Советская Печенга. 1948 г., сентябрь.
3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 2 6 сентяоря 1S48 год ■ ■ ■ I • яч w in т n-n i■ г■И 1 ш-тмп 1 гм_ 1 |п ']■ттш hi ini■■■ м и ааам м ам и м м и н м м м ы д м д м я ам н м и и и и н и и м и м м м и и я и я м и и м м и д р и и д м р ч и и н ад и М й » тшш4Яяшшяшштшшяшь~-4штшшШ *в§Щ $щшта*вштшшшшашяашийшшшажшвашв1тсх^^4 Великий художник Л. Н. Т О Л С Т О Й . Советский народ и все прогрессивное человечество 9 сентября ’ отметили 120- летие со дня рождения Льва Николаевича Толсто го и 24 сентября — соро калетие со дня появления в большевистской газете «Пролетарий» статьи В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской револю ции». Эта и последующие статьи Ленина о Толстом заложили основы подлин но научного изучения про- изьедеиий великого ху дожника. Ленин дал глу бокое истолкование ли.е- ратуриого наследия- гени ального писателя во всей его сложной противоречи вости. Л. Н. Толстой выступил в литерат)р.е в мачале пя тидесятых „годов и ера.у же обратил на себя внима ние современников. Н. Г. Чернышевский очень метко и верно охарактеризовал ^ п е т о г о как великого ма *1'ера изображения «д а- лектики души». В. И. Ленин писал, что Толстой с громадной силой, уверен ностью, искренностью «су мел поставить в своих ра ботах столько великих воп росов, сумел подняться до такой художественной си лы, что его произведения заняли одно из перзых мсст в мировой художе ственной литературе». По рождению и воспита нию Толстой принадлежал к высшему дзорянству, но пытливые идейные искание привели его к разрыву со своим классом, с взгляда ми своей среды. Он обру ш ь с я с беспощадной кри- на современные ему государственные, общест венные, экономические по рядки, милитаризм, буржу- а: ную пауку, составлявшие те основы, на которых держалось и в ряде стран сейчас держится поме щичье буржуазное общест во. Эта критика отражала перелом во взглядах мил лионов крестьян, их про тест и их отчаяние, их не нависть к общественному строю царской 'России. Р е шающим фактором, опре делявшим идейные искания Толстого, являлось демо кратическое движение в стране, нараставшее на родное (возмущение про тив крепостничества. , В «Севастопольских рас сказах» , Толстой I воспел героизм и легендарные по двиги простых русских лю дей — солдат и.матросов. В дальнейшем Толстой вновь обратился к народу, к большим общенациональ ным темам. На этом пути Толстой создает «Войну и мир» — величайшее произведение мировой литературы. «Вой на и мир», эта величайшая летопись патриотизма и героизма русского народа, покоряет читателя своей неиссякаемой жизнерадо стностью, своей глубокой верой в победу народа. Война приносит много горя и страданий, ее зловещие кровавые блики ложатся на всю жизнь русских лю- дей, но они не в п а д а ю г в унынье, а смело и реши тельно берутся за оружие. В связи с Отечественной войной 1812 год Толстой пытается осмыслить весь исторический процесс. По его мнению, все историче ские события предопреде лены свыше. Так в вопро сах истории он становится на позиции фатализма, ко торый обрекал человека на роль пассивного созерца- 1 еля событий. Толстой с присущей ему огромной художнической проницательностью пра вильно угадал и велико лепно запечатлел черты характера великого рус ского полководца Кутузо ва: его глубокие патри отические чувства, его лю бовь к русскому народу. Но в целом образ Кутузова в «Войне и мире» является противоречивым. Кутузов был гениальным полковод цем, который, по глубокой оценке товарища Сталина, «:'£i! убил Наполеона л его армию при помощи хоро шо подготовленного контр наступления». Между тем на страницах романа Тол стого Кутузов зачастую предстает как вялый без- инициативный старик, ко торый пассивно взирает на происходящее. Живым олицетворением фатализма является образ Платона Каратаева. Кара таев бессилен перед судь бой, он вверяет свою жизнь богу, , отказываясь от разумного решения жизненных вопросов — «не нашим умом, й божь им судом». Он одинаково безучастно \ относится к добру и злу, обнаруживая свое шолное отрешение от всех интересов, влнующих живого челвека. В образе Каратаева наиболее отчет ливо проявились реакцион ные черты идеологии Тол стого. И все же, будучи гениальным художником, Л .Н. Толстой не мог не понимать, что Каратаев не олицетворяет русское кре стьянство. Поэтому в «Вой не и мире» Каратаев стоит особняком,а многомиллион ная масса крестьянства активно борется, занося над головой надменного врага грозную дубину на родной войы. От исторической темы Толстой обращается к современности. В романе «Анна Каренина» писатель глубоко и метко схватил своеобразие 1исторической эпохи, ее переходный ха рактер,остро ощутил ста новление новых обществен ных отношений. В трагиче ской судьбе Анны Карени ной Л. Н. Толстой увидел не только семейную, но и глубокую социальную драму. Герой романа Констан тин Левин, как и его пред шественники в «Войне и мире» Пьер Безухо/в и князь Андрей, 1ищет пути сближения с народом. Од нако непреодолимой пре градой лежат сословно- классовые интересы поме щика. У Левина так же, как (И у Безухова, нет полного удовлетворения жизнью. В сопоставлении с глубокими страданиями народа осойентю 'рельеф но выступает эгоистический характер личного счастья Левина, изображенного пи сателем на фоне нищеты народных масс. В своем последнем ро мане «Воскресенье», во плотившем итог его идей ных и морально-этических исканий. Толстой с огром ной силой создает потря сающие картины вымира ния деревни и ставит воп рос о ликвидации поме- щичье-сословного земледе лия. Ни в одном из пред шествующих произведений Толстой не подвергал т а кому беспощадному разоб лачению все'институты бур жуазного общества, не срывал с таким 'неукрэти-. мым сарказмом маски ли цемерия, ханжества, лжи с казенной церкви, суда и других органов ■ насилия самодержавной России. Толстой «в своих послед них 1 произведениях обру шился со страстной кри тикой на все современные государственные, • церков ные, общественные, эконо мические порядки, осно ванные на порабощении масс, ма нищете их, на разорении крестьян и . мел ких хозяев вообще, на на силии и .лицемерии, кото рое \ сверху до низу про питывают всю современную жизнь» (Ленин). Вместе со своим героем Нехлюдовым Толстой ис кал ответа на все вопросы современности в <вашч л в проповеди всепрощения. Религиозно-этическое уче т е Толстого было наивно, утопично и реакционно в самом прямом и глубоком смысле этого слова. Оно уводило народ от непос редственной борьбы с ц а ризмом в область бесплод ных воздыханий о лучшей жизни. В «Воскресении» <с наи большей силой и остротой раскрылись кричащие про тиворечия в идеологии ве ликого художника, наме тившиеся еще в его ранних произведениях. Глубочай шее истолкование сущно сти этих противоречий и их исторической обуслов ленности и дано в статьях Ленина. В художественных про изведениях и публицисти ческих статьях великого писателя отразились и си ла и слабость крестьянско го движения в России, глубоко наболевшая нена висть крестьян, их стрем ление к лучшему и в то же время «незрелость мечта тельности, политической не воспитанности, 1 революци онной мягкотелости» (Ленин). I 1 Ленин пророчески писал, что Толстой «дал художе ственные произведения, ко торые всегда будут цени мы и читаемы массами, когда они создадут | себе ‘человеческие условия жиз ни, свергнув иго помещиков и капиталистов...». В совет ские годы Толстой стал од ним из самых любимых пи сателей нашего народа. Его произведения изданы тира жом в 26,5 миллиона эк земпляров. «Не зная Толстого, — говорил Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В этих словах выражено ог ромное значение 1 Толстого в истории русской и миро вой культуры. Великое ху дожественное наследие Толстого — источник за конной гордости советско го народа. НАМ ПИШУТ Где получить материал для ремонта? Живу в доме № 22 по Я линии Комсомольской улицы с. 1945 годл. Не цо лучая ремонта, наш дом приходит в крайне ветхое состояние. В стенах обра зовались щели, с полу д у ет ветер, потолок не. д ер жит тепла, в рамах окон осыпалась замазка. В холод ное время комнату согреть невозможно, нее замерзает. Я ^ неоднократно обращался в ЖКО с просьбой произ нести ремонт квартиры, но нрорао тов. Маеляев дает лишь обещания, что будет сдельно в порядке очередд, Находясь сейчас в отпу ску, я и сам бы мог утеп лить квартиру, но останов ка из за отсутствия мате риалов. Мне нужен песок и опилки для засыпки цола и потолка. Одиако этот м i- териал подвезти не могут. На днях тов. Маеляев отка зал даже мне в выдаче на много мелу для замазки. Прошу редакцию газеты .Советская Печенга,, помочь мне в получении необходи мого материала для ремо \- та квартиры. Очередь вряд ли подойдёт к дому № 22 в этом году, а зимовать в такой квартире невозможно. в н. хАзое. О ТОРГОВЛЕ ОВОЩАМИ И ФРУИТАМИ В этом голу повсевмест- но по нашей стране обиль- ный урожай овощей и фр\ к- тов. Все рынки и магазины переполнены картофелем и капустой, огурцами, луком и помидорами. В достаточ ном количестве имеется в продаже также всевозмож ных фруктов и ягод, арбу зов и дынь. Всюду идет развернутая торговля про дуктами сельского хозяйст ва нового урожая. Только в пагпем райо :е редко и с перебоями торгу ют магазины овощами и фруктами, причем ассорти мент их крайне ограничен. В последнее время появи лись в магазинах яблоки, но торговля ими сопряжена с очередями, Руководители продсиаба почему то плохо заботятся о своевременном завосе овощей и фруктов- крайне необходимых и ус ловиях Заполярья. Сов<1р' шеняо нет в продаже яиц- Не является ли причиной всему этому неповоротли вость аппарата продсиаба, которкй, видимо, никак не может перейти от практики снабжения к культурной со ветской торговле. Пора бы продснабу ком бината начать развернутую, культурную торговлю с полным ассортиментом н е обходимых продуктов и то варов, в особенности овощей и фруктов. А. ФЕДОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz