 человек занятиям и сам руководи­ тель, так как при объясне­ нии нового материала он не смог заинтереровать при­ сутствующих. Его рассказ получился скучным. Пользуясь *таким методом работы в школе политического просвещения тов. Рослов не добъется лучшей усвояемости мате­ риала, а также посещае­ мости. » 5 . НОГДА ПРЕОБЛАДАЕ Т ВОПРОСНО -ОТВЕТНЫЙ М Е ТО Д li то время, как другие ОС- P . ВИНА ПАРТИЙНОГО БЮРО — Сегодня занятия не состоятся, переносим их на 4-е марта,—объявил слуша­ телям политшколы метал­ лургического цеха тов. Ба­ баев во вторник, 1-го марта. Занятия были перенесены лишь потому, что руково­ дитель политшколы не под­ готовился, не составил кон­ спект. Следует сказать, что это не единичный срыв за­ нятий в политшколе метал­ лургического цеха. I -го и 8-го февраля заня­ тия не состоялись, так как не пришли слушатели, а последующие занятия хоть и проводились, но при по­ сещаемости менее 50 проц. 15-го февраля, например, присутствовало только 5 человек из 13 коммунистов. Руководитель т. Бабаев в течение всего времени ра­ боты политшколы приходил на уроки без конспектов. Однако партийное бюро ни разу не проконтролировало идейное содержание препо­ даваемого материала в по­ литшколе, не поинтересова­ лось, как готовится к за­ нятиям сам руководитель. Равнодушным остается пар­ тийное бюро также к тому, что занятия в политшколе срываются. — Расскажите, каким ме-:отвечать, тов. Смирнов не тодом вы проводите заня- |присутствовал на предыду- тия?—с таким вопросом мы щем занятии, тов. Гура и обратились к руководите-!Иванов также не дали об- лю кружка по изучению ис-: стоятельного ответа ни на тории ВКП(б) с коммунис- j один вопрос, коммунисты тами автотранспортного це-; тт. Долгобородов и Лаптев ха тов. Турбе. I были „гостями" на заняти- — В конце последнего 1ях—без конспектов, без кни- урока я слушателям даю:ги краткого курса и после основные вопросы по новой ;нескольких минут они ста- теме, дома они готовятся,' ли дремать. составляют конспекты. На I Пз невразумительных от- последуюших занятиях я их { ветов тт. Дюдькина, Гуры, спрашиваю по этим вопро­ сам, затем сам обобщаю и вновь даю вопросы по сле­ дующим разделам истории партии,—рассказал тов. Тур- ба. ...Занятия начались. У большинства присутствую­ щих конспектов не было, причем посещаемость менее 50 процентов: из 19 комму­ нистов пришли 8 человек. На прошлом занятии слу­ шатели записали вопросы по третьему, четвертому и пятому разделам шестой главы. Руководитель тов. Турба начал урок с опроса слуша телей, вызывал отвечать на вопросы. Признаться, жела­ ющих об‘явилось немного... только тов. Дюдькин соста­ вил подробный конспект по этой теме и'дома готовился к занятиям. Коммунист тов. Пешков отказался совсем Иванова было видно, что они старались заучивать от­ дельные факты и положе­ ния, без их идейного осмыс­ ливания. Тов. Гура, расска­ зывая о р а б о т е В. И. Ленина „Империализм, как высшая стадия капитализма" не подчеркнул огромное значение для рабочего клас­ са всего мира этой теорети­ ческой работы, в которой Ленин показал, что импе­ риализм есть загнивающий капитализм, что империализм есть к а н у н социальной революции пролетариата. Присутствующие на занятии также не смогли дать ос­ мысленный ответ на вопрос о теории и тактике больше­ вистской партии по вопро­ сам войны, мира и револю­ ции. В течение более чем двух часов руководитель кружка задавал вопросы, слушатели давали неясные ответы. Затем т. Турба делал обоб­ щения по тем или иным во­ просам. В конце занятий руководитель предложил слушателям записать вопро­ сы по двум разделам седь­ мой главы. Недопустимость такого метода в партийном просве­ щении совершенно очевид­ на. Он засушивает занятия и тормозит идейно-полити- ческий рост коммунистов. В этом мы убедились на кон­ кретном примере — работе кружка транспортного цеха. Для того, чтобы развивать у слушателей умение обоб­ щать, пробуждать в них самостоятельную м ы с л ь , обогащать их идейно, надо вести занятия испытанным в партийной пропаганде мето­ дом живой беседы, не за­ давать на дом „от такой-то до такой-то страницы“ го­ товить материал самостоя­ тельно, а прежде об'яснпть на уроке, подчеркнуть основ­ ные моменты той или иной темы, подчеркнуть красной нитью главное в этой теме. П. В. БРЫСИН,—зав. отделом пропаганды и агитации райнома ВНП(б), 3 М. ДАНИЛОВА,—инструктор райнома ВНП(б), At.И. ВОЛ-. НОВ,—председатель обрудзаенома. А.П. ВИТОЛ, Т.Н. МАРТЫНОВА ,— работники реданцни „Советоная Печенга \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz