Советская Печенга. 1948 г., октябрь.

3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 10 октяоря m u год Мичуринская наука в действии *) Из многолетней деятельности Т . Д. Лысенко Посевы по стерне в Сибири Сибирские степи — это миллионы гектаров земли. 15 лет тому назад никто еще здесь не сеял озимых хлебов. С весны или осени вспахивали землю, дав али ей напиться соками и вла­ гой, и на этих парах сеяли яровую пшеницу. Озимые посевы не прививались, пше­ ница, как правило, гибла от холода, а рожь выжива­ ла лишь частично. На короткую весеннюю пору и па еще более корот­ кий предосенний срок при­ ходилось все работы по се­ ву и уборке хлебов. Будь здесь возможны озимые по­ севы, труд пахаря был бы облегчен. Часть общего кли­ на обрабатывалась бы вес­ ной для яровых злаков, а другая—ближе к осени, для озимых. Лысенко решил выяснить причины неудач озимых по- ^^евов в Сибири и во что ^ В ы то ни стало добиться j'cnexa. Со своим помощни­ ком в 1941 году он посеял семена зимостойкой пшени­ цы на многих участках, взрыхленных с весны. Пришел холодный ноябрь, подули сибирские ветры. Они развеяли снег по но­ лям, обнажили почву и, вгрызаясь в нее, поднимали песчаные бураны. Гонимые ветром частицы земли хле­ стали по всходам. В течение зимы Лысенко регулярно посещал делянки. Надвинув па уши шапку, он присядет, бывало, на корточки, долго смотрит на разбитые ветром расте­ р т а я , некоторые из них вы- ^ м в а е т и унесет с собой. В лаборатории он эти расте­ ния опустит в воду, насы щенную сахаром, и будет терпеливо выжидать резуль­ татов. Одни отрастали, др у ­ гие были мертвы и к жиз­ ни не возвращались, или оживали, чтобы вскоре по­ гибнуть. Лысенко разглядывал не только озимые всходы, но и почву. Вспаханная вес­ ной и засеянная осенью, она образовала обширные тре­ щины. Под рыхлым слоем земли коркой легли ледя­ ные кристаллы. В проме­ жутках между комьями замерзшая влага развороти­ ла неосевшую почву и изорвала в клочья корни *) Начало смотри в № 59 А, Поповский. =* растений. Там ж е, где п од ­ нятый слой земли успел прочно осесть, было меньше воды, и корни озимых ме­ нее повреждались. Лысенко призаудмался. То, что он узнал, скорее запутывало, чем уясняло положение. Рыхлость поч­ вы, столь желанная для земледельца, вдруг в Си­ бири оказывается вредной... Наступила веспа, почва оттаяла, и Лысенко увидел желтое поле без жизненных всходов. Ни в одном из них не было признака жизни. Вымерзла пшеница, не усто­ яла и рожь. Однако Лысен­ ко мог засвидетельствовать точно, что посевы погибли от механических поврежде­ ний, связанных с морозами, а не от прямого действия холодов на семена. Как же уберечь озимые рожь и пшеницу от раз­ рушительных сил сибирско­ го климата? Как сохранить ростки и корни растения? Лысенко пришел к выво­ ду, что не зимостойность семян, а новый метод агро­ техники определит успех дела. Надо сеять озимые по нетронутой стороне, не вспа хивая и не обрабатывая поч вы. В плотной земле нет пустот, где накапливается дождевая влага, не замер­ зает вода и не разрушает­ ся корневая система расте ния. Надземную часть всхо­ дов защитит стерня, остав шаяся после жатвы. Она встанет преградой на пути урагана, накроет снегом по­ севы, спасет их от разру­ шений. В последних числах авгу ста начали сеять по стерне Сосредоточенный, спокой­ ный, Лысенко шел за сеял­ кой, которая в борозды, прорезанные диском, роняла озимые семена. На этих участках недавно скосили рожь и овес и из щеткой торчавшей стерни поднялись сурепка и полынь. Двадцать с лишним сор­ тов решил высеять Лысенко: от теплолюбивых украинских и крымских семян до зимо­ стойких—сибирских. Была среди них и яровая пшени­ ца,которую высеивают толь­ ко весной. Сеяли перекрестным при­ емом, полнормы семян, из положенных на гектар, в одном направлении, а пол­ нормы в другом. На четвертые сутки Лы­ сенко нашел первые прора стающие семена, а на седь­ мой — появились дружные всходы. Растения уж е к у ­ стились, когда снег их нак­ рыл. Было опасение: не постра­ д а ю т ли посевы на стерне от кислородного голодания. Слежавшаяся земля, утвер­ ждали противники ученого,, не проницаема для атмосфе­ ры. Погибнут микробы, ли­ шенные воздуха, и у ра­ стений не станет питания. Лысенко приглашал этих ученых на поле, чтобы до­ казать им ошибочность та­ ких утверждений: — Возьмите *■ лопату,— предлагал он им ,—копните •землю на стерне и на паро- Важнейшая обязанность вом ноле. Сами увидите, где пионерской организации твердая и где рыхлая зем- воспитывать пионеров и яя. Под стерней почва мяг-^ школьников в духе совет- че, она лишь сверху твер­ дая, и воздуха в ней боль­ ше, чем на хорошем пару. — А не заглушат ли сор­ няки посевы на стерне,— недоумевали скептики. — Представьте себе поле засеянное рожью по стерне, —объяснял Лысенко, —стаял снег, пригрело солнце, и озимые всходы, мало требо­ вательные к теплу, начина­ ют быстро подниматься. Сор­ няки ещ е спят, они ведь теплолюбивы и на холоде не оживают. Наконец, солн­ це позволило им тронутся в рост. Слабые я хилые, поднимаются они, но уж е поздно, над ними нависла окрепшая рожь. Озимые, посеянные по нетронутой стерне, благопо­ лучно созрели. И под Че­ лябинском и под Омском на невспаханных почвах выко­ лосились пшеница и рожь. Те и другие дали гораздо большие урожаи, чем дава­ ли посевы по хорошему па­ ру в годы случайного уро­ жая. Единственный участок, ко- ского патриотизма, в духе беззаветной преданности Родине, большевистской партии. Пионер должен быть примером для всех школьников в учебе,, ди с­ циплине, труде, активно участвовать в работе своей организации, (строго соблю­ дая установленные прави­ ла. Дело чести каждого пионера — готовиться для вступления в ряды Ленин­ ского комсомола. Большую роль в деле воспитания пионеров и школьников призваны вы­ полнять комсомольские ор­ ганизации школ. . Учителя также должны повседнев­ но организовывать и про­ водить воспитательную ра- боу с пионерами и школь­ никами, выбирая методы и формы с учетом возраст­ ных способностей уча­ щихся. В средней и начальной школах поселка Никель с самого начала учебного года пионерская оргниза- ция развернула воспита­ тельную работу среди уча­ щихся. Пионервожатые от­ рядов комсомолки Зоя торый в ту зиму пострадал был тот, на котором содра-, Червяковая "faня “Демьяно- ли стерню из опасения, что ва> Валя Першутова суме- в почве не хватит для pa- J стений воздуха... Так Лысенко доказал, что в степных районах Сибири имеется столько преимуще­ ств для вызревания озимых хлебов, что южные сорта переносят там морозы оез малейшего ущерба дла с е б * Н и н Г ш е а е л ь ^ Г а Г Г а с ^ делив между членами обя­ занности, энергично вклю­ чилась в общественную ра­ боту. , Ж По городам Советского Союза. В городе Ижевске — сто­ лице Удмуртской АССР. Ворошилове». На металлургическом заводе имени Ворошило­ ва освоена проектная мощность доменной печи № 1. Наилучших показателей в работе добилась бригада горновых, которой руково­ дит комсомолец Николай Ванник. Бригада встала на вахту в честь 30-летия ВЛКСМ. На снимке: лучшие горновые комсомольцы Николаи Ванник- (слева) и Алексей Сычев. Пионеры— вер ные помощники комсомола Приближается славная годовщина Ленинского комсомола. Пионерская ор­ ганизация школы в связи с этим всю свою воспита­ тельную работу построила на мобилизацию учащихся к достойной встрече юби­ лея комсомольцев. Пионеры и [ школьники хотят встретить этот празд­ ник еще лучшими успеха­ ми в учебе, дисциплине, общественной работе. Во всех отрядах и звеньях д е ­ ятельно проводится подго­ товительная работа. Лучших своих членов пионерская организация готовит для пополнения ря­ дов комсомола. Бывшие пионеры Тамара Кудряшо­ ва, Ида Кораба, Нина .Шевелькова, Лида Плак- сина, Мария Бирюкова и другие на днях получили звание комсомолок. Десят­ ки отличников учебы на днях будут приняты в пи­ онерскую организацию. К знаменательной го­ довщине комсомола пи­ онеры школы готовят ху­ дожественную самодея­ тельность, тематические альбомы: «Комсомолу 30 лет», «За наше счастливое детство», «В. И. Ленин» и другие. В день праздника пионерская организация выпустит специальный но­ мер стенной газеты, посвя­ щенный 30-летию ВЛКСМ. Сейчас в отрядах и звеньях проводятся бесе­ ды и доклады о ленин­ ском комсомоле. Директор школы т. Стеценко сдела­ ла доклад на тему: Бое­ вой путь ленинского ком­ сомола». С большим инте­ ресом (заслушали пионеры беседу «Ты на подвиг зо ­ вешь, комсомольский би­ лет». ли хорошо организовать выборы .пионерского акти­ ва, подготовили худож ест­ венную самодеятельность к отчетно-выборному сбо­ ру дружины. Вновь избранный совет дружины (председатель НОВЫЙ МЕТОД ШИХТОВКИ РУДЫ В металлургическом цехе i ределяется ее состав, затем комбината внедрили в произ- руду складируют не в один водство новый метод ших­ товки руды. На снимке-; на улице' Раньше всю руду складиро Iвали в один бункер, заранее Горького. Справа — кино­ театр „Колос “. . . ай j не определяя ее химического состава. Сейчас шихтовку руды стали производить по-новому. Прежде, чем от­ править р у д у в печь, в хи­ мической лаборатории оя- бункер, как раньше, а в несколько, в зависимости от различных примесей. Это нововведение, во-пер- вых, позволило грамотно вести технологический про­ цесс, во-вторых, добиться значительного повышения качества выпускаемой про­ дукции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz