Советская Печенга. 1949 г., июнь.

3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н ГА в июня 194У года ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ И. В. МИЧУРИН Из лекции, прочитанной профессором В. Н. Столетовым в колхозном лектории сельскохозяйственной артели „Огородный гигант" Московской области дений. Впоследствии он до- .растений нужно создавать полнил эту задачу, решив | в тех же условиях, в кото­ рых эти сорта будут исполь­ зоваться в производстве. Мичурин занялся созда­ нием новых форм яблонь, груш и других плодовых растений у себя на месте. _ Здесь начался второй этап)сковской области. Лет 10 Науку—на службу земледелию и животноводству завести в центре нашей страны такие южные расте- Замечателъный русский Ния, как виноград, абрико- ученыи, основоположник ма­ териалистической биологии, создатель новых форм рас­ тений, Иван Владимирович Мичурин большую часть своей жизни, прожил в тя­ желых условиях царской России. Он был одинок в своих научных исследова­ ниях и работал в постоян­ ной борьбе с нуждой. Одна­ ко лишения не сломили его воли. Великую Октябрьскую социалистическую револю­ цию Иван Владимирович встретил полный творческих сил. Иван Владимирович Ми­ чурин замечателен тем, что он положил начало новому этапу в развитии биологии —науки о жизни. Иван Вла­ димирович говорил: „Мы призваны для того, чтобы пе только объяснять, а пе­ ределывать мир..." Этими ^словами раскрывается весь 'смысл научной деятельности ученого. Мы называем Мичурина великим преобразователем природы Он создал более трехсот сортов различных культурных растений, глав­ ным образом плодовых и кустарниковых. Ни один селекционер в мире не соз­ дал за свою жизнь такого количества полезных сортов растений. Мичурин не раз говорил, что „каждый колхозник дол­ жен быть опытником, а опыт­ ник уже есть преобразова­ тель". Значение Мичурина для науки впервые определил В. И. Ленин. Еще шла граж­ данская война в нашей стра­ не, когда Ленин предпри­ нял все меры для того, что­ бы обеспечить Мичурину нормальные условия для его работы. Возрастающее зна­ чение и роль Мичурина в в биологической науке пред­ сказал М. И. Калинин. В письме Мичурину, в 1925 году, он писал: „Чем даль­ ше будет развиваться и крепнуть наш Союз, тем яснее и больше будет зна­ чение Ваших достижений в общей системе народно­ хозяйственной жизни Сою­ за", Для советской науки нет другой, более важной зада­ чи, как задача помощи на­ шему народному хозяйству. Пути к решению ее ясно указал биологам И. В. Ми­ чурин. Южные растения— в северные районы Еще в конце прошлого века Мичурин заинтересо­ вался отечественным плодо­ водством. Он объехал все основные губерни Централь­ ной России. Сады, которые он досетил, произвели на него тяжелое впечатление. В них он обнаружил очень бедныйсостав сортов яблонь, груш и ягодников. Первой задачей, которую поставил перед собой Мичурин, была задача улучшения сортово­ го состава плодовых насаж- сы, персики и другие куль­ туры. Практика русского земле­ делия подсказывала Мичу­ рину, что продвижение рас­ тений из одного района в другой (например, с юга на север) воаможно. Например, в конце прошлого века центр России, пе говоря уже о полосе Москвы, не зпал культуры помидоров. Поми­ доры тогда были распрост­ ранены только на крайнем юге России: в Одессе и Херсоне. С начала нашего века помидоры начали до­ вольно быстро продвигаться на север. Сейчас это расте­ ние является самым обыч­ ным для всех огородов не только центральной полосы, но и более северных райо­ нов. Практика сельского хозяй практика пошла дальше. На Грибовской селекционной станции уяге созданы такие сорта, которые не нуждают­ ся в предварительном вы­ ращивании рассады и впол­ не удовлетворяются естест­ венными условиями Мо­ его исследований. Он в мае совом количестве собирал семена различных плодовых деревьев, высевал их, выра­ щивал я среди выращенных сортов отбирал наилучгаие. Этот период работы принес Мичурину значительные до­ стижения. Он показал, что путем посева семян плодо­ вых растений можно созда­ вать необходимые формы плодовых с высокими куль­ турными качествами. После этого Ми ч у р и н пришел к третьему, высше­ му этапу своих исследова­ ний и занялся направленным изменением природы расте­ ний. Этот этап справедливо считается основным этапом ства говорила о том, что и деятельности Ми ч у р и н а . такие растения, как вино­ град, персики, абрикосы и другие южные растения, вполне возможно передви­ гать с юга на север и за­ ставлять нормально плодо­ носить даже в непривычных для них условиях. Но эта же практика сви­ детельствовала, что процесс продвижения растений с юга на север часто требует не одного, не двух и не трех, а многих десятков поколе­ ний. Мичурин решил эту задачу продвижения южных растений на север выпол­ нить значительно быстрее, а задачу улучшения сущест­ вующих в центре России растений выполнить не за много поколений, а за одну сьою жизнь. Он совершен­ но отчетливо представлял, что путь решения этой за­ дачи, на которую прежде требовались десятилетия, столетия и даже тысячеле­ тия, может быть сокращен только средствами науки— науки об управлении раз­ витием растений. Такой на­ уки до Мичурина не было. Основы такой науки он' и заложил. Творческий путь Мичурина В деятельности И. В. Ми­ чурина принято различать три этапа. Вначале Мичурин решил задачу так: если на­ пример, в центральной по­ лосе России нетподходящих сортов, скажем, яблонь , груш, то следует обратиться куда-нибудь в другие рай­ оны, более южные, набрать там черенков культурных яблонь и, привезя их к се­ бе, привить на местные под­ вои. В этом направлении Мичурин развернул огром­ ную работу, но после более чем 15-летнего труда при­ шел к весьма важному для науки выводу, что готовых сортов нельзя искать на стороне. Вот тогда Мичурин сфор­ мулировал одно из важных положений для всей биоло­ гической, селекционной и. генетической науки, что оорта сельскохозяйственных Именно в этот период своей работы Мичурин создал на­ ибольшее количество сортов культурных растений. Основываясь на споем опыте, Мичурин разделил всю селекцию на два вида. Первый вид селекции осно­ ван на случайных находках. Он предполагает массовый посев какого-либо растения и отбор случайных отклоне­ ний. Такая селекция прими­ тивна. Такой селекцией за- 15 назад наши подмосков­ ные огородники совершен­ но не знали баклажанов. Руководствуясь мичурин­ ским учением, мичурински­ ми выводами, селекционер Е. И. Ушакова на Грибов­ ской селекционной станции вывела новые формы бакла­ жанов, которые вызревают под Москвой в июле—авгу­ сте. Новая наука о г иб р идиз а ции Мичурин создал новую науку о гибридизации. До него гибридизация своди­ лась к следующему: брали две разных растительных формы, скрещивали их меж­ ду собой и выращивали первое поколение. Затем вы­ ращивали второе поколение. Во втором поколении гиб­ риды начинали расщеплять­ ся, разнообразиться. Из это­ го разнообразного материа­ ла селекционер и должен был отобрать те формы, ко­ торые ему наиболее нравят­ ся, н&иболее подходят для производственных целей. Вот но существу к чему сводилась вся наука о гиб­ ридизации до Мичурина. нимались в те времена, ког- п„!^,ваН ^ лаДимиРович Раз да биологическая н а у к а °СЫ0ВЫ только зарождалась. ^ Ц говорил, И. В. Мич>рин говорил, что есть другой иуть селек­ ции—путь преднамеренного изменения форм. Такой путь он и предложил. Направленное изменение природы растений Мичурин открыл, что на следственность растений и животных изменчива, а из­ менчивость наследственно сти вызывается условиями жизни. И ч^ем лучше ус­ ловия жизни, которые соз­ дает земледелец на своем иоле, тем лучше становится с каждым поколением рас­ тение Мичурин установил так­ же, что причинами измене­ ний наследственности мож­ но управлять, что растения и животные под воздейст­ вием новых, лучших усло­ вий жизни приобретают но вые качества и характер. И эти новые качества насле­ дуют последующие поколе­ ния, Мичурин также уста­ новил и своими работами доказал, что человек может развивать у растений и у животных такие признаки и свойства, которых до этого у них не было, но которые нужны человеку. Когда-то, в прошлом, те же самые помидоры не способны были вырастать и созревать в условиях Мо­ сковской области. Потом их начали привозить в Подмо­ сковье и для получения зрелых помидоров предва­ рительно выращивать в теп­ лицах рассаду, а потом вы- что прежде чем скрещивать две разные формы расте­ ний, нужно всесторонне изу­ чить происхождение тех форм, которые избираются в качестве родительских. Нужно посмотреть, как и к каким условиям эти формы приспособлены и при каких условиях у них развивают­ ся те или иные признаки, которые нужны человеку. Короче говоря, надо рас­ крыть подробнее историю происхождения этих форм. На основе этой истории можно составить себе пред­ ставление, что могут дать эти две родительские фор­ мы при скрещивании, смо­ гут ли они дать гибрид, ко­ торый удовлетворит запро­ сы человека. Только после такой предварительной ра­ боты можно приступать к скрещиванию. ' Но вот произведено скре­ щивание, получены гибрид­ ные семена, Что же даль­ ше? Старая наука о гибри­ дизации утверждала, что первое поколение из этих гибридных семян поведет себя определенным образом, что исследователь не в си­ лах изменить 'поведение этого первого поколения гибрида. Селекционер высе­ вал первое поколение, за ним—второе и получал рас­ щепление. Мичурин впервые ввел в науку важный принцип. Он сказал, что недостаточно по­ лучить хорошие гибрид­ ные семена, то-есть правиль­ но выбрать родительские саживать ее на поле. Но формы растений, правиль­ но их скрестить, правильно выбрать цветок на растении, который может быть под­ вергнут опылению, правиль­ но после опыления вырас­ тить семена и получить хо­ рошие гибридные семена. Нужно умело вырастить, воспитать первое гибридное поколение. Мичурин показал, что гибриды отличаются от не­ гибридных растений преж­ де всего тем, что они несут в себе основы двух роди­ тельских форм—отцовской и матаринской, что гибрид­ ные растения обладают большими возможностями в приспособлении к изменчи­ вым условиям, что они бо­ лее гибки. Селекционеры сейчас ши­ роко используют разрабо­ танные Мичуриным методы воспитания гибридов. И. В. Мичурин произвел скрещивание двух яблонь и получил гибридную ябло­ ню. При анализе выясни­ лось, что эта гибридная яб­ лоня во всех отношениях удовлетворяет его запросы —она хорошо переносит зи­ му, стойка против вредите­ лей и болезней, хорошо плодоносит. Не оказалось, что яблоки у нее недоста­ точно высокого качества и недостаточно хорошо сохра­ няются в зимний период. Как исправить этот недо­ статок? Мичурин взял че­ ренки от другой яблони, которая обладает резко вы­ раженной способностью да­ вать яблоки с хорошей зим­ ней лежкой, и привил эти черенки на молодое гибрид­ ное растение. Развиваясь на гибридном дереве эти черенки изменили его в сторону, желательную се­ лекционеру. Гибрид стал давать плоды с хорошей зимней лежкой. Великое значение мичуринского наследства Мичурин работал большей частью с плодовыми расте­ ниями. В 30-х годах этого столетия академик Т. Д. Лы­ сенко показал, что зако­ номерности, установленные Мичуриным, действительны и применимы к любому рас­ тению, возделываемому че­ ловеком. Мичурин оставил нам бо­ гатое теоретическое и прак­ тическое наследство. Он раз­ двинул географические рам­ ки плодоводства и показал, как надо переделывать рас­ тения, направлять их раз­ витие в интересах челове­ ка. В этой переделке при­ роды он пользовался идея­ ми материалистической нау­ ки и, идя по еще неизвест­ ной дороге, смело прокла­ дывал свои новые пути. Мичуринское учение яв­ ляется огромным вкладом в биологическую науку, ключом к раскрытию тайн живой природы, к еще боль­ шему подъему нашего сель­ ского хозяйства. И чем скорее трудящиеся нашей страны возьмутся за настоя­ щее претворение мичурин­ ского учения в жизнь, тем больших результатов мы достигнем в вашей работет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz