Советская Арктика. 1935, N5.

Исторические заметки БОРИС РИ Х Т Е Р П. К. ПАХТУСОВ (К столетию со дня смерти) Я расскажу, как было, а вы судите как угодно... (Эпиграф к дневнику Пахтусова). I На острове Соломбала, отделенном от Архангельска рекой Кузнечихой, с давних времен живет большинство моряков мор­ ского флота Севера. В небольших дере­ вянных домиках Соломбалы их прадеды, деды и отцы рождались, жилй и умирали. Всех тех, кто не погиб в волнах морских, приютило старое соломбальское кладбище. На многих памятниках и крестах этого кладбища можно прочесть о плаваниях, совершенных бесстрашными мореплавате­ лями по Белому, Баренцову и Карскому морям. Среди могильных памятников вни­ мательный посетитель найдет скромную надгробную плиту, на которой с большим трудом можно прочесть полустершуюся, полузаросшую мхом надпись: .Корпуса штурманов подпоручик и ка­ валер Петр Кузьмич Пахтусов. Умер в 1835 году, ноября 7 дня. О трод у 3 6 лет от понесенных в походах трудов и д.... о...'. Кто же такой Пахтусов? Ответ на этот вопрос дает отчасти надпись на памятнике — .Исследователю Новой Земли". Но полное объяснение этому можно найти только в био­ графии Пахтусова, которую в настоящее время вполне уместно и своевременно вспомнить, ввиду минувшей 7 ноября ста­ рого стиля 1935 г. сотой годовщины со дня его смерти. II Пахтусов родился на исходе XVIII сто­ летия, в 1799 году, в Архангельске в семье шкипера. Раннее его детство протекало в об­ становке трудовой семьи. Еще мальчику не исполнилось и семи лет, когда во время од­ ного из беломорских штормов старик Пах­ тусов погиб в море. Настали суровые дни. Мать с большим трудом прокармливала осиротевшую семью. Немного легче стало лишь тогда, когда, после долгих хлопот, друзьям старика Пах­ тусова удалось устроить мальчика в военное сиротское учебное заведение в Архангельске. Восемь лет Пахтусов провел в обстановке полуказарменного, полутюремного режима; жизнь здесь облегчалась только тем, что природный ум и выдающиеся способности помогли Пахтусову хорошо учиться и это давало ему ряд привилегии. Вообще интерес к учению у мальчика был большой, и его отнюдь не удовлетворял объем знаний, ко­ торый давало училище. Но средств для самообразования не было, и вот в отпускные дни на территории Архангельского адми­ ралтейства (так называлась в то время ка­ зенная верфь, где строились и ремонтиро­ вались военные суда) Пахтусов собирает щепки и другие отходы лесных материалов, продает их жителям Соломбалы и на выру­ ченные деньги покупает себе книги и бу­ магу. Кроме того часть этих денег откла­ дывается. Мало-гіо-малу собирается не­ сколько рублей, и Пахтусов осуществляет заветную свою мечту — обзаводится собст­ венной лодкой. От своего отца он унасле­ довал любовь к морю. В отпускные дни будущий мореплаватель рыбачил, переживал шквалы и штормы и не раз попадал в ри­ скованные положения. Такая жизнь способствовала выработке сильного телом и духом юноши, которому не страшны были лишения и труды,связанные с жизнью моряка. Когда Пахтусов был в последнем классе училища, из Петербурга пришло предписание отобрать наиболее способных и успевающих в науках старших воспитанников и отправить их в Петербург для определения в школы специалистов, в которых уже тогда нуждался царский флот. Пахтусов попал в число этих избран­ ников. Он был определен в „Штурманские

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz