Советская Печенга. 1949 г., август.

3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е К Г А 14 августа 1У4® года Р Ы Л Ь Я Р Критика и библиография О д И н~ы Роман Виссариона Саяно­ ва „Небо и земля”, удосто­ енный в 1949 году Сталин­ ской премии, посвящен вы­ дающимся русским летчи­ кам и деятелям авиацион­ ной науки, смелым русским людям, которые еще на за­ ре развития авиации, в т я ­ желых условиях самодер­ жавного строя, сумели до ­ биться выдающихся успехов и тем прославить нашу оте­ чественную авиацию. Герои книги--п рвые рус­ ские летчики: Петр Быков, Глеб Победоносцев и Кузь­ ма Тентенников. В облике этих людей, с в я з а н н ы х крепкими узами многолет­ ней дружбы,'писатель воп­ лотил черты биографии мно' гих известных авиаторов Подобно им, Быкову и его друзьям приходилось ски­ таться из города в город, вести жестокую борьбу с нуждой, отстаивать честь и достоинство русской авиации от злобных нападок мрако­ бесов и реакционеров. Прослеживая судьбы сво­ их героев от первых, поле­ тов в небо вплоть до наших дней, писатель нарисовал широкую картину русской общественной жизни более •:ем за 30 лет. Судьба стал­ кивает героев книги с осно­ вателем авиационной науки, замечательным русским уче­ ным П. В. Жуковским, с Петром Нестеровым, впер­ вые в мире осуществившим меадвую петлю, с летчика­ ми Уточкиным, Ефимовым. Правдиво описаны в романе эпизоды Балканской, первой мировой империалистической и гражданской войн, в кото­ рых принимали активное учаетие Быков и его товари­ щи. В. Саянов убедительно показал в своем романе, что новаторская мысль русских конструкторов уже в пред­ революционные годы далеко обогнала западноевропей­ ских теоретиков и практи­ ков авиастроения. Однако из-за своей экономической отсталости, из за рабскего пресмыкательства царских чиновников перед всякими зарубежными дельцами до- Б. ГАЛАНОВ. • революционная Россия не могла наладить массовый вы­ пуск отечественных самоле­ тов. Советскому государству предстояло создать отечест­ венную авиационаую про­ мышленность. В ромаке е с ть !которые восприняли и замечательная сцена встречи летчиков Быкова и Тентен- ! иикова с т о в а р и щ е м Сталиным на Царицынском фронте в разгар граждан­ ской войны. Товарищ Сталин с глубоким внутренним убеж­ дением пророчески говорит пилотам: „Настанет время и у нас будут хорошие само­ леты". Не дожил до этих дней Глеб Победоносцев. Он г е ­ роически погиб в 1918 году нехватке с белогвардейцами. Но товарищи Глеба—Быков и Тентенников, которые вме­ сте с несколькими десятка­ ми первых русских летчи­ ков были пионерами отече­ ственной авиации, на склоне своих лет увидели ее рас­ цвет, претворение в жизнь сталинских слов. В четвертой, заключитель­ ной части романа писатель знакомит нас с новыми ге­ роями—летчиками Лэрико- вым, Уленковым, приемным сыном Петра Быкова—Ива­ ном, одаренным авиаконст­ руктором Свияжениновым. Это люди, которым социали­ стическая Родина помогла выявить их летный талант, научила побеждать трудно­ сти, воспитала в них муже­ ство, стойкость, волю к по­ беде. В суровых битвах Ве­ ликой Отечественной войны славные питомцы сталинской школы продемонстрировали свое превосходство над вра­ гом, высокое летное мастер­ ство и горячую преданность советской отчизне. Остаются в строю и ста­ рые герои романа. Спокой­ ная, безмятежная жизнь чужда им и в преклонном возрасте, Быков со своим огромным практическим опы­ том и знанием авиации ста­ новится ближайшим сотруд­ ником Свкяженинова. В не­ бе под Ленинградом Тен­ тенников, управляя новой быстроходной советской ма­ шиной, сбивает фашистско­ го асса. Саянову хорошо удалось передать в сиоем романе j преемственность славных {традиций нащей авиации, при­ умножили советские летчи­ ки. Не случайно в дни вой­ ны, приемный сын Петра Быкова майор Иван Быков после вручения его полку гвардейского знамени с лю­ бовью вспоминает первых русеких авиаторов, их труд­ ный путь к победам, их са­ моотверженность, любозь к России, к авиации. Эти чер­ ты как главные, определяю­ щие выделил Саянов в об­ лике многих своих героев. Вея их жизнь посвящена авиации, борьбе за ее успе­ хи и непрестанное совершен­ ствование. „Где самолет—там и мы. Наши души без машины понять невозможно0,—гово­ рит в романе Петр Быков. Эти его слова одинаково относятся и к молодым и к старым героям книги. Они многого добились в жизни, но никогда не довольство­ вались достигнутыми резуль­ татами. Вот почему, когда мы расстаемся с ними нака­ нуне победоносного заверше­ ния Отечественной войны, одни из них собираются на учебу, другие ва новую большую творческую рабо­ ту, и все они полны мыслей о завтрашнем дне советской авиации, о новых совершен­ ных советских машинах. В своей книге писатель, опираясь на обширный фак ­ тический материал, сумел убедительно доказать прио­ ритет русских людей в об­ ласти авиационной науки. Роман „Небо и земля1 — правдивое, патриотическое произведение, проникнутое горячей любовью к нашей отечественной авиации,—--к нашим героям-летчикам. Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕН (К 170-летто со дня рождения —18 августа 1779 года). фчадей Фаддеевич Беллинс­ гаузен—известный русский мореплаватель и выдающий­ ся ученый —родился 18 ав­ густа 1779 года. Ол окончил морской ка­ детский корпус и в 1803 го­ ду принял участие в кру ­ госветном путешествии рус­ ских судов. 13 1819 -21 г. г. Беллинс­ гаузен возглавил экспеди­ цию к Южному полюсу, предпринятую нм на двух парусных судах — шлюпах „Восток* которым кома нд о - j вал он сам, и „Мирный'*,} под командоьанйёй М.П. Ла-| зарева. Беллинсгаузен о б ъ е х а л ? земной шар в южных ши-[Ре ротах, открыл и обследовал много неизвестных до него островов и мысов, названных им русскими именами в честь участников экспеди­ ции, и составил описани физико-географических ус­ ловий южно-полярных мо­ рей, имеющее значение и в наше время. До Беллинсгаузена суще­ ствовало мнение, что невоз­ можно подойти к южному полюсу ближе, чем это еде Южного полюса нет,-и подтвердили научные пред­ положения русских ученых о существовании этого мате­ рика. Кроме географических от­ к р ы т и й , экспедиция Бел- 'Z линсгаузена дала мировой науке много ценнейших све­ дений о ледовой обстайовке в Антарктике, о ее климате, животном мире и пр. Экспедиция Беллинсгаузе­ на и сделанные им откры­ тия поставили его имя в „ один ряд с именами заме- лал англииский путешест -1 ч£тель1£йцшх деятелей в области географических от­ крытий. Часть Южно-Поляр- ного моря получила назва­ ние „Море Беллин®гаузена“. В 1831 году Беллинсгау­ зен иаписал книгу, в кото- венник Джемс Кук, достиг­ ший 69° южной широты. Беллинсгаузен п р о н и к значительно южнее этого предела и первым в мире достиг берега Антарктиды. Беллинсгаузен и Лазарев рой последовательно и под- впервые обошли вокруг все-;р0бно описал свое плавание го Антарктического матери­ ка. Таким образом, нашей стране принадлежит первен­ ство в открытии Антаркти­ ки. Открыв Антарктиду, Бел- шнсгаузен и Лазарев бле­ стяще доказали ошибоч­ ность мнения .западноевро­ пейских географов, будто никакого материка в секто- Ленинград. В библиотеке Академии наук СССР открыта вы ­ ставка на тему „Естествознание и история его развития в России*. На выставке широко представлены рукописи и книги, отражаю­ щие развитие отечественной науки с XI века до наших дней. На снимке: посетители знакомятся с экспонатами выставки. Прессклише ТАСС Константин Борин закончил уборку колосовых Знатный комбайнер стра­ ны депутат Верховного Со­ вета РСФСР, Герой социа листического труда Кон­ стантин Борин закончи/, уборку колосовых в стани­ це Шкуринской, па Кубани. Сцеиом двух „Сталинцев— 6" он убрал 1467 гектароь хлебов, выполнив на первом этапе уборки более трел сезонных норм. С этой пло­ щади он намолотил почти 140 тысяч пудов зерна. Свое обязательство—убрать 1350 гектаров Колосовых— тов. Борин значительна пе­ ревыполнил. (ТАСС) в южпые моря. В 1839 году Беллинсгау­ зен был назначен команди­ ром Кронштадтского порта и военный губернатором го* рода Кронштадта. Умер Бел­ линсгаузен 13 января 1852 года. В 1870 году в Крон­ штадте ему поставлен па­ мятник. Прессклише ТАСС. Р а д и о п р и е м н и к Новый бакинский радио­ завод Министерства местной промышленности Азербайд­ жана недавно начал выпус­ кать радиоприемники ориги­ нальной конструкции. Новый радиоприемник „Баку" — шестиламповый, о четырьмя диапазонами, хорошо прини­ мает все станции, действу ю- ,Б а к у* от 16 до щие на волнах 2.000 метров. Первые приемники, посту­ пившие в магазины Баку, были быстро распроданы. Покупателей привлекают технические достоинства но­ вого радиоприемника, а так­ же его нарядный внешний вид и чистота отделки. По следам выстуилений „Советсной Печенги“ „Безответственное отношение к д е л у 15 Под таким заголовком |ыла помещена заметка i , Советской Печенге“, в ко­ торой указывалось, что кол­ лектив работников пекарни не ведет настоящей борьбы за выпуск продукции высо­ кого качества. Эта заметка явилась пред­ метом обсуждения общего собрания работников пекар­ ни. Собрание вскрыло суще­ ственные недостатки в рабо­ те отдельных лиц и предло­ жило устранить их. Работ­ ники пекарни включились в соревнование за выпуск про­ дукции только высокого ка­ чества. в. нурашев , mac юн. с л с д г ш . В редакцию поступило письмо слесаря ремонтно­ механической мастерской тов. М.,Темкина, в котором он пишет о задержке вып­ латы стахановцам мастер­ ской прогрессивки за пере­ выполнение производствен­ ных заданий в июне. Проверкой установлено, что такая задержка действи­ тельно имела место и сей­ час устранена. Прогрессив­ ка слесарям ва перевыпол­ нение плана в июне начис­ лена и будет выплачена в ближайшие дни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz