Советская Печенга. 1949 г., август.
3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е К Г А 14 августа 1У4® года Р Ы Л Ь Я Р Критика и библиография О д И н~ы Роман Виссариона Саяно ва „Небо и земля”, удосто енный в 1949 году Сталин ской премии, посвящен вы дающимся русским летчи кам и деятелям авиацион ной науки, смелым русским людям, которые еще на за ре развития авиации, в т я желых условиях самодер жавного строя, сумели до биться выдающихся успехов и тем прославить нашу оте чественную авиацию. Герои книги--п рвые рус ские летчики: Петр Быков, Глеб Победоносцев и Кузь ма Тентенников. В облике этих людей, с в я з а н н ы х крепкими узами многолет ней дружбы,'писатель воп лотил черты биографии мно' гих известных авиаторов Подобно им, Быкову и его друзьям приходилось ски таться из города в город, вести жестокую борьбу с нуждой, отстаивать честь и достоинство русской авиации от злобных нападок мрако бесов и реакционеров. Прослеживая судьбы сво их героев от первых, поле тов в небо вплоть до наших дней, писатель нарисовал широкую картину русской общественной жизни более •:ем за 30 лет. Судьба стал кивает героев книги с осно вателем авиационной науки, замечательным русским уче ным П. В. Жуковским, с Петром Нестеровым, впер вые в мире осуществившим меадвую петлю, с летчика ми Уточкиным, Ефимовым. Правдиво описаны в романе эпизоды Балканской, первой мировой империалистической и гражданской войн, в кото рых принимали активное учаетие Быков и его товари щи. В. Саянов убедительно показал в своем романе, что новаторская мысль русских конструкторов уже в пред революционные годы далеко обогнала западноевропей ских теоретиков и практи ков авиастроения. Однако из-за своей экономической отсталости, из за рабскего пресмыкательства царских чиновников перед всякими зарубежными дельцами до- Б. ГАЛАНОВ. • революционная Россия не могла наладить массовый вы пуск отечественных самоле тов. Советскому государству предстояло создать отечест венную авиационаую про мышленность. В ромаке е с ть !которые восприняли и замечательная сцена встречи летчиков Быкова и Тентен- ! иикова с т о в а р и щ е м Сталиным на Царицынском фронте в разгар граждан ской войны. Товарищ Сталин с глубоким внутренним убеж дением пророчески говорит пилотам: „Настанет время и у нас будут хорошие само леты". Не дожил до этих дней Глеб Победоносцев. Он г е роически погиб в 1918 году нехватке с белогвардейцами. Но товарищи Глеба—Быков и Тентенников, которые вме сте с несколькими десятка ми первых русских летчи ков были пионерами отече ственной авиации, на склоне своих лет увидели ее рас цвет, претворение в жизнь сталинских слов. В четвертой, заключитель ной части романа писатель знакомит нас с новыми ге роями—летчиками Лэрико- вым, Уленковым, приемным сыном Петра Быкова—Ива ном, одаренным авиаконст руктором Свияжениновым. Это люди, которым социали стическая Родина помогла выявить их летный талант, научила побеждать трудно сти, воспитала в них муже ство, стойкость, волю к по беде. В суровых битвах Ве ликой Отечественной войны славные питомцы сталинской школы продемонстрировали свое превосходство над вра гом, высокое летное мастер ство и горячую преданность советской отчизне. Остаются в строю и ста рые герои романа. Спокой ная, безмятежная жизнь чужда им и в преклонном возрасте, Быков со своим огромным практическим опы том и знанием авиации ста новится ближайшим сотруд ником Свкяженинова. В не бе под Ленинградом Тен тенников, управляя новой быстроходной советской ма шиной, сбивает фашистско го асса. Саянову хорошо удалось передать в сиоем романе j преемственность славных {традиций нащей авиации, при умножили советские летчи ки. Не случайно в дни вой ны, приемный сын Петра Быкова майор Иван Быков после вручения его полку гвардейского знамени с лю бовью вспоминает первых русеких авиаторов, их труд ный путь к победам, их са моотверженность, любозь к России, к авиации. Эти чер ты как главные, определяю щие выделил Саянов в об лике многих своих героев. Вея их жизнь посвящена авиации, борьбе за ее успе хи и непрестанное совершен ствование. „Где самолет—там и мы. Наши души без машины понять невозможно0,—гово рит в романе Петр Быков. Эти его слова одинаково относятся и к молодым и к старым героям книги. Они многого добились в жизни, но никогда не довольство вались достигнутыми резуль татами. Вот почему, когда мы расстаемся с ними нака нуне победоносного заверше ния Отечественной войны, одни из них собираются на учебу, другие ва новую большую творческую рабо ту, и все они полны мыслей о завтрашнем дне советской авиации, о новых совершен ных советских машинах. В своей книге писатель, опираясь на обширный фак тический материал, сумел убедительно доказать прио ритет русских людей в об ласти авиационной науки. Роман „Небо и земля1 — правдивое, патриотическое произведение, проникнутое горячей любовью к нашей отечественной авиации,—--к нашим героям-летчикам. Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕН (К 170-летто со дня рождения —18 августа 1779 года). фчадей Фаддеевич Беллинс гаузен—известный русский мореплаватель и выдающий ся ученый —родился 18 ав густа 1779 года. Ол окончил морской ка детский корпус и в 1803 го ду принял участие в кру госветном путешествии рус ских судов. 13 1819 -21 г. г. Беллинс гаузен возглавил экспеди цию к Южному полюсу, предпринятую нм на двух парусных судах — шлюпах „Восток* которым кома нд о - j вал он сам, и „Мирный'*,} под командоьанйёй М.П. Ла-| зарева. Беллинсгаузен о б ъ е х а л ? земной шар в южных ши-[Ре ротах, открыл и обследовал много неизвестных до него островов и мысов, названных им русскими именами в честь участников экспеди ции, и составил описани физико-географических ус ловий южно-полярных мо рей, имеющее значение и в наше время. До Беллинсгаузена суще ствовало мнение, что невоз можно подойти к южному полюсу ближе, чем это еде Южного полюса нет,-и подтвердили научные пред положения русских ученых о существовании этого мате рика. Кроме географических от к р ы т и й , экспедиция Бел- 'Z линсгаузена дала мировой науке много ценнейших све дений о ледовой обстайовке в Антарктике, о ее климате, животном мире и пр. Экспедиция Беллинсгаузе на и сделанные им откры тия поставили его имя в „ один ряд с именами заме- лал англииский путешест -1 ч£тель1£йцшх деятелей в области географических от крытий. Часть Южно-Поляр- ного моря получила назва ние „Море Беллин®гаузена“. В 1831 году Беллинсгау зен иаписал книгу, в кото- венник Джемс Кук, достиг ший 69° южной широты. Беллинсгаузен п р о н и к значительно южнее этого предела и первым в мире достиг берега Антарктиды. Беллинсгаузен и Лазарев рой последовательно и под- впервые обошли вокруг все-;р0бно описал свое плавание го Антарктического матери ка. Таким образом, нашей стране принадлежит первен ство в открытии Антаркти ки. Открыв Антарктиду, Бел- шнсгаузен и Лазарев бле стяще доказали ошибоч ность мнения .западноевро пейских географов, будто никакого материка в секто- Ленинград. В библиотеке Академии наук СССР открыта вы ставка на тему „Естествознание и история его развития в России*. На выставке широко представлены рукописи и книги, отражаю щие развитие отечественной науки с XI века до наших дней. На снимке: посетители знакомятся с экспонатами выставки. Прессклише ТАСС Константин Борин закончил уборку колосовых Знатный комбайнер стра ны депутат Верховного Со вета РСФСР, Герой социа листического труда Кон стантин Борин закончи/, уборку колосовых в стани це Шкуринской, па Кубани. Сцеиом двух „Сталинцев— 6" он убрал 1467 гектароь хлебов, выполнив на первом этапе уборки более трел сезонных норм. С этой пло щади он намолотил почти 140 тысяч пудов зерна. Свое обязательство—убрать 1350 гектаров Колосовых— тов. Борин значительна пе ревыполнил. (ТАСС) в южпые моря. В 1839 году Беллинсгау зен был назначен команди ром Кронштадтского порта и военный губернатором го* рода Кронштадта. Умер Бел линсгаузен 13 января 1852 года. В 1870 году в Крон штадте ему поставлен па мятник. Прессклише ТАСС. Р а д и о п р и е м н и к Новый бакинский радио завод Министерства местной промышленности Азербайд жана недавно начал выпус кать радиоприемники ориги нальной конструкции. Новый радиоприемник „Баку" — шестиламповый, о четырьмя диапазонами, хорошо прини мает все станции, действу ю- ,Б а к у* от 16 до щие на волнах 2.000 метров. Первые приемники, посту пившие в магазины Баку, были быстро распроданы. Покупателей привлекают технические достоинства но вого радиоприемника, а так же его нарядный внешний вид и чистота отделки. По следам выстуилений „Советсной Печенги“ „Безответственное отношение к д е л у 15 Под таким заголовком |ыла помещена заметка i , Советской Печенге“, в ко торой указывалось, что кол лектив работников пекарни не ведет настоящей борьбы за выпуск продукции высо кого качества. Эта заметка явилась пред метом обсуждения общего собрания работников пекар ни. Собрание вскрыло суще ственные недостатки в рабо те отдельных лиц и предло жило устранить их. Работ ники пекарни включились в соревнование за выпуск про дукции только высокого ка чества. в. нурашев , mac юн. с л с д г ш . В редакцию поступило письмо слесаря ремонтно механической мастерской тов. М.,Темкина, в котором он пишет о задержке вып латы стахановцам мастер ской прогрессивки за пере выполнение производствен ных заданий в июне. Проверкой установлено, что такая задержка действи тельно имела место и сей час устранена. Прогрессив ка слесарям ва перевыпол нение плана в июне начис лена и будет выплачена в ближайшие дни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz