Советская Печенга. 1948 г., октябрь.
3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 10 октяоря m u год Мичуринская наука в действии *) Из многолетней деятельности Т . Д. Лысенко Посевы по стерне в Сибири Сибирские степи — это миллионы гектаров земли. 15 лет тому назад никто еще здесь не сеял озимых хлебов. С весны или осени вспахивали землю, дав али ей напиться соками и вла гой, и на этих парах сеяли яровую пшеницу. Озимые посевы не прививались, пше ница, как правило, гибла от холода, а рожь выжива ла лишь частично. На короткую весеннюю пору и па еще более корот кий предосенний срок при ходилось все работы по се ву и уборке хлебов. Будь здесь возможны озимые по севы, труд пахаря был бы облегчен. Часть общего кли на обрабатывалась бы вес ной для яровых злаков, а другая—ближе к осени, для озимых. Лысенко решил выяснить причины неудач озимых по- ^^евов в Сибири и во что ^ В ы то ни стало добиться j'cnexa. Со своим помощни ком в 1941 году он посеял семена зимостойкой пшени цы на многих участках, взрыхленных с весны. Пришел холодный ноябрь, подули сибирские ветры. Они развеяли снег по но лям, обнажили почву и, вгрызаясь в нее, поднимали песчаные бураны. Гонимые ветром частицы земли хле стали по всходам. В течение зимы Лысенко регулярно посещал делянки. Надвинув па уши шапку, он присядет, бывало, на корточки, долго смотрит на разбитые ветром расте р т а я , некоторые из них вы- ^ м в а е т и унесет с собой. В лаборатории он эти расте ния опустит в воду, насы щенную сахаром, и будет терпеливо выжидать резуль татов. Одни отрастали, др у гие были мертвы и к жиз ни не возвращались, или оживали, чтобы вскоре по гибнуть. Лысенко разглядывал не только озимые всходы, но и почву. Вспаханная вес ной и засеянная осенью, она образовала обширные тре щины. Под рыхлым слоем земли коркой легли ледя ные кристаллы. В проме жутках между комьями замерзшая влага развороти ла неосевшую почву и изорвала в клочья корни *) Начало смотри в № 59 А, Поповский. =* растений. Там ж е, где п од нятый слой земли успел прочно осесть, было меньше воды, и корни озимых ме нее повреждались. Лысенко призаудмался. То, что он узнал, скорее запутывало, чем уясняло положение. Рыхлость поч вы, столь желанная для земледельца, вдруг в Си бири оказывается вредной... Наступила веспа, почва оттаяла, и Лысенко увидел желтое поле без жизненных всходов. Ни в одном из них не было признака жизни. Вымерзла пшеница, не усто яла и рожь. Однако Лысен ко мог засвидетельствовать точно, что посевы погибли от механических поврежде ний, связанных с морозами, а не от прямого действия холодов на семена. Как же уберечь озимые рожь и пшеницу от раз рушительных сил сибирско го климата? Как сохранить ростки и корни растения? Лысенко пришел к выво ду, что не зимостойность семян, а новый метод агро техники определит успех дела. Надо сеять озимые по нетронутой стороне, не вспа хивая и не обрабатывая поч вы. В плотной земле нет пустот, где накапливается дождевая влага, не замер зает вода и не разрушает ся корневая система расте ния. Надземную часть всхо дов защитит стерня, остав шаяся после жатвы. Она встанет преградой на пути урагана, накроет снегом по севы, спасет их от разру шений. В последних числах авгу ста начали сеять по стерне Сосредоточенный, спокой ный, Лысенко шел за сеял кой, которая в борозды, прорезанные диском, роняла озимые семена. На этих участках недавно скосили рожь и овес и из щеткой торчавшей стерни поднялись сурепка и полынь. Двадцать с лишним сор тов решил высеять Лысенко: от теплолюбивых украинских и крымских семян до зимо стойких—сибирских. Была среди них и яровая пшени ца,которую высеивают толь ко весной. Сеяли перекрестным при емом, полнормы семян, из положенных на гектар, в одном направлении, а пол нормы в другом. На четвертые сутки Лы сенко нашел первые прора стающие семена, а на седь мой — появились дружные всходы. Растения уж е к у стились, когда снег их нак рыл. Было опасение: не постра д а ю т ли посевы на стерне от кислородного голодания. Слежавшаяся земля, утвер ждали противники ученого,, не проницаема для атмосфе ры. Погибнут микробы, ли шенные воздуха, и у ра стений не станет питания. Лысенко приглашал этих ученых на поле, чтобы до казать им ошибочность та ких утверждений: — Возьмите *■ лопату,— предлагал он им ,—копните •землю на стерне и на паро- Важнейшая обязанность вом ноле. Сами увидите, где пионерской организации твердая и где рыхлая зем- воспитывать пионеров и яя. Под стерней почва мяг-^ школьников в духе совет- че, она лишь сверху твер дая, и воздуха в ней боль ше, чем на хорошем пару. — А не заглушат ли сор няки посевы на стерне,— недоумевали скептики. — Представьте себе поле засеянное рожью по стерне, —объяснял Лысенко, —стаял снег, пригрело солнце, и озимые всходы, мало требо вательные к теплу, начина ют быстро подниматься. Сор няки ещ е спят, они ведь теплолюбивы и на холоде не оживают. Наконец, солн це позволило им тронутся в рост. Слабые я хилые, поднимаются они, но уж е поздно, над ними нависла окрепшая рожь. Озимые, посеянные по нетронутой стерне, благопо лучно созрели. И под Че лябинском и под Омском на невспаханных почвах выко лосились пшеница и рожь. Те и другие дали гораздо большие урожаи, чем дава ли посевы по хорошему па ру в годы случайного уро жая. Единственный участок, ко- ского патриотизма, в духе беззаветной преданности Родине, большевистской партии. Пионер должен быть примером для всех школьников в учебе,, ди с циплине, труде, активно участвовать в работе своей организации, (строго соблю дая установленные прави ла. Дело чести каждого пионера — готовиться для вступления в ряды Ленин ского комсомола. Большую роль в деле воспитания пионеров и школьников призваны вы полнять комсомольские ор ганизации школ. . Учителя также должны повседнев но организовывать и про водить воспитательную ра- боу с пионерами и школь никами, выбирая методы и формы с учетом возраст ных способностей уча щихся. В средней и начальной школах поселка Никель с самого начала учебного года пионерская оргниза- ция развернула воспита тельную работу среди уча щихся. Пионервожатые от рядов комсомолки Зоя торый в ту зиму пострадал был тот, на котором содра-, Червяковая "faня “Демьяно- ли стерню из опасения, что ва> Валя Першутова суме- в почве не хватит для pa- J стений воздуха... Так Лысенко доказал, что в степных районах Сибири имеется столько преимуще ств для вызревания озимых хлебов, что южные сорта переносят там морозы оез малейшего ущерба дла с е б * Н и н Г ш е а е л ь ^ Г а Г Г а с ^ делив между членами обя занности, энергично вклю чилась в общественную ра боту. , Ж По городам Советского Союза. В городе Ижевске — сто лице Удмуртской АССР. Ворошилове». На металлургическом заводе имени Ворошило ва освоена проектная мощность доменной печи № 1. Наилучших показателей в работе добилась бригада горновых, которой руково дит комсомолец Николай Ванник. Бригада встала на вахту в честь 30-летия ВЛКСМ. На снимке: лучшие горновые комсомольцы Николаи Ванник- (слева) и Алексей Сычев. Пионеры— вер ные помощники комсомола Приближается славная годовщина Ленинского комсомола. Пионерская ор ганизация школы в связи с этим всю свою воспита тельную работу построила на мобилизацию учащихся к достойной встрече юби лея комсомольцев. Пионеры и [ школьники хотят встретить этот празд ник еще лучшими успеха ми в учебе, дисциплине, общественной работе. Во всех отрядах и звеньях д е ятельно проводится подго товительная работа. Лучших своих членов пионерская организация готовит для пополнения ря дов комсомола. Бывшие пионеры Тамара Кудряшо ва, Ида Кораба, Нина .Шевелькова, Лида Плак- сина, Мария Бирюкова и другие на днях получили звание комсомолок. Десят ки отличников учебы на днях будут приняты в пи онерскую организацию. К знаменательной го довщине комсомола пи онеры школы готовят ху дожественную самодея тельность, тематические альбомы: «Комсомолу 30 лет», «За наше счастливое детство», «В. И. Ленин» и другие. В день праздника пионерская организация выпустит специальный но мер стенной газеты, посвя щенный 30-летию ВЛКСМ. Сейчас в отрядах и звеньях проводятся бесе ды и доклады о ленин ском комсомоле. Директор школы т. Стеценко сдела ла доклад на тему: Бое вой путь ленинского ком сомола». С большим инте ресом (заслушали пионеры беседу «Ты на подвиг зо вешь, комсомольский би лет». ли хорошо организовать выборы .пионерского акти ва, подготовили худож ест венную самодеятельность к отчетно-выборному сбо ру дружины. Вновь избранный совет дружины (председатель НОВЫЙ МЕТОД ШИХТОВКИ РУДЫ В металлургическом цехе i ределяется ее состав, затем комбината внедрили в произ- руду складируют не в один водство новый метод ших товки руды. На снимке-; на улице' Раньше всю руду складиро Iвали в один бункер, заранее Горького. Справа — кино театр „Колос “. . . ай j не определяя ее химического состава. Сейчас шихтовку руды стали производить по-новому. Прежде, чем от править р у д у в печь, в хи мической лаборатории оя- бункер, как раньше, а в несколько, в зависимости от различных примесей. Это нововведение, во-пер- вых, позволило грамотно вести технологический про цесс, во-вторых, добиться значительного повышения качества выпускаемой про дукции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz