Советская Арктика. 1935, N5.
86 Советская Арктика ■1935 •Л£> 5 V Пахтусов получил приказ об организации новой экспедиции. Зима 1833/34 г. прошла в приготовлениях. Кроме официальной под готовки к экспедиции, Пахтусов усиленно занимался пополнением своего образования, главным образом по минералогии, геологии, ботанике и зоологии, — знания по этим пред метам были у него явно недостаточны, и он спешил восполнить этот свой пробел. В Архангельске начали постройку новых судов: шхуны и карбаса; назвал их Пахтусов в честь своих сотоварищей по первой экспе диции, повидимому погибших,— „Крото в ы м ” и „Казаковым". Интересны размеры этих судов - шхуна „Кротов" имела в длину 35 футов, в ширину 11 футов. Глубина трюма 6 футов, соответствующие размеры для кар баса „Казаков* —40, 11,5 и 4 фута. Суда эти были построены на средства того же Клокова. Экипаж Пахтусова состоял иі 7 чело век, 5 было военных матросов, а 2 вольно наемных помора; кроме того взяли н фельд шера. Помощником Пахтусова был назначен штурман Циволько. Провизией запаслись на 16 месяцев, причем в состав ее вошли творог и сушеная телятина — эго было ново введение в снабжении полярных экспедиций. Вспомогательная задача— доставка сруба избы, бани и амбара — была возложена на третье судно — зафрахтованную частную ланью, которая после выполнения этой за дачи должна была начать промысел в районе Маточкина Шара и параллельно вести розы ски следов пропавшей шхуны „Енисей". Ладья, правда, не выполнила ни одного из этих заданий, так как потерпела аварию в самом начале своего плавания. '24 июля 1834 г. оба судна ушли из Архан гельска. Вскоре же в Белом море во время туманов они потеряли из вида друг друга и продолжали пла ание самостоятельно. 3 августа Пахтусов миновал Канин нос, а 9 августа подошел к Новой Земле, выйдя к мысу Кушному, и пошел вдоль западного берега на север, попутно производя опись берега. Зайдя в Костин ІІІар, Пахтусов от стоявших здесь промышленников узнал, что недавно здесь же прошел и Циволько. От них же он получил известие, что на берегу губы Серебрянки промышленники видели обломки судна. Некоторые приметы, опи санные промышленниками, заставили пред положить, что эти обломки принадлежали „Енисею*. '26 августа Пахтусов вошел в Матшар, у западного входа которого стал па якорь. На др гой день сюда же прибыл Циволько. Соединившись вместе, оба судна пошли по проливу, по продвинулись только до мыса Журавлева: дальнейший путь был прегра жден льдами, забившими остальную часть пролива; тогда Пахтусов в лодке через льды (іеоебрался до мыса Дровяного, но успел он дойти только до мыса Смежного, откуда вернулся назад. Эта разведка показала пол ную возможность пройти проливом на Кар скую сторону. После совещания Пахтусов решил зазимовать в прошве. Для зимовки было выбрано место в небольшой бухточке на правом берегу пролива, где впадала река Черакина. Здесь в конце сентября они нача ли постройку из остатков зимовья Розмыс- лова избы и бани. Изба имела два отделе н и я — в большем поместилась команда, а в меньшем—Пахтусов, Циволько и фельд шер. С 1 ноября 183 1г. установилась зима. По лярная ночь продолжалась до 20 января 1835 г. На зиму Пахтусов установил по при меру прошлой зимовки строгий режим: ко манда вставала в 4 часа утра, ложилась спать в 10 час. вечера. Были введены обязатель ные ежедневные работы, прогулки, осмотры канкана на песца, а на случай плохой пого ды для физических упражнений в избе была подвешена тяжелая балясина, которую все должны были но очереди раскачивать. Н е смотря на все эти меры, уже 10 ноября в зимовье появилась цынга, и в короткое время ею заболело 6 человек. Были и другие больные — зимой умерли матрос Самсонов от нервной горячки, Постников от водянки. Наконец захворал и сам Пахтусов. В марте 1835 г начало пригревать солнце, 18 марта первая партия вышла на работу по описи западного устья Маточкина Шара. Опись была закончена к 25 маріа. Второй работой была опись всего пролива и восточ ного берега Северного острова. Будучи боль ным, Пахтусов взял на себя менее трудную работу по описи пролива, а Циволько по шел на восточный берег. До мыса »ык обе партии шли вместе и здесь расстались. К 13 апреля Пахтусов вернулся обратно, устано вив, что опись, прои іведенная Розмьісло- вым, в общем верна. В ожидании Циволько партия Пахтусова принялась строить карбас из остатков старого. Тем временем Циволько прошел Маточ кин Шар, повернул от мыса Бык к мысу Выходному и по торосистому льду произвел опись восточного берега до мыса фон Флот- това. 24 апреля вследствие начавшегося ин тенсивного таяния снега пришлось опись прекратить. Циволько, поставив на конечной точке описи крест с надписью, повернул на зад. 6 мая он вернулся к зимоі-.ке. Пахтусов, не имея возможности выйти в Карское море вследствие скопления льдов в проливе и у восточного берега, решил вре менно перебросить работу на северный бе рег Южного острова. 29 июня Пахтусов и Циволько вышли из становища с девятью спутниками команды и фельдшером на кар басе „Казаков*. Была осмотрена губа Сере бринка. Здесь они нашли остатки какого-то судна, в которых после тщательного иссле дования по окраске опознали шхуну „Ени сей". Эти остатки подтвердили факт гибели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz