Советская Арктика. 1935, N5.

Н . П. Степанов. Навигация 1935 года закончена Н. П. СТЕПАНОВ НАВИГАЦИЯ 1935 ГОДА ЗАКОНЧЕНА Совет Труда и Обороны постановил, наряду с продолжением научно- исследовательских экспедиционных работ, начиная с навигации 1935 г., перевозить грузы на коммерческих судах от Мурманска до Владивостока и в другие пункты Северного побережья СССР. Историческое значение этого постановления заключается в том, что Северный морской путь включен в систему путей сообщения Совет­ ского Союза. Вместо случайных отдельных рейсов довоенного времени и немногочисленных походов последних лег, в 1935 г. создана определен­ ная система эксплуатации этого пути, обеспеченная необходимыми сред­ ствами (ледоколы, самолеты, метео и др.). Закончившаяся навигация 1935 года подтверждает своевременность и правильность этого постановления СТО. Главсевморпуть, по плану 1935 г., должен был бы перевезти по Север­ ному морскому пути 204 тыс. тонн груза, кроме шпицбергенского угля <(300 тыс. тонн). Груз должен был быть заброшен — начиная от Мурман­ ска до Владивостока — в о в с е пункты северного побережья материка и островов, как со стороны Запада, так и со стороны Востока. Для этого намечалось отправить десятки судов в различные пункты Советского севера, начиная от Югорского пролива до Берингова. Не имея специально приспособленного тоннажа для ледового пла­ вания, Главсевморпуть проводил эту сложнейшую навигацию на судах нормального типа. Теперь, когда ни одного судна не осталось в Арктике, можно под­ вести предварительные итоги навигации 1935 г. Как видно из приведенной таблицы (см. стр. 9), в 1935 г., за исклю­ чением научно-экспедиционных рейсов „Садко", „Малыгйна“ и др., Глав­ ным управлением Северного морского пути было организовано и прове­ дено рейсов в 14 северных пунктов на 26 советских судах (без Карских операций).1 План перевозок выполнен на 121% (по диспетчерским данным, также без Карских перевозок). Перевыполнение плана получено в результате дополнительного обратного груза и меньшей затраты времени в рейсе, чем это предполагалось планом. Дополнительные заходы в Игарку по­ высили процент выполнения плана перевозок. С учетом Карских перевозок, на которых было занято 36 иностран­ ных судов, выполнение плана по этим перевозкам составляет около 100%. По предварительным подсчетам, план перевозки леса и каботажа составит 145—147 тыс. тонн. Таким образом выполнение плана по Северному мор­ скому пути в 1935 г. по всем перевозкам Главсевморпути составляет около 113—115% от плана СТО. Перевозка шпицбергенского угля производилась большей частью на иностранных и частично на советских судах. В настоящее время перевозки заканчиваются, сейчас суда отправляются в последние рейсы, и, по предварительным итогам, план перевозок шпицбергенских углей будет перевыполнен. 1 О Карско-Леііских операциях дадим статью в одном из ближайших номеров журнала. Редакция.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz