Советская Арктика. 1935, N5.
Борис Рихтер. П. К. П ахтусов 81 классы* для подготовки к должности ш т у р мана военного флота. Не забудем, что развивающаяся техника морского судостроения создавала тогда все более совершенн ле корабли, управление ими требовало основательных познаний по' на вигации. Военно-морские педагоги царского флота при подготовке командиров флота в привилегированном Морском корпусе предпочитали уделять больше внимания во просам строя, парадной подготовки, тактике и стратегии парусных эскадр и маю заботились о навигации — науке, которая требует математических способностей и повседневного усидчивого труда. В те времена знание навигационных наук не могло способствовать военной карьере, которая достигалась протекцией и связями. Все это приводило к тому, что штурманским делом никто из мэлодых дво рян, из которых только и формировались каіры офицеров флота, не желал заниматься, и пришлось к этому делу привлекать юношей из других сословий, преимущест венно из детей унтер-офицеров, ветеранов, неимущих сирот младших офицеров, не имевших протекции и поддержки сильных мира сего. Таким образом, во флот стал проникать элемент, чуждый дворянскому, кастовому составу морского офицерства. Новые специалисты-разночинцы были изо лированы в среде кадрового офицерства. Из штурманов был образован так называемый .корпус штурманов флота", где производ ство в чинах шло по армейским, а не по ■флотским рангам. Долгое время штурманы не допускались в офицерские кают-компании. Офицеры-дворяне их всячески третиро вали. Между тем, именно этим париям суждено было вписать в историю русского флота наиболее славные страницы, повест вующие об открытиях, сделанных русскими моряками и в особенности об открытиях в арктических морях. Братья Лаптевы, Челю скин, Стерлегов, Минин, Прончищев — все они были подпоручики и поручики .к ор пуса штурманов флота”, нередко в этих ма лых чинах уволенные в отставку, несмотря на свои поистине героические труды в обла сти гидрографии и освоения Арктики. Кронштадтское штурманское училищё дисциплиной и казенщиной мало чем от личалось от Архангельского сиротского училища. Только молодые специалисты по физической географии, астрономии, топо графии и т. п. вносили свежую струю з казарменный строй училища и способст вовали развитию интереса воспитанников к науке. Повышению общего уровня развития воспитанников способствовали также и ар ктические плавания, во время которых при ходилось бывать в заграничных портах. Так, во время одного из таких плаваний судно, на котором находился молодой Пах тусов, потерпело крушение. Спасенные Памятник П. К. Пахтусову моряки, в том числе и Пахтусов, попали на продолжительный срок в Копенгаген. В столице Дании Пахтусов основательно познакомился с музеями и жизнью большого европейского города. После окончания Штурманского училища Пахтусов получил звание штурмана, первый офицерский чин и назначение на работу в гидрографическую партию, работавшую на побережье Северного Ледовитого океана. III Такое назначение отнюдь не было бле стящим: гидрографические работы на Севере в те времена протекали в чрезвычайно су ровой обстановке. Судовые средства, предо ставляемые правительством гидрографиче ским партиям, были обычными карбасами, на которых промышляли поморы. Экипаж этих карбасов не был ничем защищен от непогоды и волн. Провизия выдавалась в крайне ограниченном количестве. Ее не сложный ассортимент — солонина и мука. Вследствие такого состава пищи цынга была обычным явлением в экспедициях того времени. 6 — Советская Арктика № 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz