Советская Печенга. 1947 г., август.
3 августа 1947 г, С О В Е Т С К А Я И Е Ч Е И Г А Сталинская авиация в боях за Советский Север 'Л: : Ж £ }* УДАРЫ УМЕЛЫХ И ОТВАЖНЫХ Наши истребите.ш соп ровож дали на боевое задание груп пу штурмовиков. При подходе к пункту Н. на встречном к ур се, на бреющем появились Фоике-Вульф-19 " и 1 чМес- сершмитта-10!)“. Немецкие ис требители с хода пытались ата кован. „Ильюшиных -2“. Истребители непосредствен ного прикрытия во главе со старшим лейтенантом Арахов- гким смело устремились в ло бовую атаку на немцев и груп повым огнем преградили нм путь к штурмовикам. В резуль тате этой контратаки один из самолетов противника был под бит. О ставшаяся ч е т в е р к а „ФВ-190“ ушла вверх, намере ваясь атаковать шесть наших истребителей, входящих в груп пу главных сил прикрытии. Ведущий группы Герой С о ветского С ою за гвардии капи тан Константин Фомченков разгадал замысел врага. Уме лым маневр,м он вывел свою группу из под удара „Мессер- шмйттов” н сам устремился в контратаку на вторую группу немецких машин. Прицельной очередью Ф ом ченков сбил одного „Фокке- Вульфа“. Почти в это же время гвардеец Николай Сверкунове разворота сбил „Мессершмит- та“, зашедшего в хвост нашим потребителям. На 0 минуге Гон на помощь Немцам подоспели еще 4 „фок- ке-Вульфа". Несмотря на явное превос ходство сил противника, гвар дейцы не теряли инициативу в бою и продолжали смело атакован, вражеских истреби телей. Немцы потеряли в этом бою G самолетов. Из них но два сбили Фабрнстов и Журавлев и по одному -Фомченков и Сверкунов. •к’ ★ ★ 6 п р о т и в зев В июне 194:2 года на север- пол участке нашего фронта разыгралось крупное воздуш ное сражение, которое останет ся в летописях Отечественной войны как замечательный при мер смелого и дальновидного командирского решения, геро- | изма и искусства побеждать врага не числом, а умением. Шесть гвардейцев - истреби телей: летчики Фомченков, Гаидаенко, Крнвошеев, И б ра гимов и Губин под командой гвардии капитана Бочкова встретили во второй половине июньского дня группу из ^ „ Ю н кер; он 88“ и 12 „М е— |09ф“. Фашистские истребители в мо мент сближения начали наби рать высоту, чтобы затем с пикирования а>аковать наши машины. Н о неожиданным и смелым приемом командир группы советский асс Иван Б оч ков опутал все расчеды вра га. Вопреки ожиданиям немцев он не ввязался в бой с ис требителями, а с хода атаковал строй бомбардировщиков на встречных курсах, а затем новел свою группу для вто рой атаки под строй бом бар дировщиков. Таким образом фашистские истребители были изолированы, а строи бомбар дировщиков ра бит. Пользуясь смятением врага, наши летчи ки, хладнокровно и расчетливо, выбирая себе цель, стали ист реблять немцев. Уничтожив в этом бою ше сть фашистских бомбардиров щиков и истребителей и под - 1 бив трех немцев, шесть гвар- \ юнцев невредимыми возврати- ; , дись на свой аэродром. Большой вклад в защиту Советско го Заполярья от фашистских захват чиков внесли летчики частей, охраняв ших северный участок Карельского фронта. В дни обороны и в дни наступления бесспощадно громили они врага всю~)у, где его находили. Падали с неба прослав ленные фашистские ассы, взлетали в воздух доты и дзоты, пылали ярким огнем автомашины, с грохотом рвались склады боеприпасов он метких ударов сталинских соколов. Сегодня мы печатаем несколько эпи зодов, показывающих геройство и муже ство советских крылатых богатырей, проявленных в дни Отечественной вои ны на Севере. БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ КАПИТАНА ГАВРИЛОВА Приказ был краткий: —Истребителям вылететь на перехват противника, j В воздух быстро подня лась шестерка наших само- !летов. Летчиков Медведева, ! Рогачевского, Левчука и других вел прославленный воздушный боец Капитан Павел Гаврилов. Капитан 'знал, что немцев много, в несколько раз больше, чем наших. Но, как настоящий патриот и мужественный, беззаветно храбрый воин, Гаврилов смиле вел свою группу навстречу врагу. Нот уже видны силуэты девитки „Юнкерсов“, уди рающих от ваших ястребков на свою территорию. Капи тан скомандовал: — Приготовиться к атаке! .В это время на нашу ше стерку неожиданно навали ваются двенадцать „Ме-Ю9“ : четверо „стоДевятых* атако вали самолеты снизу, а остальные восемь пошли в атаку сверху -■-•справа и сле ва. Разгорелась жестокая не равная схватка. I>есстрапIпын к<шандйр группы успев,т.; .нлть всюду. Отбив a-:vy, отт немедленно бросается па выручку „това рищей, затем, уйдя искусно из-под огня вцепившегося в это время ему в хвост „Мес сера", атакует ведущего вра жеской группы. Поймав од ного немца в перекрестье прицела, Гаврилов меткой очередью поджтает его. Враг, оставляя за собой дым ный хвост, выходит из боя. Подбит и второй „стодевя тый". Но В ЭТО Вр'МИ с высоты бросается в гущу боя еще одна шестерка „эфов“: С о ветские летчики, ведомые Гавриловы,м, смело встреча ют и этих врагов Шестерка наших летчиков уже бьется против восемнадцати немцев, но не отступает. Когда капитан Таврилов уже поймал в прицел очеред ного „Мессера", к нему свер ху сзади подкрался враг. Пу леметной очередью фаши ста капитан Гаврилов был смертельно ранен. Одна вра жеская пуля попала в голо ву нашего летчика, две про пили руку, лежавшую на секторе газа. Но и умирающий сокол не сдался. Видя, что_силы его остав ляют, капитан в последний раз ведет на посадку свой с а м о л е т. Обливающийся кровью, атакуемый врагами, он сажает свою боевую ма шину так точно и уверенно-, как на-зачетах. Шатаясь, вышел Павел Гаврилов из самолета. Ухва тившись за плоскость, чтобы не упасть и, дождавшись подбегавших бойцов, смер тельно раненый летчик с усилием сказал: Я —капитан Г авр ило в. Передайте —надо оказать по мощь нашим. Это были его последние слова. Благородное сердце сталинского сокола перестало биться. Капитан Павел Гаврилов отдал Родине все,до послед него дыхания своей жизни. Бессмертный подвиг отваж ного летчика на забудет со ветский народ. Верность гвардейской клятве 1Cо гд а перед колёпопреклонеиным строем воздушных бойцов развертывает ся алое з’-амя с силуэтом великого ■Ленина, летчики принимают гвардейскую клятву- клятву на верность отчизне и любимому Сталину. Снова и снова в этой клятве оживают слова великого летчика нашего времени Валерия Чка лова: Я буду держать штурвал самоле та до тех лор, пока в моих руках имеет ся сила, а глаза видят землю. Эти проникновенные слова носит в своем сердце гвардеец. Они для него— священный и непреложный закон. 11 лет чик всегда остается верным клятве гвар дейца. На 31-м километре от Мурманска, не далеко от дороги стоит одинокая сосна. Под ней--небольшой холЪшк, на нем— скромная колонна с надписью, расска зывающей о том, что здесь лежит гвар деец-комиссар летчик Алексей Селез нев, погибший в бою смертью храбрых. Это было'в е с и о й 19-42 года. Фа шистские бомбардировщики и истреби тели пытались прорваться к городу. Их встретил гвардеец Селезнев со своими товарищами. Немцев было намного больше. Но гвардейцы никогда не отступают. Селез нев принял бой. Вскоре завертелся в штопоре сбитый нм „Юнкерс“. 1 ’елезнева атаковали вражеские истре бители. Увертываясь из-под ударов на седавших врагов, Селезнев бросал ма шину в дерзкие атаки. Вот еще бдин немец, на этот раз истребитель.нашел свою гибель от огня героя-гвардейца. Силы были неравны. Но советские гвардейцы не отступают перед врагом! Алексей Селезнев погиб смертью ге- .роя, но немцев к городу не пропустил. В одном боевом строю с Селезневым не раз сражался Алексей Поздняков. Кто из старых гвардейцев не помнит его? Однажды Поздняков, Хлобыстов, Се- меньков, Бычков и другие летчики (а всего шестеро) повстречались с 20 не мецкими самолетами и навязали им бой. Уже не один немец горел ярким кост ром на склонах сопок, когда из облаков появилась еще восьмерка „Ме-109ф“. Но не. отступать же гвардейцам. Вни зу лежала родная земля. Следя за вра гом, подбадривая товарищей, Поздняков видел под крылом своей машины эту северную, суровую, но такую родную землю. Отступить—это значило уступить эту землю, небо над нейврагу. И-ео слова ми к Хлобыстову: „Леша, смотри за мо лодыми“,--Поздняков протаранил самолет ведущего „стодевятых“. Немцы, разби тые в этом неравном бою, теряя свои машины, оставили ноле боя. А родная земля приняла тело героя. Оставшись с четырьмя товарищами гвардеец Хлобыстов продолжал драться Еще в начале боя он таранил „Ме-110“ и на правой плоскости его самолета ви сели рваные клочья обшивки обломан ной консоли. II когда „Ме-Ю9“ пытался удрать Алексей Хлобыстов бросил машину во второй таран и все той же правой пло скостыо ударил но хвосту немца. Враг камнем пошел вниз, а у машины Хло быстова отлетела треть крыла. Но сильные руки гвардейца попреж нему крепко держали штурвал и Алек сей, как всегда, мастерски посадил из раненную машину на аэродром. И А ★ ШТУРМОВИНИ ИДУТ В АТ АНУ ...Пройдя облачность, веду щий группы „Илыошниых“ гвардии майор Андреев заме тил впереди своей машины разрывы снарядов. Цель была под штурмовиками. С бросив бомбы точно на цель, отважный штурмовик о б стрелял ее из пушек и пуле метов. Летчики видели, как от мастерского удара взлетели на воздух подземные строения в районе расположения штаба дивизии противника. По-гвардейски точно с б р о сили бомбы на ц?ль летчики in групп „Ильюшиных” гвар дии капитана Кобзева и гвар дии лейтенанта Вакарась. Благородный поступок с о вершил гвардии капитан Бе лый. Он, как только заметил разрывы снарядов вокруг м а шины ведущего своей гругщы, быстро и прицельно отбомбил ся и, поспешив на помощь своему командиру, направил пулеметно - пушечный огонь „Ил‘а “ на зенитчиков. П р е зи р а-i смерть, гвардеец Белый вошел прямо в зенит ный огонь врага, чтобы от влечь его на себя. Машину отважного летчика встряхива ло волнами от разрывов зенит ных снарядов, осколки повре дили ^плоскость, но Белый не отступно прикрывал ведущего. На следующий день был на несен новый удар по опорным пунктам противника и его до роге. Гвардии майор Харитонов вывел штурмовиков точно ца цель. И вновь на голову в ра га был обрушен смертоносный груз. По наблюдению экипажей п р я м ы м попадением бомб, j сброшенных гвардии младшим лейтентнтом Парфёновым и Елкиным, в одном месте взор вана подвесная дорога. Гвар- дии младший лейтенант Н а со нов точным ударом разрушил несколько землянок и бараков противника. В тот же вылет штурмовики взорвали цистерну с горючим. ★I ★ ★ СРАЖЕНИЕ НАД МОСТОМ Нащ железнодорожный мост через реку К. не дава^ нем цам покоя, но все их попытки разрушить мост оказались безрезультатными, 16 июня 194* года немцы предприняли массированный налет на мост. В середине ^ня с запада появилась большая группа бомбардировщиков. Шли 17-„Ю-88“ и один „Дорнье- 215“. Их прикрывали пять„Ме-109ф“. С одного из наших аэродромов поднялась четверка истребите лей во главе с летчиками Конь- шиным и Фабристовым, с другого—-летчики Николаенков, Цесаркин, Ионов во главе с Павлом Воробьевым. На подступах к мосту р а зыгрался жестокий воздушный бой. В то время, когда немцы пытались заходить на бом бо метание, в хвост к ним прист роилась группа Коньшнна, а на выходе из пикирования нем цев встретил Воробьев со св о ими товарищами. Фашисты, бросив, как и раньше, бомбы в стороне от моста, в беспо рядке удирали. Один за другим валились на землю сбитые вражеские бом бардировщики. Спустя неско лько минут в лесу дымились десять костров—десять сбитых фашистских самолетов. Такой ценой заплатили фашисты за новую и попрежнему безуспеш ную попытку разбомбить одни |наш железнодорожный мост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz