Советская Печенга. 1947 г., май.
СОВЕТСКАЯ ПЕЧЕНГА 18 мая1947 г. В помощь изучают,им марнсизм-леиинизм Ди а л е к т ич е с к ий ма т е р и а л и зм —миров о з з р е ни е марксистско-ленинской партии* Товарищ Сталин увидел в стахановском движении, ког да оно только еще возникло, ростки великого будущего, наиболее жизненное и непре одолимое движение совре менности. Поэтому больше вистская партия и советское правительство оказывают все мерную поддержку этому движению, а успехи стаха новского д в и ж е н и я под тверждают правильность по ложения марксистско-ленин ской диалектики о пеодолп- мости нового. Раз каждое явление содер- я?ит в себе зародыш нового, которому принадлежит бу дущее, то это обязывает нас всегда итти вперед и никог- га не успокаиваться на до стигнутом. Всякое достиже ние в любом деле содержит предпосылки новых, еще бо- дее высоких достижений. Прекратить движение вперед, значит отстать от жизни, ко торая никогда не знает по коя. Третья черта марксистской диалектики говорит о том, что развитие в природе и в обществе совершается путем перехода „медленных коли чественных изменений в бы стрые и внезапные качест венные изменения". Из этого закона диалектики следует: что все „революционнее пе ревороты, совершаемые угне тенными классами, представ ляют совершенно естествен ное и неизбежное явление. Иначе говоря, социальная революция—закон развития общества. Только через ре волюцию происходит смена форм общественной жизни, ч только социалистическая ре- ^ л ю ц и я приводит к победе Щрщализма. Марке назвал революцию л о к о м о т и в о м и с т о р и и . Следовательно, марксистско-ленинская пар тия должна быть партией революции, а не партией ре форм. ^Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо, быть революционером, а не реформистом" (И. Сталин). Большевистская партия, воо руженная марксистской тео рией, с момента своего воз никновения ориентировалась на революцию, готовила к ней рабочий класс и приве ла его к победе. Марксистская диалектика учит, что развитие в приро де и обществе есть движе ние по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему. Прог ресс общества совершается путем отрицания старых, от живших форм жизни новы ми прогрессивными формами. Прогрессивное, в конце кон цов побеждает,—говорит ди алектика. Руководствуясь этим по ложением диалектического материализма, п а р т и я Ленина — Сталина никогда не теряет перспективы побе ды, как бы тяжело для нее ни сложились обстоятельст ва. В мрачные годы реакции *) Продолжение. Начало в №№ от 27 апреля и 9 мая с. г. после поражения революции 1905—1907 гг., когда мень шевики утверждали, что ре волюция потерпела полное и окончательное поражение, большевики сохраняли свои революционные позиции и уверенно смотрели вперед: они готовили массы к ново му подъему революционно го движения, который дол жен неизбежно наступить, ибо революция, к которой партия готовила Массы, нес ла новый демократический прогрессивный общественно- политический строй, а поэто му победа ее рано или позд но была неизбежна. В дни Великой Отечест венной войны Советского Со юза с фашистской Германи ей у нас были,—говорит то варищ Сталин,—отчаянные моменты. И тем не менее партия не теряла уверенно сти в победе. Эта уверен ность основана Гы ia на том, что Советский Союз пред ставлял собой самый справед ливый и самый прогрессив ный общественный и госу дарственный строй, который располагает несравненно боль шими, чем всякий иной строй, возможностями для победы в войне. Умелое ис пользование этих возмояшо- стей, т. е. правильная поли тика партии и советского правительства п о л н о с т ь ю обеспечила победу над фа шистской Германией. Четвертая черта маркси стской диалектики говорит о том, что источником разви тия природы и общества является борьба внутренних противоречий, свойственных всем предметам и явлениям материального мира „...Борь ба между старым и новым, между отмирающим и раз вивающимся, с о с т а в л я е т внутреннее содержание про цесса развития" (Сталин). Но если эт) так, если борь ба внутренних противопо ложностей составляет содер жание и источник всякого процесса развития, то из это го логически следует, что классовая борьба пролетари ата является законным и неизбежным явлением обще ственной жизни. Значит нужно вскрывать классовые противоречия и доводить до конца классовую борьбу. Не примирение, а революцион ное преодоление противоре чий—вот единственный путь победы нового над старым, путь прогресса. Большевистская партия, руководствуясь этим поло жением материалистической диалектики, всегда выступа ет против сил реакции как самая последовательная ре волюционная сила. Итак, мы видим, что каж дая черта материалистиче ской диалектики имеет чрез вычайно важное значение для практической деятель ности партии. * * И. Л Е В А 1] О В. III. То же самое следует ска зать и о марксистском фило софском материализме. .Исходное положение ма териализма состоит в утвер ждении, что мир по приро де своей материален, что взаимная связь и взаимная обусловленность я в л е н ий „...представляют закономер ности развития движущейся материи, что мир разви вается по законам движе ния материи и не нуждается ни в каком „мировом духе“. Применяя это положение к истории общества, диалек тический материализм уста навливает, что связь и взаи мообусловленность явлений общественной жизни пред ставляют закономерности развития общества. Следо вательно, история общест ва есть закономерный про цесс, а не скопление слу чайностей, как утверждает метафизика. Но если обще ственная жизнь подчиняет ся определенным законо мерностям, значит возмож на наука об обществе. Та кую науку создали Маркс и Энгельс, применив поло жения диалектического ма териализма к изучению об щества. Марксистское уче ние об обществе является теоретической осногюй прак тической деятельности пар тии рабочего класса. Марксистский философ ский материализм утвержда ет далее, что материя пер вична, а сознание вторично, производно. Это означает, что сознание есть отобра жение материи, отображе ние бытия, что „...мышле ние есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершен ства" (И. Сталин). Рассмат ривая с точки зрения это го положения общество, марксистская наука устано вила, что материальное бы-| тие общества составляет основу общественной жиз ни, а духовная жизнь обще ства является отражением его материального бытия. Происхождение и характер общественных идей и тео рий, политических взглядов и учреждений объясняются материальными условиями жизни общества. „Не созна ние людей определяет их бытие, а наоборот, их об щественное бытие определя ет их сознание". Признавая зависимость об щественных идей и теорий от материальных условий жизни общества, истори ческий материализм в то же время подчеркивает, что эти идеи и теории играют очень большую роль в об щественной жизни. Реак ционные идеи и теории, от ражающие интересы отжи- вающих сил общества, т. е. i реакционных классов, задер -1 живают движение общества вперед. Передовые, прогрес сивные идеи и теории, от ражающие стремления и интересы передовых сил об щества „...облегчают разви тие общества, его продви жение вперед" (Сталин). На примере Германии на глядно видно, что реакци онные идеи задерживают движение общества вперед. В течение двенадцати лет— с 1933 г. по 1945 г. в этой стране господствовала фа шистская идеология, гос подствовала самая реакцион ная человеконенавистниче ская политика, отбросиншая германский народ в обще ственно-политическом, мо ральном и культурном от ношении далеко назад. О прогрессивной роли передовых идей . со всей убедительностью г о в о р я т исторические победы совет ского народа. Наш совет ский социалистический об щественный и государствен ный строй—самый прогрес сивный и самый справедли вый строй—представляет со бой воплощение великих идей Лени на—Стали на. Чем точнее отражают об щественные идеи „потреб ности развития материаль ной жизни общества", чем правильнее выражают они объективную тенденцию ис тории, тем большее влияние оказывают на жизнь обще ства. Роль передовых идей в общественной жизни сос тоит в том, что они моби лизуют и организуют народ ные массы на борьбу против сил реакции, за прогресс. Таким образом, обществен ные^ идеи и теории представ ляют собой большую об щественную силу. По сло вам Маркса идеи, когда они овладевают массами, стано вятся материальной силой. Б о р ь б а прогрессивных идей с идеями реакционны ми является идеологической формой классовой борьбы. Господство класса экс- плоататоров держится не только на прямом насилии по отношению к трудящим ся массам, но и на духов ном их порабощении. Б ур жуазная идеология оправ дывает капитализм как, яко бы, естественную и вечную форму общества. Идеоло гия эксплоата'горского клас са стремится внушить тру дящимся массам,- что вся кая борьба против суще ствующего строя, основан ного на экснлоатации чело века человеком, противоре чит „общечеловеческим" принципам справедливости, а потому незаконна. Следовательно, чтобы ак тивизировать трудящи еся массы, чтобы поднять их на борьбу против эксплоа- тацни и угнетения, необхо димо разоблачить буржуаз ную идеологию, показать ее классовую реакционную сущность, враждебную ин тересам народа. С победой социализма в СССР положения маркси стской философии приобре ли особую силу убедитель ности. Победа Советского Союза в Велико/! Отече ственной войне является в то же время и победой на шей советской идеологии. Естественно, что это вызва ло у трудящихся масс и прогрессивной интеллиген ция зарубежных стран по вышенный интерес к марк- сизму-ленинизму в целом и к его философии—диалек тическом у матернализму . С особым ожесточением и ненавистью нападает но- этому сейчас буржуазная философия и наука на марк сизм-ленинизм с тем, чтобы удержать сознание народ ных масс, активизированных событиями второй мировой войны, в плену буржуазной идеологии. С этой целью пускаются в ход все сред- стиа: религия, наука, кино, театр, литература, филосо фия, все мобилизовано для духовного порабощения на рода. При этом следует иметь в виду, что буржуазная идеология пытается различ ными путями и способами проникнуть и в сознание со ветских людей, и подчинить его своему влиянию. Чтобы предохранить советских лю дей от тлетворного влияния буржуазной идеологии, нуж но воспитывать их на вели ких идеях марксизма-лени низма. Коммунистическое воспитание советского наро да предполагает неустанную борьбу со всеми видами бур жуазной идеологии. Таким образом, идеологи ческий фронт является фрон» том оягесточеиной борьбы. От победы на этом фронте, т .е . от успехов в деле ком мунистического воспитания советского народа, зависит во многом наше продвиже ние к коммунизму. Поэто му партия Ленина—Сталина так внимательно следит за литературой, искусством, те атром, кино, представляю щими собой острое оружие идейного воспитания народа. Третья черта марксист ского философского матери ализма говорит о том, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Провозглашая принцип познаваемости мира—явле ний природы и общества,— диалектический материализм вскрывает законы развития общества. Знание этихзако-' нов „...дает партии возмож ность ориентироваться в об становке, понять внутреннюю (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz