Советская Печенга. 1947 г., май.

СОВЕТСКАЯ ПЕЧЕНГА 18 мая1947 г. В помощь изучают,им марнсизм-леиинизм Ди а л е к т ич е с к ий ма т е р и а л и зм —миров о з з р е ни е марксистско-ленинской партии* Товарищ Сталин увидел в стахановском движении, ког­ да оно только еще возникло, ростки великого будущего, наиболее жизненное и непре­ одолимое движение совре­ менности. Поэтому больше­ вистская партия и советское правительство оказывают все­ мерную поддержку этому движению, а успехи стаха­ новского д в и ж е н и я под­ тверждают правильность по­ ложения марксистско-ленин­ ской диалектики о пеодолп- мости нового. Раз каждое явление содер- я?ит в себе зародыш нового, которому принадлежит бу­ дущее, то это обязывает нас всегда итти вперед и никог- га не успокаиваться на до­ стигнутом. Всякое достиже­ ние в любом деле содержит предпосылки новых, еще бо- дее высоких достижений. Прекратить движение вперед, значит отстать от жизни, ко­ торая никогда не знает по­ коя. Третья черта марксистской диалектики говорит о том, что развитие в природе и в обществе совершается путем перехода „медленных коли­ чественных изменений в бы­ стрые и внезапные качест­ венные изменения". Из этого закона диалектики следует: что все „революционнее пе­ ревороты, совершаемые угне­ тенными классами, представ­ ляют совершенно естествен­ ное и неизбежное явление. Иначе говоря, социальная революция—закон развития общества. Только через ре­ волюцию происходит смена форм общественной жизни, ч только социалистическая ре- ^ л ю ц и я приводит к победе Щрщализма. Марке назвал революцию л о к о м о т и в о м и с т о р и и . Следовательно, марксистско-ленинская пар­ тия должна быть партией революции, а не партией ре­ форм. ^Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо, быть революционером, а не реформистом" (И. Сталин). Большевистская партия, воо­ руженная марксистской тео­ рией, с момента своего воз­ никновения ориентировалась на революцию, готовила к ней рабочий класс и приве­ ла его к победе. Марксистская диалектика учит, что развитие в приро­ де и обществе есть движе­ ние по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему. Прог­ ресс общества совершается путем отрицания старых, от­ живших форм жизни новы­ ми прогрессивными формами. Прогрессивное, в конце кон­ цов побеждает,—говорит ди­ алектика. Руководствуясь этим по­ ложением диалектического материализма, п а р т и я Ленина — Сталина никогда не теряет перспективы побе­ ды, как бы тяжело для нее ни сложились обстоятельст­ ва. В мрачные годы реакции *) Продолжение. Начало в №№ от 27 апреля и 9 мая с. г. после поражения революции 1905—1907 гг., когда мень­ шевики утверждали, что ре­ волюция потерпела полное и окончательное поражение, большевики сохраняли свои революционные позиции и уверенно смотрели вперед: они готовили массы к ново­ му подъему революционно­ го движения, который дол­ жен неизбежно наступить, ибо революция, к которой партия готовила Массы, нес­ ла новый демократический прогрессивный общественно- политический строй, а поэто­ му победа ее рано или позд­ но была неизбежна. В дни Великой Отечест­ венной войны Советского Со­ юза с фашистской Германи­ ей у нас были,—говорит то­ варищ Сталин,—отчаянные моменты. И тем не менее партия не теряла уверенно­ сти в победе. Эта уверен­ ность основана Гы ia на том, что Советский Союз пред­ ставлял собой самый справед­ ливый и самый прогрессив­ ный общественный и госу­ дарственный строй, который располагает несравненно боль­ шими, чем всякий иной строй, возможностями для победы в войне. Умелое ис­ пользование этих возмояшо- стей, т. е. правильная поли­ тика партии и советского правительства п о л н о с т ь ю обеспечила победу над фа­ шистской Германией. Четвертая черта маркси­ стской диалектики говорит о том, что источником разви­ тия природы и общества является борьба внутренних противоречий, свойственных всем предметам и явлениям материального мира „...Борь­ ба между старым и новым, между отмирающим и раз­ вивающимся, с о с т а в л я е т внутреннее содержание про­ цесса развития" (Сталин). Но если эт) так, если борь­ ба внутренних противопо­ ложностей составляет содер­ жание и источник всякого процесса развития, то из это­ го логически следует, что классовая борьба пролетари­ ата является законным и неизбежным явлением обще­ ственной жизни. Значит нужно вскрывать классовые противоречия и доводить до конца классовую борьбу. Не примирение, а революцион­ ное преодоление противоре­ чий—вот единственный путь победы нового над старым, путь прогресса. Большевистская партия, руководствуясь этим поло­ жением материалистической диалектики, всегда выступа­ ет против сил реакции как самая последовательная ре­ волюционная сила. Итак, мы видим, что каж­ дая черта материалистиче­ ской диалектики имеет чрез­ вычайно важное значение для практической деятель­ ности партии. * * И. Л Е В А 1] О В. III. То же самое следует ска­ зать и о марксистском фило­ софском материализме. .Исходное положение ма­ териализма состоит в утвер­ ждении, что мир по приро­ де своей материален, что взаимная связь и взаимная обусловленность я в л е н ий „...представляют закономер­ ности развития движущейся материи, что мир разви­ вается по законам движе­ ния материи и не нуждается ни в каком „мировом духе“. Применяя это положение к истории общества, диалек­ тический материализм уста­ навливает, что связь и взаи­ мообусловленность явлений общественной жизни пред­ ставляют закономерности развития общества. Следо­ вательно, история общест­ ва есть закономерный про­ цесс, а не скопление слу­ чайностей, как утверждает метафизика. Но если обще­ ственная жизнь подчиняет­ ся определенным законо­ мерностям, значит возмож­ на наука об обществе. Та­ кую науку создали Маркс и Энгельс, применив поло­ жения диалектического ма­ териализма к изучению об­ щества. Марксистское уче­ ние об обществе является теоретической осногюй прак­ тической деятельности пар­ тии рабочего класса. Марксистский философ­ ский материализм утвержда­ ет далее, что материя пер­ вична, а сознание вторично, производно. Это означает, что сознание есть отобра­ жение материи, отображе­ ние бытия, что „...мышле­ ние есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершен­ ства" (И. Сталин). Рассмат­ ривая с точки зрения это­ го положения общество, марксистская наука устано­ вила, что материальное бы-| тие общества составляет основу общественной жиз­ ни, а духовная жизнь обще­ ства является отражением его материального бытия. Происхождение и характер общественных идей и тео­ рий, политических взглядов и учреждений объясняются материальными условиями жизни общества. „Не созна­ ние людей определяет их бытие, а наоборот, их об­ щественное бытие определя­ ет их сознание". Признавая зависимость об­ щественных идей и теорий от материальных условий жизни общества, истори­ ческий материализм в то же время подчеркивает, что эти идеи и теории играют очень большую роль в об­ щественной жизни. Реак­ ционные идеи и теории, от­ ражающие интересы отжи- вающих сил общества, т. е. i реакционных классов, задер -1 живают движение общества вперед. Передовые, прогрес­ сивные идеи и теории, от­ ражающие стремления и интересы передовых сил об­ щества „...облегчают разви­ тие общества, его продви­ жение вперед" (Сталин). На примере Германии на­ глядно видно, что реакци­ онные идеи задерживают движение общества вперед. В течение двенадцати лет— с 1933 г. по 1945 г. в этой стране господствовала фа­ шистская идеология, гос­ подствовала самая реакцион­ ная человеконенавистниче­ ская политика, отбросиншая германский народ в обще­ ственно-политическом, мо­ ральном и культурном от­ ношении далеко назад. О прогрессивной роли передовых идей . со всей убедительностью г о в о р я т исторические победы совет­ ского народа. Наш совет­ ский социалистический об­ щественный и государствен­ ный строй—самый прогрес­ сивный и самый справедли­ вый строй—представляет со­ бой воплощение великих идей Лени на—Стали на. Чем точнее отражают об­ щественные идеи „потреб­ ности развития материаль­ ной жизни общества", чем правильнее выражают они объективную тенденцию ис­ тории, тем большее влияние оказывают на жизнь обще­ ства. Роль передовых идей в общественной жизни сос­ тоит в том, что они моби­ лизуют и организуют народ­ ные массы на борьбу против сил реакции, за прогресс. Таким образом, обществен­ ные^ идеи и теории представ­ ляют собой большую об­ щественную силу. По сло­ вам Маркса идеи, когда они овладевают массами, стано­ вятся материальной силой. Б о р ь б а прогрессивных идей с идеями реакционны­ ми является идеологической формой классовой борьбы. Господство класса экс- плоататоров держится не только на прямом насилии по отношению к трудящим­ ся массам, но и на духов­ ном их порабощении. Б ур ­ жуазная идеология оправ­ дывает капитализм как, яко­ бы, естественную и вечную форму общества. Идеоло­ гия эксплоата'горского клас­ са стремится внушить тру­ дящимся массам,- что вся­ кая борьба против суще­ ствующего строя, основан­ ного на экснлоатации чело­ века человеком, противоре­ чит „общечеловеческим" принципам справедливости, а потому незаконна. Следовательно, чтобы ак­ тивизировать трудящи еся массы, чтобы поднять их на борьбу против эксплоа- тацни и угнетения, необхо­ димо разоблачить буржуаз­ ную идеологию, показать ее классовую реакционную сущность, враждебную ин­ тересам народа. С победой социализма в СССР положения маркси­ стской философии приобре­ ли особую силу убедитель­ ности. Победа Советского Союза в Велико/! Отече­ ственной войне является в то же время и победой на­ шей советской идеологии. Естественно, что это вызва­ ло у трудящихся масс и прогрессивной интеллиген­ ция зарубежных стран по­ вышенный интерес к марк- сизму-ленинизму в целом и к его философии—диалек­ тическом у матернализму . С особым ожесточением и ненавистью нападает но- этому сейчас буржуазная философия и наука на марк­ сизм-ленинизм с тем, чтобы удержать сознание народ­ ных масс, активизированных событиями второй мировой войны, в плену буржуазной идеологии. С этой целью пускаются в ход все сред- стиа: религия, наука, кино, театр, литература, филосо­ фия, все мобилизовано для духовного порабощения на­ рода. При этом следует иметь в виду, что буржуазная идеология пытается различ­ ными путями и способами проникнуть и в сознание со­ ветских людей, и подчинить его своему влиянию. Чтобы предохранить советских лю­ дей от тлетворного влияния буржуазной идеологии, нуж­ но воспитывать их на вели­ ких идеях марксизма-лени­ низма. Коммунистическое воспитание советского наро­ да предполагает неустанную борьбу со всеми видами бур­ жуазной идеологии. Таким образом, идеологи­ ческий фронт является фрон» том оягесточеиной борьбы. От победы на этом фронте, т .е . от успехов в деле ком­ мунистического воспитания советского народа, зависит во многом наше продвиже­ ние к коммунизму. Поэто­ му партия Ленина—Сталина так внимательно следит за литературой, искусством, те­ атром, кино, представляю­ щими собой острое оружие идейного воспитания народа. Третья черта марксист­ ского философского матери­ ализма говорит о том, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Провозглашая принцип познаваемости мира—явле­ ний природы и общества,— диалектический материализм вскрывает законы развития общества. Знание этихзако-' нов „...дает партии возмож­ ность ориентироваться в об­ становке, понять внутреннюю (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz