Советская Арктика. 1935, N5.

Борис Рихтер. II. К. Пахтусов $7 судна Кротова. ІІовидимому Кротов по ошибке принял Серебрянку за западный вход пролива, вошел в нее и потерпел крушение на камнях, которыми так богата эта губа. 2 июля Пахтусов на „Казакове* и Ци­ волько на малом карбасе пошли дальше на север, но уже на траверзе губы Митюшихи разлучились в тумане. Переждав туман, Пахтусов продолжал' опись западного бе- рега и 8 июля дошел до полуострова Адми­ ралтейства. Здесь встретились первые льды. На другой день удалось дойти во льдах до острова Берха, где сильный напор льда за­ ставил Пахтусова укрыться под западным берегом острова, под прикрытие стамухи. Передышка была непродолжительна. На­ пор льда усиливался, карбас оказался окру­ женным движущимися льдами. Напор был так интенсивен, что карбас не выдержал и треснул, пришлось спешно спасаться на лед, куда перетащили небольшую шлюпку. С кар­ баса удалось спасти только инструменты, продовольствие же все погибло. На шлюпке частью по льду, частью по воде потер­ певшие крушение стали пробираться к югу. Трудно сказать, чем бы кончилось это пу­ тешествие, но на десятый день случайно их встретил промышленник Еремин, забрав­ ший всех па свою ладыо. 9 августа они вер­ нулись на зимовку. Там были хорошие ново­ сти: больные поправились, а пролив очистил­ ся от льда. Карское море—также. Циволько давно уже вернулся к зимовке. Это вполне возместило неудачу на западном берегу. Пахтусов отправил ІІиволько с пятью участниками экспедиции, наиболее физи­ чески слабыми в Архангельск, двух он оста­ вил на зимовке при шхуне, сам же с пятью людьми и фельдшером 12 августа на кар­ басе с ладьи Еремина пошел по проливу к Карскому морю. 15 августа они дошли до мыса Дровяного, там была ледовая пе­ ремычка, через которую однако удалось пробиться к морю. В Карском море лед держался на некотором расстоянии от бе­ рега, оставляя между собой и берегом широкий канал чистой воды. По этому ка­ налу карбас шел вдоль берега. 23 августа Пахтусов достиг группы островов, широту хоторых он определил в 74 градуса 24 ми­ нуты, Впоследствии они были н а з в а ны островами Пахтусова. Состояние льдов и направление ветра угрожали закрытием канала. Эго обстоя­ тельство и к тому же еще позднее время заставили Пахтусова повернуть обратно, определив направление на отдаленный мыс, названный Дальним. 28 августа Пахтусов пошел обратно в Маточкин ІІІар, куда при­ был 1 сентября. В зимовье он застал Ци­ волько, с которым вместе 7 сентября ушел в море. Циволько на ладье Еремина вернулся в Сумский посад, а Пахтусов направился в Архангельск 7 октября 1835 г. Пахтусов был уже в Соломбале. В Архангельске. Пахтусов, едва успев составить краткий отчет о своей экспедиции, захворал. Его давно уже изнуряла лихо­ радка, в Архангельске она перешла в нерв­ ную горячку. Здоровье Пахтусова было настолько подорвано трудностями и лише­ ниями, перенесенными нм во время плава­ ний, что у пего уже не было сил преодо­ леть болезнь, и 7 ноября 1835 г. в 6 час. в е ч е р а Пахтусов скончался. Так преждевременно оборвалась жизнь одного из энергичных и вдумчивых иссле­ дователей нашего Крайнего севера, много сделавшего для гидрографии Карского моря. Его наблюдательный ум дал ему возможность раскрыть тайну этого загадочного, пугавшего многих своими тяжелыми льдами моря. В результате его двукратных экспедиций остался ряд карт восточного берега Север­ ной Земли, которыми и в наши дни еще пользуются мореплаватели. С того времени в корне изменился взгляд на условия плавания в Карском море. Идея Пахтусова опередила его эпоху почти на целое столетие, и то, что в те в ремена воспринималось как гипотеза, нашло себе полное п о д тв ерждени е в наше, советское время. Работы Пахтусова становятся особенно интересны в настоящее время, когда уси­ лиями советских моряков и полярников разрешена проблема Северного морского пути, когда по Карскому морю ежегодно проходят в различных направлениях сотни судов, среди которых преобладают обычные грузовые суда не ледокольного типа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz