Советская Арктика. 1935, N5.
Борис Рихтер. Я. К. Пахтусов в течение 2—3 лет с зимовками. Это даст возможность найти период времени, когда море будет свободно от льда, что позво лит судну беспрепятственно вести описание берега и исследование состояния льда в Кар ском море. Личный состав экспедиции Пах тусов ограничивал1 10—12 людьми, а в ка честве судна предполагалось использовать карбас типа поморского. Проект Пахтусова был принят па рассмо трение Гидрографическим департаментом. Автора вызвали в Петербург, прорабатывали с ним детали проекта, но окончательного решения не выносили. Зимой 1830 г. Пах тусов вернулся опять в Архангельск, не получив никакого решения высшего начали ства по своему проекту. Но в Архангельске проектом Пахтусова заинтересовался ученый форстмейстер Кло ков. Будучи чиновником лесного ведомств;!, Клоков в то же время был весьма образо ван и глубоко интересовался проолемой Северного морского пути. Познакомившись с Пахтусовым и его проектом, Клоков по нял, что имеет дело с недюжинным челове ком, прекрасно знающим морское дело и солидно изучившим вопрос плавания в Кар ском море. Клоков решил помочь Пахтусову. Но он изменил установку последнего: именно, Клоков дал указание не ограничиваться только исследованиями восточного берега Новой Земли, а выполнить эту задачу по путно, поставив основной целью экспедиции морской переход к устьям рек Оби и Енисея. По его мнению, такой переход вполне воз можен, если ледовые условия в Карском море таковы, какими их считал Пахтусов. Клоков не надеялся на поддержку и фи нансирование этого предприятия со стороны царского правительства, сам же он мог вложить в это дело только незначительные средства. Тогда Клоков решил искать част ный капитал, владелец которого был бы заинтересован в установлении морского торгового сообщения в Сибирь. Клоков встретил сочувственное отношение к своим планам у архангельского купца Брандта, который располагал большими лесными промыслами, рыбным делом и имел судо строительную верфь. Клоков и Брандт заключили договор, по которому они снарядили экспедицию мор ским путем к устью реки Гнисея, с попут ным выполнением исследовательских и гидрографических работ / берегов 1:овой Земли, в ее проливах и в Карсксм море. Экспедиция должна была быть снаряжена по указаниям Пахтусова, участвовавшего в разработке проекта экспедиции. Тот же Клоков, использовав свои слу жебные связи в Петербурге, выхлопотал Пахтусову двухлетний отпуск с разрешением отъезда в плавание. Pj коьоднтелем второго судна Клоков назначил лейтенанта Кротова. Гіо чертежам Пахтусова на верфи Брандта строились шхуна и одномачтовый карбас. По плану, шхуна под начальством лейте нанта Кротона, с его помощником кондук тором Казаковым, должна была пройти череп Маточкин Шар в Карское море и дальше проплыть к устью Енисея, откуда после зимовки возвратиться вдоль берегов кон тинента, через один из южных проливов, к Архангельску. Сам же Пахтусов на своем карбасе, имев шем всего семь метров длины, должен был заняться описью восточного берега Новой Земли и изучить условия плавания в Кар ском море. Кроме того предполагалось по слать еще один карбас под начальсівом ста рого промышленника 1 воздарева, которому давалось задание отвезти в Маточкин Шар избу, на случай вынужденной зимовки в этом районе одного из отрядов экспедиции. Для того чтобы избежать цыш и — бича предшествовавших экспедиций, Пахтусов старался запастись разнообразными продук тами питания, но в то время консервы еще не были известны и волей-неволей приходи лось ограничиваться солениями. Заготов лены были солонина, квашеная капуста, со леные огурцы, сушеные овоіци и ягоды, крупы и мука. Все лето 1832 г. прошло в хлопотах, в июне Пахтусов и Кроіов получили от Клокова письменные инструкции, подробно предписывающие им маршрут плаваний и возможные изменения их в зависимости от ряда случайностей. В это время внезапно умер Брандт. Это обстоятельство чуть было не сорвало всю экспедицию, так как наслед ники ьрандта не интересовались всей этой, по их мнению, „авантюрой" и решили опро тестовать договор Брандта с Клоковым. Клоков поехал в Архангельск и добился признания наследниками св его договора с Брандтом. Суда экспедиции были уже готовы. Шхуну назвали .Енисей”, а кароас — .Н о вая Земля". Название судов определяло конечную цель плавания для каждою из них. Все было ютово. 1 августа (ст. ст.) 1832 г. „Енисей* и „Новая Земля", выбрав якоря, поставили паруса и покинули Архангельск. IV От Архангеліска до Катина Носа оба судна шли вместе. Дальше их пути расхо дились— „Енисей* взял курс на норд, к Ма- точкину Шару, а Пахтусов на своем карбасе пошел к южнему берегу Новой Земли. У ее берега оказалаіь довольно широкая полоса льда. С болі шими усилиями удалось пробиться к губе Широчихе. Отсюда вдоль берега пошли к востоку, 12 августа карбас прибыл в Петухов Шар. С этого места на чалась съемка берега. Погода мало благоприятствовала гидро графическим работам: шторм сменялся ту ѵа- нами, часто шел дождь, дней с хорошей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz