Советская Печенга. 1948 г., май.
С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н Г А 30 мая 1948 года ВЕЛИКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТ * 7 июня 11)48 года исполняет-! Белинский является зачина-| Белинский гневно изобличал сн 100 лет со дня смерти вели- Jтелем русского революционно-, славянофилов, отстаивавших ста- кого русского критика и рево- демократического движения,! рыс порядки, идеализировав- | ших крестьянскую общину и люциопного демократа Виссарио- прямым предшественником ко на Григорьевича" Белинского. t горты революционных демокра- Эгу знаменательную дату огме-; тов 60-х годов прошлого столе- чают все народы страны социа-.тия. лизма. Советские люди ценят) Белинский и его преемники —демократы 60 х гидов—были в Белинском выдающегося дея тели русской культуры и рус ского революционного движения,1 борца против самодержавия и крепостничества, за благоденсг-} вне народа, за расцвет нашей „властителями дум“ своего вре мени, они были политическими вождями, хотя и выступали на литературном поприще. Они; находились на гребне классовой j великой Родины. В мировоззре- борьбы, когда она достигала боль ниц Белинского слиты воедино шой напряженности, и это нри- социалпстические идей и рево-: давало их критике особую осгро- люциопиый демократизм. Белинский принадлежит к числу тех великих русских лю дей, которые составляют славу и гордость нашего народа, чья мысль, ио словам Л е н и н а , ту, целеустремленность. Револю ционпо-демократическая критика имела огромное влияние на раз витие русской литературы и об щественной мысли. Отличаясь высокой принципиальностью, „.. под гнетом невиданного, д и -! воинствующей идейностью, бла- кого и реакционного царизма, ( городаеЯшпм патриотизмом, ко- жадно искала правильной рево- рпфеи этой критики указывали люционпой т е о р и и ..( С о ч , т. литературе путь, который вел i ее к завоеванию всемирного признания. Историческая и кри- XXV, стр. 175J Имя Белинского товарищ Сталин назвал в числе лучших сынов русского парода, выдаю щихся деятелей великой русской нации. , Деятельность И. Г. Белянско го протекала в 80-е—40-е годы XIX века, в эпоху господства царизма, и крепостничества, в период жесточайшей николаев ской .-еакции. Об этих черных годах "Герцен В своих воспоми наниях писал, чад за каждое смело сказанное слово люди платились тюрьмой, каторгой и ссылкой. В те годы революционный пролетариат и его партия еще не сформировались. Крестьянст во выступало против дворян, помещиков стихийно Мучительно трудными в этих ; условиях были попытки луч- j ших людей России выйти на широкий Прост! р революцион ной деятельности Белинский j был в первых рядах тех, кто, и в зги глухие годы реакции! русской ли- Энгельс, — выше всего в Германии тпческая школа в тературе, — писал „стоит бесконечно того, что создано и Франции официальной исто рической наукой" (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр 389). Белинский был ос новоположником этой нсторичр-' ской и критической школы в j нашей литературе. В работах Ленина „Что де- j лать?“ , „О „ Вехах'\ „Ещ е1 один поход на демократию", „И з прошлого рабочей печати в России" и других дано глубо кое истолкование роли револю ционной демократии, начиная с Белинского, в истории освобо дительного движения к России. В. И. Ленин паз.,ал Белинско го одним из предшественников р у с с к о й социал-демократии: „...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передо вой теорией. А чтобы хоть призывал народ на борьбу про-'сколько-нибудь конкретно пред- тив врагов и душителей своих. |ставить себе, что это означает, Дли выражении своих полити- пусть читатель вспомнит о та- ческих убеждений он умело кнх предшественниках русской использовал литературную три- социал-демократии, как Герцен, буну и в своих критических Белинский, Чернышевский и статьях пропагандировал рево- блестящая плеяда революционе- люцмонно-дсмикратпчеекисидеи.1ров 70-х го д о в .-.(С о ч ., т. 5, Обходи препоны и рогатки поли- , стр. 342J. цейекой цензуры, он выступал' с резким протестом против произ вола и насилия господствующей патриархально-помещичьи отно шения в России, отвергавших для России путь капиталисти ческого развития. Признание прогрессивности капитализма в сравнении с кре постничеством совмещалось у Белинского с острой критикой буржуазии и буржуазно-демо кратических государственных порядков. Он вскрывал пара зитическую природу капитализ ма. обличал фальшь буржуаз ной демократии. В письме к Боткину в декабре 1847 года он писал, что „владычество капиталистов покрыло современ ную Францию вечным позором" и что буржуазная Англия в будущем может явить собой еще более отвратительное зре лище. Понимая историческую неиз бежность капитализма, великий критик верил в возможность создания такого общества, в котором „не будет богатых, не будет бедных” , верил, что Рос сия ест:, страна будущего. „Россия,— писал, Белинский,— лучше сумеет, пожалуй, разре шить социальный вопрос и по кончить с враждой капитала я собственности с трудом, чем Европа". Белинский видел отсталость России, неразвитость экономи ческих и политических отноше ний в стране, и объяснение этому он видел в исторических условиях жизни крепостниче ского общества. Уничтожение крепостничества, ка к раз и бу дет означать, считал Бе.шнСкнй, развязывание в стране народной демократической борьбы, вы ход России на пузд всемирно- исторического развития. Он пи сал: „Может быть, назначение нашего отечества, нашей вели кой Руси состоит в том, чтебы слить в себе все элементы все мирно-исторического развития, доселе исключительно являвше- жено неравенство, осуществит ся расцвет личности, утвердят ся законы разума и совести и жизнь будет разумной и пре красной. В 1841 г. в письме к Б о ткш у Белинский ир.таквал: «... идея социализма... стала для меня идеею ид»й, бытием бытия, вопросом вопросов, аль фою и омегою веоы и знания». Путь к достижению социали стического идеала Белинский видел в революционной борьбе, а не в мирном преобразовании и просвещении общества. Тем не менее социализм Белинско го был утопическим, ибо н то время, в России 40-х годов, он не, мог увидеть руководящей роли рабочего класса в револю ции. Оставаясь утопическим, со циализм Белинского был слит с революционным демократизмом. В этом существенное отличие утопического социализма Белин ского от утопического социализ ма западноевропейского типа. Представители последнего нро- новедывали мирный переход к социализму, Белинский же путь к социализму видел в борьбе трудящихся, в народной рево люции. Он писал: „...Смешно и думать, что это может сде латься само собою, временем, без насильственных переворо тов, без крови'1. В поисках правильной рево люционной теории Белинский обращал свой взор на Европу и Америку, изучал и критически перерабатывал их теоретический опыт, пакопленный за последнее столетие. Характер и направле ние идейных исканий Белинско го определялись потребностями развития русской действитель ности 30—40-х годов прошло го века, характером и направ- лением идейно-политической борьбы в русском обществе то го периода. В ходе этой борь бы сформировались его общест венные идеалы. Он указывал пути и средства к осуществле нию этих идеалов, прививал любовь к своему пароду, к своей родине, развивал передо- к.пнш, против дикого и цшип- ного угнетения личности в самодержавно - крепостническом (бшестве. В жизни и деятель ности Белинского, гениального русского мыслителя и философа,1 великого критика и революцион ного демократа, выражены ре волюционные настроения угне-1 тепных крестьянских масс, их интересы и чаяния, их револю ционные устремления к своему освобождению. Если в передовых кругах общества Белинский приобрел непререкаемый авторитет, то в среде реакционеров ои сни скал бешеную ненависть и зло бу. Идейные противники Белин ского ненавидели великого де мократа и клеветали на него, всячески стараясь принизить зпачмпе. его литературной де- лт. лын егн. Еще при его жиз ни реакция увидела в нем ли тературного бунтовщика. гося только в Западной Европе". ш е лигеРатУРНые понятия и г вкусы, развенчивая все отста Прогрессивное развитие Рис- сии Белинский связывает с идеей борьбы против „влады чества капитала". Праша" за 24 мтя. в сокращенном виде. П ечатаегся 15 развитии освободительного движения в России Ленин раз личал три периода: дворянский разночинский, или буржуазно- демократический. и пролетар ский. Белинского Ленин пазвал предшественником полного вы теснения дворян разночинцами в нашем освободительном дви жении. ■Х- X' Одним из коренных вопросов, над разрешением которых би лась русская общественная , м цель в элоху Белинского, был ■вопрос о судьбах исторического развития России. К середине прошлого столетия в русской . общественной мысли оиредели- 1лись два основных направле ния-„славянофильство* и „за падничество''. Позиция Белин ского в этой борьбе была впол не определенной. Он обличал ! как славянофилов—представи телей реакционной идеологии, сторонников крепостничества и царизма, гак и западников, с I их пренебрежением к иотреб- 1постам национального развития • России. Белинскому была чужда и враждебна не только реакцион ная идеология славянофилов, но и та система взглядов на путь исторического развития России, которую выдвинули „западники” . Они преклоня лись и„ред буржуазными поряд ками и культурой Запада, ви дели в них образец, которому должна следовать Россия, про возглашали зависимость ее раз вития от капиталистической Европы. Связь идей Белинского с ре волюционными настроениями миллионов угнетенных кресть ян определила его последова тельный революционный демо кратизм в оценке в чех вопросов жизни, волновавших русское об щество, н в первую очередь критике феодализм • и буржуаз ного строя, в понимании путей исторического развития России. Утверждая идею революцион ного уничтожения креиостниче- сгва и капиталистического строя, Белинский видел будущее об щественной жизни в социализ- лое, все реакционное, все, что мешало обществу иттп вперед, что защищало общественный порядок гнета и насилия. Уевоение опыта м и р о в о й истории и культуры Белинский подчинял, ставил па службу ос вободительному движению на родных масс России. В результате своих идейных поисков Беаинский пришел к социализму, к идеям революци онной борьбы, к материалисти ческому мировоззрению, зало жил основы материалистиче ской эстетики. В условиях кре постнической России 30—40-х годов он не мог возвыситься до ид; ft исторического и диа л е кт и к ^ го материализма. Не- проторе;^ым, самостоятельным путем шел Белинский к вер шинам революционно-демократи ческой мысли. ляется волнующим документом революционного демократизма. В. И. Ленин назвал это пись мо итогом литературной дея тельности Белинского, одним из лучших произведений бес цензурной демократической пе- гати. Проникнутое гневной не навистью к царизму и крепост ничеству, оно явилось боевыи манифестом нескольких поколе ний революционеров, знаменем народного движения той поры и знаменем передовой русской литературы, которую критик считал оружием общественной борьбы. Безгранично веря в неисчер паемые творческие силы наро да. восхищаясь его свободолю бием, духовным богатством, Бе линский «величайшей похва лой» для писателя считал по четный титул «народный». Эту высшую оценку у него полу чили такие великие русские пи сатели, ка к Крылов. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Белинский с гениальной прозорливостью предсказал, что слава этих пи сателей мирового значения не померкнет в веках. Безграничной любовью к рус скому народу озарена вся под вижническая деятельность ве ликого критика. Белинский гор бился могуществом и самобыт ностью русской науки и лите ратуры. Великий критик и демократ, Белинский весь Пыл обращен в будущее, боролся за приход, его, предвидел новую Россию,, завидуя потомкам своим, кото рым посчастливится увидеть. )гу новую Россию, стоящую во главе всего прогрессивного че ловечества. На этом пути ак тивного преобразований жизни великий критик достиг многого. Его взгляды, его великие осво бодительные идеи явились наи более глубоким выражением ре волюционного сознания общест ва в эпоху перехода от дворян ского периода революционного движения в России к периоду буржуазно-демократическому и оказали огромное революционное и творческое воздействие к а к на современников Белинского. так и на его потомков. В докладе о журналах „Звез да" и „Ленинград", товарищ А. А. Жданов говорил: „Слав ная когорта великих революци онных и демократических дея телей... — это наши прямые предки, от которых мы ведем свою родословную". „...Л у ч шая традиция советской лите ратуры, — говорил он, — яв ляется продолжением лучших традиций русской литературы X IX века, традиций, созданных нашими великими революцион ными демократами — Белин ским, Добролюбовым, Чернышев ским, Салтыковым-Щедриным, продолженных Плехановым и научноразработанных и обос н о в а н н ы х Л е в и н ы м и Сталиным". До конца своей жизни вели кий революцпопер-д е м о к р а т остался страстным борцом про тив самодержавия и крепостни чества. К ГсОму призывал он все передов! *в русском обще стве и в первую очередь рус скую литературу. Письмо к Го голю, написанное больным Бе ме, при котором будет уничто- J лип ким в июле 1847 года, яв- Наследство великого критика, сыгравшее неоценимую роль в развитии освободительного дви жения в России, стало достоя нием русской и мировой куль туры, вошло в сокровищницу того великого и прекрасного, что создано человечеством. и. и Ш И Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz