Советская Арктика. 1935, N5.
Борис Рихтер. II. К. Пахтусов $7 судна Кротова. ІІовидимому Кротов по ошибке принял Серебрянку за западный вход пролива, вошел в нее и потерпел крушение на камнях, которыми так богата эта губа. 2 июля Пахтусов на „Казакове* и Ци волько на малом карбасе пошли дальше на север, но уже на траверзе губы Митюшихи разлучились в тумане. Переждав туман, Пахтусов продолжал' опись западного бе- рега и 8 июля дошел до полуострова Адми ралтейства. Здесь встретились первые льды. На другой день удалось дойти во льдах до острова Берха, где сильный напор льда за ставил Пахтусова укрыться под западным берегом острова, под прикрытие стамухи. Передышка была непродолжительна. На пор льда усиливался, карбас оказался окру женным движущимися льдами. Напор был так интенсивен, что карбас не выдержал и треснул, пришлось спешно спасаться на лед, куда перетащили небольшую шлюпку. С кар баса удалось спасти только инструменты, продовольствие же все погибло. На шлюпке частью по льду, частью по воде потер певшие крушение стали пробираться к югу. Трудно сказать, чем бы кончилось это пу тешествие, но на десятый день случайно их встретил промышленник Еремин, забрав ший всех па свою ладыо. 9 августа они вер нулись на зимовку. Там были хорошие ново сти: больные поправились, а пролив очистил ся от льда. Карское море—также. Циволько давно уже вернулся к зимовке. Это вполне возместило неудачу на западном берегу. Пахтусов отправил ІІиволько с пятью участниками экспедиции, наиболее физи чески слабыми в Архангельск, двух он оста вил на зимовке при шхуне, сам же с пятью людьми и фельдшером 12 августа на кар басе с ладьи Еремина пошел по проливу к Карскому морю. 15 августа они дошли до мыса Дровяного, там была ледовая пе ремычка, через которую однако удалось пробиться к морю. В Карском море лед держался на некотором расстоянии от бе рега, оставляя между собой и берегом широкий канал чистой воды. По этому ка налу карбас шел вдоль берега. 23 августа Пахтусов достиг группы островов, широту хоторых он определил в 74 градуса 24 ми нуты, Впоследствии они были н а з в а ны островами Пахтусова. Состояние льдов и направление ветра угрожали закрытием канала. Эго обстоя тельство и к тому же еще позднее время заставили Пахтусова повернуть обратно, определив направление на отдаленный мыс, названный Дальним. 28 августа Пахтусов пошел обратно в Маточкин ІІІар, куда при был 1 сентября. В зимовье он застал Ци волько, с которым вместе 7 сентября ушел в море. Циволько на ладье Еремина вернулся в Сумский посад, а Пахтусов направился в Архангельск 7 октября 1835 г. Пахтусов был уже в Соломбале. В Архангельске. Пахтусов, едва успев составить краткий отчет о своей экспедиции, захворал. Его давно уже изнуряла лихо радка, в Архангельске она перешла в нерв ную горячку. Здоровье Пахтусова было настолько подорвано трудностями и лише ниями, перенесенными нм во время плава ний, что у пего уже не было сил преодо леть болезнь, и 7 ноября 1835 г. в 6 час. в е ч е р а Пахтусов скончался. Так преждевременно оборвалась жизнь одного из энергичных и вдумчивых иссле дователей нашего Крайнего севера, много сделавшего для гидрографии Карского моря. Его наблюдательный ум дал ему возможность раскрыть тайну этого загадочного, пугавшего многих своими тяжелыми льдами моря. В результате его двукратных экспедиций остался ряд карт восточного берега Север ной Земли, которыми и в наши дни еще пользуются мореплаватели. С того времени в корне изменился взгляд на условия плавания в Карском море. Идея Пахтусова опередила его эпоху почти на целое столетие, и то, что в те в ремена воспринималось как гипотеза, нашло себе полное п о д тв ерждени е в наше, советское время. Работы Пахтусова становятся особенно интересны в настоящее время, когда уси лиями советских моряков и полярников разрешена проблема Северного морского пути, когда по Карскому морю ежегодно проходят в различных направлениях сотни судов, среди которых преобладают обычные грузовые суда не ледокольного типа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz