Советская Печенга. 1947 г., апрель.
3 С О В Е Т С К А Я П Е Ч Е Н ГА 27 апреля 1947 Г В помощь изучающим марксизм-ленинизм Диалектический материализм-мировоззрение марксистско-ленинской партии I . .★[ ★ ★' И. Л Е В А Н О В ★ Конечная цель борьбы марксистско-ленинской пар тии состоит в построении коммунистического общест ва. Цель эта логически вы текает из мировоззрения пар тии—диалектического мате риализма. „Марксизм,—пи сал товарищ Сталин,—это не только теория социализ ма, это—цельное мировоз зрение, философская систе ма, из которой само собой нытекает пролетарский со циализм Маркса. Эта фило софская система называется диалектическим материализ- мом“. Таким образом, диа лектический материализм яв ляется теоретическим обосно ванием борьбы марксистско- ленинской партии за комму низм, обоснованием ее про граммы, стратегии и такти ки. Следовательно, чтобы соз нательно и активно участ вовать в этой великой борь бе, нужно овладеть мировоз зрением коммунистической партии. Что нее такое мировоззре ние и какое значение имеет оно в жизни и деятельности человека и политической пар тии? Мировоззрение представ ляет собой определенную си стему представлений и поня тий об окруягающем нас ми ре. Как система понятий о явлениях природы и обще ства мировоззрение опреде ляет отношение человека к действительности: помогает ему уяснить свое место в данной системе обществен ной жизни и, таким обра зом, определяет направление и характер его деятельно сти. Иначе говоря, осмыслен ное отношение к явлениям общественной жизни воз можно только при наличии определенного мировоззре ния. В обществе, состоящем из противоположных друг дру- классов, не может быть единого мировоззрения. Каж дый общественный класс име ет свое мировоззрение, соот ветствующее его положению в обществе и выражающее его к л а с с о в ы е интересы. Класс, исторически обречен ный на гибель, является но сителем реакционного миро воззрения, его идеология тормозит прогресс общества. И, наоборот, революционный класс, представляющий со бой будущее общества, вы ступает как творец и носи тель прогресса; его мировоз зрение выражает потребно сти эпохи, „потребности раз вития материальной жизни общества" (Сталин), и спо собствует развитию челове чества по пути прогресса. В современном обществе самым передовым, до конца революционным классом яв ляется рабочий класс, и его мировоззрение— диалектиче ский м а т е р и а л и з м —есть единственное научное, про грессивное мировоззрение. Мировоззрение же современ ной империалистической бур жуазии во всех отношениях реакционно и враждебно на уке. Диалектический материа лизм, как мировоззрение ре волюционного класса и его партии, дает подлинно науч ное, то есть правильное об- яснение явлений окружаю щей нас, жизни. Но научное мировоззрение не только оп ределяет точку зрения на мйр, но и активизирует че ловека в его практической деятельности. Почему асе именно диалек тический материализм, а не другая какая-либо наука яв ляется мировоззрением ком мунистической партии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо устано вить, чем отличается диалек тический материализм от всех других наук. Каясдая наука изучает оп ределенную, более или ме нее узкую область явлений природы (естественные нау ки) или явлений обществен ной жизни (общественные науки). Но знание законов той или иной конкретной области явлений природы или общества не дает об- яснения явлений другой об ласти. Ни биология, ни фи зика, ни химия, ни полити ческая экономия, ни какая- либо другая наука, кроме диалектического материализ ма, не представляет собой системы понятий о мире в целом, следовательно не яв ляется мировоззрением, хо тя каждая из них играет определенную роль в фор мировании мировоззрения. В отличие от всех наук диалектический материализм исследует не отдельную об ласть явлений прпроды или общества, а всеобщие зако ны развития материального мира. Таким образом, объек том изучения диалектиче ского материализма являют ся те законы, которым под чиняется мир в целом: и природа, и общество, и мыш ление человека. Поэтому диалектический материализм есть наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Диалектический материа лизм как философская нау ка, как революционное миро- возззрение является резуль татом многовекового разви тия научной и философской мысли.' Его основоположни ки Маркс и Энгельс были величайшими учеными сво его времени. Они критиче ски переработали и обобщи ли достижения естествозна ния, философии и общест венных наук прошлого и соз дали диалектический мате риализм. Известно, например, ч т о учение о диалектике как о методе познания развивал до Маркса немецкий фило соф конца XVIII и начала XIX вв. Гегель. Но диалек тика Гегеля была диалекти кой идеалистической, следо вательно не научной. В уче нии Гегеля о диалектике со держатся реакционные идеи, вследствие чего гегелевская диалектика дает искаженное понимание природы и обще ства. Маркс и Энгельс материа листически переработали диа лектику Гегеля, поставили ее, по образному выражению Энгельса, с головы на ноги* то есть придали ей научный характер, создали подлипно научный диалектический ме тод. „Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее „рациопальное зерно", от бросив гегелевскую идеали стическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современ ный научный вид" (Сталин). Маркс и Энгельс критиче ски подошли и к произведе ниям философов материали стов. Домарксистский мате риализм имел существен ные недостатки: во-первых, это был материализм мета физический, неспособный по нять мир как материю, на ходящуюся в непрерывном движении, изменении и раз витии. Во-вторых, материа лизм XVII и XVIII вв. был механистическим: все явле ния природы он стремился объяснить законами механи ки, в то время как органи ческая природа подчиняется совершенно другим законам. В-третьих, домарксистский материализм был непоследо вательным: он оказался не в состоянии дать научное ма териалистическое объясне ние истории человеческого общества. , Маркс и Энгельс устранили указанные недостатки мате риализма XVII и XVIII ве ков, развили дальше фило софский материализм и под няли его на новую ступень. Таким образом, диалекти ческий материализм Маркса и Энгельса является резуль татом критической перера ботки всех достиясений фи лософской мысли и представ ляет собой высшую ступень развития философской пау ки. Но не только этим объяс няется возникновение диа лектического материализма. Его творцы—Маркс и Энгельс —были не только великими мыслителями, но и велики ми революционерами, стра стными борцами за дело ра бочего класса. В их гениаль ных произведениях обобщен опыт международного рабо чего движения. Созданная ими философия помогает ра бочему классу понять его великую историческую мис сию строителя коммунисти ческого общества, освещает ему путь борьбы. „Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы",— писал Ленин. Дальнейшее свое развитие диалектический материализм получил в трудах Ленина и Сталина. В гениальных произ ведениях создателей больше вистской партии и социали стического государства обоб щены новейшие достижения науки и опыт рабочего дви- ясения, обобщен опыт социа листической революции и строительства социализма в СССР. Таким образом, диалекти ческий материализм нераз рывно связан и своим воз никновением и развитием с революционным движением рабочего класса. Рабочий класс находит, по с л о в а м Маркса, в философии свое духовное оружие, а филосо фия находит в рабочем клас се свое материальное ору жие. Всякое философское уче ние, всякое мировоззрение имеет классовый характер. Борьба различных направле ний в философии является идеологической формой клас совой борьбы. Новейшая фи лософия, писал Ленин, так же партийна, как и две ты сячи лет назад. Современная бурясуазная философия при всем много образии ее н а п р а в л е н и й реакционна по своему суще ству, так как она является мировоззрением реакционно го класса. Империалистиче ская буржуазия не имеет будущего. Интересы бур жуазии, с т р е м я щ е й с я сделать капиталистический строй вечной формой .жизни общества, находятся в пря мом противоречии с объек тивным ходом и с т о р и и . Вследствие этого буржуаз ная философия и наука да ют искаженное представле ние о действительности. Пар тийность буржуазного миро воззрения исключает его на учную объективность. В свою очередь мировоз зрение рабочего класса дает единственно верное отраже ние материальной действи тельности. Рабочий класс призван историей быть мо гильщиком капитализма и строителем социалистическо го общества. Его интересы выраясают объективный ход общественной истории. Та ким образом, партийность диалектического материализ ма не только не исключает научной объективности, а является обязательной пред посылкой ее, ибо рабочий класс заинтересован в истин ном знании законов природы и общества с тем, чтобы из менить мир в интересах тру дящихся. (Продолжение гледуег) Н А ВС Т Р ЕЧУ 1 МАЯ Пл ан в ы п о л н е н д о с р о ч н о Горняки и металлурги ком бината встречают праздник 1 Мая новыми достижения ми в труде. Месячный план по добыче руды горняки вы полнили 25 апреля на 106 процентов. Металлурги успешно пе реработали руду, добытую горняками и также добились неплохих показателей. Свой месячный план они выполни ли досрочно, к 25 апреля, на 104 процента. Первое место в сореинова- нии металлургов в течение всего месяца держала смена мастера т. Еремина. На стройке дома металлургов Строители нашего участка прилагают все усилия к то му, чтобы ускорить оконча ние работ в доме №26 по Гвардейскому п р о с п е к т у , предназначенном для метал лургов. Мы поставили своей зада чей быструю подготовку до ма к штукатурным работам. Плотники бригады т. Поно марева, закончив отделку второго этаяса, перешли в первый. За исключением оконных и дверных перепле тов, все остальное они до конца месяца закончат. Бригада подсобных рабо чих закончила замазку и засыпку потолка, а к празд нику справится с отеплени- нием полов. Г. СЕРИКОВ,—мастер. Встречают праздник успехами в труде В ремонтно-механическом цехе многие передовики производства высокими тру довыми показателями встре чают Первомай. За 20 дней апреля фор мовщик литейного отделения т. Ников сумел выполнить месячный план на 292 про цента. Токарь т. Пелля дал за это же время-две нормы. Молодой токарь Сергунлн за двадцать дней апреля выпол нил норму на 176 процентов. Соревнование подруг Две подруги работают на токарном станке в ремонтно- механическом цехе —Чура- нова и Мелешкова. Обе они в недавнем прошлом отста вали, не выполняли норм вы работки. Затем, благодаря помощи опытных произврд- ственников, они стали поз навать все новые и новые секреты своей профессии, подтянулись, а в марте Чу- ранова уже добилась пере выполнения норм. Тогда она вызвала на со ревнование свою отстающую подругу Мелешкову. Ha-днях подруги вместе ходили к нормировщику це ха, чтобы узнать о своей ра боте за две декады апреля. Оказалось, что Чуранова вы полнила свое задание на 108, а Мелешкова—на 102 проц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz