Советская Арктика. 1935, N5.

86 Советская Арктика ■1935 •Л£> 5 V Пахтусов получил приказ об организации новой экспедиции. Зима 1833/34 г. прошла в приготовлениях. Кроме официальной под­ готовки к экспедиции, Пахтусов усиленно занимался пополнением своего образования, главным образом по минералогии, геологии, ботанике и зоологии, — знания по этим пред­ метам были у него явно недостаточны, и он спешил восполнить этот свой пробел. В Архангельске начали постройку новых судов: шхуны и карбаса; назвал их Пахтусов в честь своих сотоварищей по первой экспе­ диции, повидимому погибших,— „Крото­ в ы м ” и „Казаковым". Интересны размеры этих судов - шхуна „Кротов" имела в длину 35 футов, в ширину 11 футов. Глубина трюма 6 футов, соответствующие размеры для кар­ баса „Казаков* —40, 11,5 и 4 фута. Суда эти были построены на средства того же Клокова. Экипаж Пахтусова состоял иі 7 чело­ век, 5 было военных матросов, а 2 вольно­ наемных помора; кроме того взяли н фельд­ шера. Помощником Пахтусова был назначен штурман Циволько. Провизией запаслись на 16 месяцев, причем в состав ее вошли творог и сушеная телятина — эго было ново­ введение в снабжении полярных экспедиций. Вспомогательная задача— доставка сруба избы, бани и амбара — была возложена на третье судно — зафрахтованную частную ланью, которая после выполнения этой за­ дачи должна была начать промысел в районе Маточкина Шара и параллельно вести розы­ ски следов пропавшей шхуны „Енисей". Ладья, правда, не выполнила ни одного из этих заданий, так как потерпела аварию в самом начале своего плавания. '24 июля 1834 г. оба судна ушли из Архан­ гельска. Вскоре же в Белом море во время туманов они потеряли из вида друг друга и продолжали пла ание самостоятельно. 3 августа Пахтусов миновал Канин нос, а 9 августа подошел к Новой Земле, выйдя к мысу Кушному, и пошел вдоль западного берега на север, попутно производя опись берега. Зайдя в Костин ІІІар, Пахтусов от стоявших здесь промышленников узнал, что недавно здесь же прошел и Циволько. От них же он получил известие, что на берегу губы Серебрянки промышленники видели обломки судна. Некоторые приметы, опи­ санные промышленниками, заставили пред­ положить, что эти обломки принадлежали „Енисею*. '26 августа Пахтусов вошел в Матшар, у западного входа которого стал па якорь. На др гой день сюда же прибыл Циволько. Соединившись вместе, оба судна пошли по проливу, по продвинулись только до мыса Журавлева: дальнейший путь был прегра­ жден льдами, забившими остальную часть пролива; тогда Пахтусов в лодке через льды (іеоебрался до мыса Дровяного, но успел он дойти только до мыса Смежного, откуда вернулся назад. Эта разведка показала пол­ ную возможность пройти проливом на Кар­ скую сторону. После совещания Пахтусов решил зазимовать в прошве. Для зимовки было выбрано место в небольшой бухточке на правом берегу пролива, где впадала река Черакина. Здесь в конце сентября они нача­ ли постройку из остатков зимовья Розмыс- лова избы и бани. Изба имела два отделе­ н и я — в большем поместилась команда, а в меньшем—Пахтусов, Циволько и фельд­ шер. С 1 ноября 183 1г. установилась зима. По­ лярная ночь продолжалась до 20 января 1835 г. На зиму Пахтусов установил по при­ меру прошлой зимовки строгий режим: ко­ манда вставала в 4 часа утра, ложилась спать в 10 час. вечера. Были введены обязатель­ ные ежедневные работы, прогулки, осмотры канкана на песца, а на случай плохой пого­ ды для физических упражнений в избе была подвешена тяжелая балясина, которую все должны были но очереди раскачивать. Н е ­ смотря на все эти меры, уже 10 ноября в зимовье появилась цынга, и в короткое время ею заболело 6 человек. Были и другие больные — зимой умерли матрос Самсонов от нервной горячки, Постников от водянки. Наконец захворал и сам Пахтусов. В марте 1835 г начало пригревать солнце, 18 марта первая партия вышла на работу по описи западного устья Маточкина Шара. Опись была закончена к 25 маріа. Второй работой была опись всего пролива и восточ­ ного берега Северного острова. Будучи боль­ ным, Пахтусов взял на себя менее трудную работу по описи пролива, а Циволько по­ шел на восточный берег. До мыса »ык обе партии шли вместе и здесь расстались. К 13 апреля Пахтусов вернулся обратно, устано­ вив, что опись, прои іведенная Розмьісло- вым, в общем верна. В ожидании Циволько партия Пахтусова принялась строить карбас из остатков старого. Тем временем Циволько прошел Маточ­ кин Шар, повернул от мыса Бык к мысу Выходному и по торосистому льду произвел опись восточного берега до мыса фон Флот- това. 24 апреля вследствие начавшегося ин­ тенсивного таяния снега пришлось опись прекратить. Циволько, поставив на конечной точке описи крест с надписью, повернул на­ зад. 6 мая он вернулся к зимоі-.ке. Пахтусов, не имея возможности выйти в Карское море вследствие скопления льдов в проливе и у восточного берега, решил вре­ менно перебросить работу на северный бе­ рег Южного острова. 29 июня Пахтусов и Циволько вышли из становища с девятью спутниками команды и фельдшером на кар­ басе „Казаков*. Была осмотрена губа Сере­ бринка. Здесь они нашли остатки какого-то судна, в которых после тщательного иссле­ дования по окраске опознали шхуну „Ени­ сей". Эти остатки подтвердили факт гибели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz