Советская Печенга. 1948 г., сентябрь.

3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 2 6 сентяоря 1S48 год ■ ■ ■ I • яч w in т n-n i■ г■И 1 ш-тмп 1 гм_ 1 |п ']■ттш hi ini■■■ м и ааам м ам и м м и н м м м ы д м д м я ам н м и и и и н и и м и м м м и и я и я м и и м м и д р и и д м р ч и и н ад и М й » тшш4Яяшшяшштшшяшь~-4штшшШ *в§Щ $щшта*вштшшшшашяашийшшшажшвашв1тсх^^4 Великий художник Л. Н. Т О Л С Т О Й . Советский народ и все прогрессивное человечество 9 сентября ’ отметили 120- летие со дня рождения Льва Николаевича Толсто­ го и 24 сентября — соро­ калетие со дня появления в большевистской газете «Пролетарий» статьи В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской револю­ ции». Эта и последующие статьи Ленина о Толстом заложили основы подлин­ но научного изучения про- изьедеиий великого ху­ дожника. Ленин дал глу­ бокое истолкование ли.е- ратуриого наследия- гени­ ального писателя во всей его сложной противоречи­ вости. Л. Н. Толстой выступил в литерат)р.е в мачале пя­ тидесятых „годов и ера.у же обратил на себя внима­ ние современников. Н. Г. Чернышевский очень метко и верно охарактеризовал ^ п е т о г о как великого ма *1'ера изображения «д а- лектики души». В. И. Ленин писал, что Толстой с громадной силой, уверен­ ностью, искренностью «су­ мел поставить в своих ра­ ботах столько великих воп­ росов, сумел подняться до такой художественной си­ лы, что его произведения заняли одно из перзых мсст в мировой художе­ ственной литературе». По рождению и воспита­ нию Толстой принадлежал к высшему дзорянству, но пытливые идейные искание привели его к разрыву со своим классом, с взгляда­ ми своей среды. Он обру­ ш ь с я с беспощадной кри- на современные ему государственные, общест­ венные, экономические по­ рядки, милитаризм, буржу- а: ную пауку, составлявшие те основы, на которых держалось и в ряде стран сейчас держится поме­ щичье буржуазное общест­ во. Эта критика отражала перелом во взглядах мил­ лионов крестьян, их про­ тест и их отчаяние, их не­ нависть к общественному строю царской 'России. Р е ­ шающим фактором, опре­ делявшим идейные искания Толстого, являлось демо­ кратическое движение в стране, нараставшее на­ родное (возмущение про­ тив крепостничества. , В «Севастопольских рас­ сказах» , Толстой I воспел героизм и легендарные по­ двиги простых русских лю­ дей — солдат и.матросов. В дальнейшем Толстой вновь обратился к народу, к большим общенациональ­ ным темам. На этом пути Толстой создает «Войну и мир» — величайшее произведение мировой литературы. «Вой­ на и мир», эта величайшая летопись патриотизма и героизма русского народа, покоряет читателя своей неиссякаемой жизнерадо­ стностью, своей глубокой верой в победу народа. Война приносит много горя и страданий, ее зловещие кровавые блики ложатся на всю жизнь русских лю- дей, но они не в п а д а ю г в унынье, а смело и реши­ тельно берутся за оружие. В связи с Отечественной войной 1812 год Толстой пытается осмыслить весь исторический процесс. По его мнению, все историче­ ские события предопреде­ лены свыше. Так в вопро­ сах истории он становится на позиции фатализма, ко­ торый обрекал человека на роль пассивного созерца- 1 еля событий. Толстой с присущей ему огромной художнической проницательностью пра­ вильно угадал и велико­ лепно запечатлел черты характера великого рус­ ского полководца Кутузо­ ва: его глубокие патри­ отические чувства, его лю­ бовь к русскому народу. Но в целом образ Кутузова в «Войне и мире» является противоречивым. Кутузов был гениальным полковод­ цем, который, по глубокой оценке товарища Сталина, «:'£i! убил Наполеона л его армию при помощи хоро­ шо подготовленного контр­ наступления». Между тем на страницах романа Тол­ стого Кутузов зачастую предстает как вялый без- инициативный старик, ко­ торый пассивно взирает на происходящее. Живым олицетворением фатализма является образ Платона Каратаева. Кара­ таев бессилен перед судь­ бой, он вверяет свою жизнь богу, , отказываясь от разумного решения жизненных вопросов — «не нашим умом, й божь­ им судом». Он одинаково безучастно \ относится к добру и злу, обнаруживая свое шолное отрешение от всех интересов, влнующих живого челвека. В образе Каратаева наиболее отчет­ ливо проявились реакцион­ ные черты идеологии Тол­ стого. И все же, будучи гениальным художником, Л .Н. Толстой не мог не понимать, что Каратаев не олицетворяет русское кре­ стьянство. Поэтому в «Вой­ не и мире» Каратаев стоит особняком,а многомиллион­ ная масса крестьянства активно борется, занося над головой надменного врага грозную дубину на­ родной войы. От исторической темы Толстой обращается к современности. В романе «Анна Каренина» писатель глубоко и метко схватил своеобразие 1исторической эпохи, ее переходный ха­ рактер,остро ощутил ста­ новление новых обществен­ ных отношений. В трагиче­ ской судьбе Анны Карени­ ной Л. Н. Толстой увидел не только семейную, но и глубокую социальную драму. Герой романа Констан­ тин Левин, как и его пред­ шественники в «Войне и мире» Пьер Безухо/в и князь Андрей, 1ищет пути сближения с народом. Од­ нако непреодолимой пре­ градой лежат сословно- классовые интересы поме­ щика. У Левина так же, как (И у Безухова, нет полного удовлетворения жизнью. В сопоставлении с глубокими страданиями народа осойентю 'рельеф­ но выступает эгоистический характер личного счастья Левина, изображенного пи­ сателем на фоне нищеты народных масс. В своем последнем ро­ мане «Воскресенье», во­ плотившем итог его идей­ ных и морально-этических исканий. Толстой с огром­ ной силой создает потря­ сающие картины вымира­ ния деревни и ставит воп­ рос о ликвидации поме- щичье-сословного земледе­ лия. Ни в одном из пред­ шествующих произведений Толстой не подвергал т а ­ кому беспощадному разоб­ лачению все'институты бур­ жуазного общества, не срывал с таким 'неукрэти-. мым сарказмом маски ли­ цемерия, ханжества, лжи с казенной церкви, суда и других органов ■ насилия самодержавной России. Толстой «в своих послед­ них 1 произведениях обру­ шился со страстной кри­ тикой на все современные государственные, • церков­ ные, общественные, эконо­ мические порядки, осно­ ванные на порабощении масс, ма нищете их, на разорении крестьян и . мел­ ких хозяев вообще, на на­ силии и .лицемерии, кото­ рое \ сверху до низу про­ питывают всю современную жизнь» (Ленин). Вместе со своим героем Нехлюдовым Толстой ис­ кал ответа на все вопросы современности в <вашч л в проповеди всепрощения. Религиозно-этическое уче­ т е Толстого было наивно, утопично и реакционно в самом прямом и глубоком смысле этого слова. Оно уводило народ от непос­ редственной борьбы с ц а ­ ризмом в область бесплод­ ных воздыханий о лучшей жизни. В «Воскресении» <с наи­ большей силой и остротой раскрылись кричащие про­ тиворечия в идеологии ве­ ликого художника, наме­ тившиеся еще в его ранних произведениях. Глубочай­ шее истолкование сущно­ сти этих противоречий и их исторической обуслов­ ленности и дано в статьях Ленина. В художественных про­ изведениях и публицисти­ ческих статьях великого писателя отразились и си­ ла и слабость крестьянско­ го движения в России, глубоко наболевшая нена­ висть крестьян, их стрем­ ление к лучшему и в то же время «незрелость мечта­ тельности, политической не­ воспитанности, 1 революци­ онной мягкотелости» (Ленин). I 1 Ленин пророчески писал, что Толстой «дал художе­ ственные произведения, ко­ торые всегда будут цени­ мы и читаемы массами, когда они создадут | себе ‘человеческие условия жиз­ ни, свергнув иго помещиков и капиталистов...». В совет­ ские годы Толстой стал од­ ним из самых любимых пи­ сателей нашего народа. Его произведения изданы тира­ жом в 26,5 миллиона эк­ земпляров. «Не зная Толстого, — говорил Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В этих словах выражено ог­ ромное значение 1 Толстого в истории русской и миро­ вой культуры. Великое ху­ дожественное наследие Толстого — источник за­ конной гордости советско­ го народа. НАМ ПИШУТ Где получить материал для ремонта? Живу в доме № 22 по Я линии Комсомольской улицы с. 1945 годл. Не цо лучая ремонта, наш дом приходит в крайне ветхое состояние. В стенах обра­ зовались щели, с полу д у ­ ет ветер, потолок не. д ер ­ жит тепла, в рамах окон осыпалась замазка. В холод­ ное время комнату согреть невозможно, нее замерзает. Я ^ неоднократно обращался в ЖКО с просьбой произ­ нести ремонт квартиры, но нрорао тов. Маеляев дает лишь обещания, что будет сдельно в порядке очередд, Находясь сейчас в отпу­ ску, я и сам бы мог утеп ­ лить квартиру, но останов­ ка из за отсутствия мате­ риалов. Мне нужен песок и опилки для засыпки цола и потолка. Одиако этот м i- териал подвезти не могут. На днях тов. Маеляев отка­ зал даже мне в выдаче на­ много мелу для замазки. Прошу редакцию газеты .Советская Печенга,, помочь мне в получении необходи­ мого материала для ремо \- та квартиры. Очередь вряд ли подойдёт к дому № 22 в этом году, а зимовать в такой квартире невозможно. в н. хАзое. О ТОРГОВЛЕ ОВОЩАМИ И ФРУИТАМИ В этом голу повсевмест- но по нашей стране обиль- ный урожай овощей и фр\ к- тов. Все рынки и магазины переполнены картофелем и капустой, огурцами, луком и помидорами. В достаточ­ ном количестве имеется в продаже также всевозмож­ ных фруктов и ягод, арбу­ зов и дынь. Всюду идет развернутая торговля про­ дуктами сельского хозяйст­ ва нового урожая. Только в пагпем райо :е редко и с перебоями торгу­ ют магазины овощами и фруктами, причем ассорти­ мент их крайне ограничен. В последнее время появи­ лись в магазинах яблоки, но торговля ими сопряжена с очередями, Руководители продсиаба почему то плохо заботятся о своевременном завосе овощей и фруктов- крайне необходимых и ус ловиях Заполярья. Сов<1р' шеняо нет в продаже яиц- Не является ли причиной всему этому неповоротли­ вость аппарата продсиаба, которкй, видимо, никак не может перейти от практики снабжения к культурной со­ ветской торговле. Пора бы продснабу ком­ бината начать развернутую, культурную торговлю с полным ассортиментом н е ­ обходимых продуктов и то­ варов, в особенности овощей и фруктов. А. ФЕДОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz