Советская Печенга. 1949 г., июнь.
5 июня 1949 года С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 2 К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ поэт Плакат работы художника В. Зеленского, выпущенный издатель ством „Искусство" к 150-летию со дня рождения' А. С. Пушкина. порщика и мало от Петра Великого". В трудных условиях раз вивалась тогда русская ли тература. Преследуемые цен зурой и царскими чиновни ками, безвременно гибли лучшие передовые писатели той эпохи. Николай I вписал в историю русской литера туры кровавые страницы: в его царствование был пове шен поэт Рылеев, сдан в солдаты поэт Полежаев, пре следовался Лермонтов, вы нужден был уехать за гра ницу Герцен, находился в в ссылке Салтыков-Щедрин, готовилось заточение в Пет ропавловскую крепость Бе линского, и только смерть критика помешала это осу ществить. Вольнолюбивые устремле ния Пушкина неразрывно связаны с его горячей лю бовью к родине, к русскому народу, порождены его забо тами о судьбах народа, судь бах отчизны. Пушкин всегда с гордостью говорил о русском народе, его мужестве и одаренности. Вдохновенные страницы по святил он описанию подви гов русских людей в гроз ные дни, когда иноземные армии угрожали России („Полтава41, „Воспоминания Советская страна широко отмечает 150-летиэ со дня рождения гепиального рус ского поэта А. С. Пушкина. Великий поэт предвидел, что придет время, когда народ, которому ®н служил, станот свободным и приоб щится ко всем богатствам культуры. В 1836 году в знаменитом стихотворении „Памятник", обращенном к грядущим поколениям, Пуш кин выразил уверенность, что его имя не будет забы то, что его стихи зазвучат на всех языках нашей мно гонациональной Родины. Он писал: Слух обо мне пройдет по всей Руси велиной, И назовет меня веян сущий в ней язы к... Сбылись слова поэта. Со ветские люди любят и чтут Пушкина как великого ху дожника слова, пламенного патриота и мужественного борца за свободу. Книги Пушкина, переведенные па языки всех народов СССР, издаклся у нас миллионны ми тиражами. Пушкин жил' и создавал свои бессмертные произведе ния и 20-х и 30-х годах прошлого столетия, когДа Россия изнывала под гнетом крепостничества и произвола со стороны помещиков и царских чиновников. Пушкин выступил в своих произведениях против цар ского самодержавия, и, отев крепостного права В (>де „Воль ость“ п . уг писал о тяжелой жи ни на рода в п о вр мл: Увы! куда ни ерошу взер — Сезде бичи, везде железы, Занонсв гибельный позор , Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть... Обращаясь к царю, Пуш кин с гневом говорил: царизма и крепостничества, в защиту парода в мрачную николаевскую эпоху. Свободолюбие поэта, его стремление быть полезным народу предопределили со бой реалистическую направ ленность его творчества. Пушкина-художника волно вали важнейшие вопросы общественной жизни его эао- хи—причины народных вол нений, роль народа в исто рии, роль личности в госу дарственной жизни, роль различных классов и сосло вий в истории страны. В своих произведениях он живо откликался на все наи более крупные общественно- политические события того времени. Пушкин резко осудил кре постное право (.Деревня1*, „История села Горюхина**, „Евгений Онегин" и др.), сочувственно изобразил „кре стьянскую войну1* и ее вождей — Степана Разина, Емельяна Пугачева („Исто рия Пугачева**, „Капитанская дочка**, „Дубровский** и др.), разоблачил пустоту дворян ского общества и пороки высшего света („Евгений Онегин**, „Повести Белки на**), указал на народ, как на решающую силу в истори ческих событиях („Борис Самовластительный злодей/ Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С шестоной радостию вишу. Читают на твоем челе Печать проНлятия народы, Ты уж ас мира, стыд природы,... В годы Пушкина освобо дительное движение в стране возглавлялось дворянскими революционерами, декабри стами,! которые хотя и бы ли оторваны от народа, но в своих выступлениях против крепостничества отражали настроения масс крестьянст ва. Пушкин не был членом тайного общества декабри стов, но он был лично дру жен со многими из участ ников этого движения и яв лялся певцом идеи освобож дения народа, верность ко торой сохранил до конца сво ейжизни. Влияние вольнолюбивых стихов Пушкина на русское общество было огромным. Многие из декабристов пос ле ареста их царским пра вительством показывали на следствии, что стихи Пушки на помогали формированию у них революционных наст роений. Вскоре иосле ареста декабристов Пушкина выз вали к царю. Па вопрос Ни колая 1, как бы он себя вел в день 14 декабря, если бы был к Петербурге, Пушкин смело ответил: „Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы пе участвовать в нем...*1 Ьольнолюбие Пушкина сделало его опальным поэ- ■Н'М. Он находился в южизнь иод ьадаором полиции, мно го ле 1 привел в ссылке. Ни колаи I пенивидел поэта, травил его, создал невыно симую для него оостановку он** и др.). Пушкин гордил ся русской воинской славой, именами Суворова и Куту зова. В послании „К Чаадае ву", обращаясь к молоде жи, к лучшим людям свое го времени, он призывал их отдать все силы на служе ние отчизне: Пона свободою горим, Пона сердца для чести тивы, Ной друг, отчизне посвятим Души пренрасные порывыI В светлое будущее своей страны он твердо верил и был убежден, что оно наста нет, когда восторжествует „святая вольность Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломнах самовластья Напишут наши именаI Патриотизм поэта был резко противоположен дво рянскому р е а к ци о нн о му „патриотизму", распростра няемому слугами царя, глав ной задачей которого было стремление привить народу верность престолу и религии. Пушкин гордился славным прошлым русского народа. В одном из писем к Чаада еву он писал: „ .. Клянусь честью ни за чю на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории на ших предков..." О Москве-сердце России —Пушкин писал: Moci.ea.. Нан много в этом звуне Д ли сердца руссного слилось! Нан мього в нем отозвалось! Взор аоэга радуют необъ ятньк- ироич-ры Ро сни, род Haii up ., од- . котору ю 1 ,.ц умел так. и ) ty.in, ельНj рнси вать в своих произведениях. Пушкин дорог нам, совет ским людям, как гениальный и свел в могилу. Ненагиотью сын великого русского наро- платил царю и поэт. В своем да, как пламенный патриот, дневнике он писал о Нико- бессмертный борец за свобо- лае 1: „в нем много от пра- ду, выступивший против в Царском селе", „Наполе-1 Годунов"), развенчал мещан ские взгляды на жизнь, ре лигиозные предрассудки. Говоря словами Белинско го, Пушкин создал в своих творениях „энциклопедию русской жизни". Мы ценим Пушкина как замечательного художника- реалиста, произведения ко торого дают нам правдивый материал о прошлом нашей етраны. „Его произведения, —писал Горький, — драго ценное свидетельство умно го, знающего и правдивого человека о рравах, обычаях, понятиях известной эпохи; все они суть гениальные иллюстрации к русской ис тории... “ Реализм Пушкина был критическим, он был направ лен против нравов крепост нического, эксплоататорско- го обшества, против того опустошения человека, кото рое эти нравы порождали. Вместе с тем, красной нитью через творчество поэта про ходит страстный призыв его к обновлению жизни, к пе реустройству ее на новых, подлинно гуманистических свободолюбивых началах. Произведения Пушкина вос питывают любовь к Родине, зовут к'дружбе народов, к творческому труду, учат любить жизнь, свободу, кра соту человеческих чувств, природу. Великою рукою мастера поэт поднял русскую лите ратуру на невиданную до н Т о высоту, повернул ее а ну Iь народ осги, реал з- м . . avioobiT iu ro раз..иг О tl.ll.vry |ИЛ с р з.» .н [> - Т м К л i p o n i B Той l a c r u д в о ряне ии .нтоинГенци и, ко торая была лишена чувства национальной гордости и привыкла „мыслить на чу жом языке", поклоняться иностранной культуре, пре небрежительно относиться к русской культуре. Зорким взглядом худож ника—реалиста он проник в жизнь других стран, сумел показать быт разных эпох и народов. С большим интере сом Пушкин изучал жизнь и культуру славянских на родов, переводил на рус ский язык произведения польского поэта А. Мицке вича, в „Песнях западных славян" писал о славных чертах славян—их свободо любии, патриотизме, муже стве. Поэт мечтал о дружбе народов, о „временах гря дущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся". В стихах Пуш кина содержатся сочувствен ные отклики на француз скую революцию, нацио нально-освободительное дви жение в Греции. Поэт про зорливо разглядел еще тогда хищное лицо европейского капитализма, неприглядную изнанку буржуазной демок ратии, нищету масс в зару бежных странах. „ Су дь б а французского крестьянина не улучш^ лась.,.—писал он .— Прочти! те жалобы английских фаб ричных работников: во лоса встанут Дыбом от ужаса. Сколко отвратитель ных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой какая страшная бедность!" О буржуазной демократии в Америке Пушкин писал: „С некоторого времени Се- веро-Американские Штаты" обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих... С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве... рабство негров посреди об-( разованности...** Неоценимый вклад внес Пушкин в мировую куль туру. В его годы в зару бежной литературе господ ствовали различные идеали стические течения, мешаю щие искусству развиваться в реалистическом направле нии. Пушкин своим твор чеством открыл широкую дорогу реализму в литера туре, способствовал ее осво бождению от пут идеализма и религиозности. Многие из зарубежных писателей ис пытали на себе благотворное влияние пушкинского гения и с большим уважением го ворили о великом русском поэте. Пушкин оыл любимым по этом В. И. Ленина. В дни Вгликой Отечественной вой ны товарищ Сталин назвал имя Пушкина среди имен величайших ‘деятелей р.с- ск )и щи-1, с с а в 1 н . щих с i • р ю. I ь hi ,i \i . > i с д.11 i i-i , i Г >• \ , i.i. ар дi.i v _ ob . тс . .i i i p. вы с гордостью чгут ими Пуш кина как провозвестника сво боды, счастливой жизни для народа, расцвета культуры и искусства в нашей стране. Н. ОНУФРИЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz