Советская Печенга. 1949 г., июнь.
3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н ГА в июня 194У года ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ И. В. МИЧУРИН Из лекции, прочитанной профессором В. Н. Столетовым в колхозном лектории сельскохозяйственной артели „Огородный гигант" Московской области дений. Впоследствии он до- .растений нужно создавать полнил эту задачу, решив | в тех же условиях, в кото рых эти сорта будут исполь зоваться в производстве. Мичурин занялся созда нием новых форм яблонь, груш и других плодовых растений у себя на месте. _ Здесь начался второй этап)сковской области. Лет 10 Науку—на службу земледелию и животноводству завести в центре нашей страны такие южные расте- Замечателъный русский Ния, как виноград, абрико- ученыи, основоположник ма териалистической биологии, создатель новых форм рас тений, Иван Владимирович Мичурин большую часть своей жизни, прожил в тя желых условиях царской России. Он был одинок в своих научных исследова ниях и работал в постоян ной борьбе с нуждой. Одна ко лишения не сломили его воли. Великую Октябрьскую социалистическую револю цию Иван Владимирович встретил полный творческих сил. Иван Владимирович Ми чурин замечателен тем, что он положил начало новому этапу в развитии биологии —науки о жизни. Иван Вла димирович говорил: „Мы призваны для того, чтобы пе только объяснять, а пе ределывать мир..." Этими ^словами раскрывается весь 'смысл научной деятельности ученого. Мы называем Мичурина великим преобразователем природы Он создал более трехсот сортов различных культурных растений, глав ным образом плодовых и кустарниковых. Ни один селекционер в мире не соз дал за свою жизнь такого количества полезных сортов растений. Мичурин не раз говорил, что „каждый колхозник дол жен быть опытником, а опыт ник уже есть преобразова тель". Значение Мичурина для науки впервые определил В. И. Ленин. Еще шла граж данская война в нашей стра не, когда Ленин предпри нял все меры для того, что бы обеспечить Мичурину нормальные условия для его работы. Возрастающее зна чение и роль Мичурина в в биологической науке пред сказал М. И. Калинин. В письме Мичурину, в 1925 году, он писал: „Чем даль ше будет развиваться и крепнуть наш Союз, тем яснее и больше будет зна чение Ваших достижений в общей системе народно хозяйственной жизни Сою за", Для советской науки нет другой, более важной зада чи, как задача помощи на шему народному хозяйству. Пути к решению ее ясно указал биологам И. В. Ми чурин. Южные растения— в северные районы Еще в конце прошлого века Мичурин заинтересо вался отечественным плодо водством. Он объехал все основные губерни Централь ной России. Сады, которые он досетил, произвели на него тяжелое впечатление. В них он обнаружил очень бедныйсостав сортов яблонь, груш и ягодников. Первой задачей, которую поставил перед собой Мичурин, была задача улучшения сортово го состава плодовых насаж- сы, персики и другие куль туры. Практика русского земле делия подсказывала Мичу рину, что продвижение рас тений из одного района в другой (например, с юга на север) воаможно. Например, в конце прошлого века центр России, пе говоря уже о полосе Москвы, не зпал культуры помидоров. Поми доры тогда были распрост ранены только на крайнем юге России: в Одессе и Херсоне. С начала нашего века помидоры начали до вольно быстро продвигаться на север. Сейчас это расте ние является самым обыч ным для всех огородов не только центральной полосы, но и более северных райо нов. Практика сельского хозяй практика пошла дальше. На Грибовской селекционной станции уяге созданы такие сорта, которые не нуждают ся в предварительном вы ращивании рассады и впол не удовлетворяются естест венными условиями Мо его исследований. Он в мае совом количестве собирал семена различных плодовых деревьев, высевал их, выра щивал я среди выращенных сортов отбирал наилучгаие. Этот период работы принес Мичурину значительные до стижения. Он показал, что путем посева семян плодо вых растений можно созда вать необходимые формы плодовых с высокими куль турными качествами. После этого Ми ч у р и н пришел к третьему, высше му этапу своих исследова ний и занялся направленным изменением природы расте ний. Этот этап справедливо считается основным этапом ства говорила о том, что и деятельности Ми ч у р и н а . такие растения, как вино град, персики, абрикосы и другие южные растения, вполне возможно передви гать с юга на север и за ставлять нормально плодо носить даже в непривычных для них условиях. Но эта же практика сви детельствовала, что процесс продвижения растений с юга на север часто требует не одного, не двух и не трех, а многих десятков поколе ний. Мичурин решил эту задачу продвижения южных растений на север выпол нить значительно быстрее, а задачу улучшения сущест вующих в центре России растений выполнить не за много поколений, а за одну сьою жизнь. Он совершен но отчетливо представлял, что путь решения этой за дачи, на которую прежде требовались десятилетия, столетия и даже тысячеле тия, может быть сокращен только средствами науки— науки об управлении раз витием растений. Такой на уки до Мичурина не было. Основы такой науки он' и заложил. Творческий путь Мичурина В деятельности И. В. Ми чурина принято различать три этапа. Вначале Мичурин решил задачу так: если на пример, в центральной по лосе России нетподходящих сортов, скажем, яблонь , груш, то следует обратиться куда-нибудь в другие рай оны, более южные, набрать там черенков культурных яблонь и, привезя их к се бе, привить на местные под вои. В этом направлении Мичурин развернул огром ную работу, но после более чем 15-летнего труда при шел к весьма важному для науки выводу, что готовых сортов нельзя искать на стороне. Вот тогда Мичурин сфор мулировал одно из важных положений для всей биоло гической, селекционной и. генетической науки, что оорта сельскохозяйственных Именно в этот период своей работы Мичурин создал на ибольшее количество сортов культурных растений. Основываясь на споем опыте, Мичурин разделил всю селекцию на два вида. Первый вид селекции осно ван на случайных находках. Он предполагает массовый посев какого-либо растения и отбор случайных отклоне ний. Такая селекция прими тивна. Такой селекцией за- 15 назад наши подмосков ные огородники совершен но не знали баклажанов. Руководствуясь мичурин ским учением, мичурински ми выводами, селекционер Е. И. Ушакова на Грибов ской селекционной станции вывела новые формы бакла жанов, которые вызревают под Москвой в июле—авгу сте. Новая наука о г иб р идиз а ции Мичурин создал новую науку о гибридизации. До него гибридизация своди лась к следующему: брали две разных растительных формы, скрещивали их меж ду собой и выращивали первое поколение. Затем вы ращивали второе поколение. Во втором поколении гиб риды начинали расщеплять ся, разнообразиться. Из это го разнообразного материа ла селекционер и должен был отобрать те формы, ко торые ему наиболее нравят ся, н&иболее подходят для производственных целей. Вот но существу к чему сводилась вся наука о гиб ридизации до Мичурина. нимались в те времена, ког- п„!^,ваН ^ лаДимиРович Раз да биологическая н а у к а °СЫ0ВЫ только зарождалась. ^ Ц говорил, И. В. Мич>рин говорил, что есть другой иуть селек ции—путь преднамеренного изменения форм. Такой путь он и предложил. Направленное изменение природы растений Мичурин открыл, что на следственность растений и животных изменчива, а из менчивость наследственно сти вызывается условиями жизни. И ч^ем лучше ус ловия жизни, которые соз дает земледелец на своем иоле, тем лучше становится с каждым поколением рас тение Мичурин установил так же, что причинами измене ний наследственности мож но управлять, что растения и животные под воздейст вием новых, лучших усло вий жизни приобретают но вые качества и характер. И эти новые качества насле дуют последующие поколе ния, Мичурин также уста новил и своими работами доказал, что человек может развивать у растений и у животных такие признаки и свойства, которых до этого у них не было, но которые нужны человеку. Когда-то, в прошлом, те же самые помидоры не способны были вырастать и созревать в условиях Мо сковской области. Потом их начали привозить в Подмо сковье и для получения зрелых помидоров предва рительно выращивать в теп лицах рассаду, а потом вы- что прежде чем скрещивать две разные формы расте ний, нужно всесторонне изу чить происхождение тех форм, которые избираются в качестве родительских. Нужно посмотреть, как и к каким условиям эти формы приспособлены и при каких условиях у них развивают ся те или иные признаки, которые нужны человеку. Короче говоря, надо рас крыть подробнее историю происхождения этих форм. На основе этой истории можно составить себе пред ставление, что могут дать эти две родительские фор мы при скрещивании, смо гут ли они дать гибрид, ко торый удовлетворит запро сы человека. Только после такой предварительной ра боты можно приступать к скрещиванию. ' Но вот произведено скре щивание, получены гибрид ные семена, Что же даль ше? Старая наука о гибри дизации утверждала, что первое поколение из этих гибридных семян поведет себя определенным образом, что исследователь не в си лах изменить 'поведение этого первого поколения гибрида. Селекционер высе вал первое поколение, за ним—второе и получал рас щепление. Мичурин впервые ввел в науку важный принцип. Он сказал, что недостаточно по лучить хорошие гибрид ные семена, то-есть правиль но выбрать родительские саживать ее на поле. Но формы растений, правиль но их скрестить, правильно выбрать цветок на растении, который может быть под вергнут опылению, правиль но после опыления вырас тить семена и получить хо рошие гибридные семена. Нужно умело вырастить, воспитать первое гибридное поколение. Мичурин показал, что гибриды отличаются от не гибридных растений преж де всего тем, что они несут в себе основы двух роди тельских форм—отцовской и матаринской, что гибрид ные растения обладают большими возможностями в приспособлении к изменчи вым условиям, что они бо лее гибки. Селекционеры сейчас ши роко используют разрабо танные Мичуриным методы воспитания гибридов. И. В. Мичурин произвел скрещивание двух яблонь и получил гибридную ябло ню. При анализе выясни лось, что эта гибридная яб лоня во всех отношениях удовлетворяет его запросы —она хорошо переносит зи му, стойка против вредите лей и болезней, хорошо плодоносит. Не оказалось, что яблоки у нее недоста точно высокого качества и недостаточно хорошо сохра няются в зимний период. Как исправить этот недо статок? Мичурин взял че ренки от другой яблони, которая обладает резко вы раженной способностью да вать яблоки с хорошей зим ней лежкой, и привил эти черенки на молодое гибрид ное растение. Развиваясь на гибридном дереве эти черенки изменили его в сторону, желательную се лекционеру. Гибрид стал давать плоды с хорошей зимней лежкой. Великое значение мичуринского наследства Мичурин работал большей частью с плодовыми расте ниями. В 30-х годах этого столетия академик Т. Д. Лы сенко показал, что зако номерности, установленные Мичуриным, действительны и применимы к любому рас тению, возделываемому че ловеком. Мичурин оставил нам бо гатое теоретическое и прак тическое наследство. Он раз двинул географические рам ки плодоводства и показал, как надо переделывать рас тения, направлять их раз витие в интересах челове ка. В этой переделке при роды он пользовался идея ми материалистической нау ки и, идя по еще неизвест ной дороге, смело прокла дывал свои новые пути. Мичуринское учение яв ляется огромным вкладом в биологическую науку, ключом к раскрытию тайн живой природы, к еще боль шему подъему нашего сель ского хозяйства. И чем скорее трудящиеся нашей страны возьмутся за настоя щее претворение мичурин ского учения в жизнь, тем больших результатов мы достигнем в вашей работет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz