Советская Арктика. 1935, N5.

Ю. А. Васильев. Собаки в фольклоре и кѵльте северных н а р о д о в __________________ 77 востока Союза как раз и является одним из выражений победы над матриархатом и подчинения собаки мужчинам. И недаром, эти же хвосты идут на опушку капоров кухлянок и воротники.1 То, что они удобны, так как к ним не прилипает гнег,— это лишь одна сторона дела, кото­ рая не исключает другую, культовую. Но и на другом конце Евразийского материка, у ненцев, также вскрывается ритуальная связь между женщиной и соба­ кой. По словам первого председателя Канин- ского РИКа М. В. Нюровой, при трудных родах женщин обычно убивается-душится сука. Интересно, что в наших европейских тундрах кранне мал процент сук; при вы­ яснении происхождения собак нам часто приходилось сталкиваться с ответом, что мать задавлена. На вопрос, почему зада­ вили, обычно отвечали: „Так, задавили и задавили". V На раскопки необходимо устремить са­ мое пристальное внимание. Ведь в Камско- Уральском крае уже известны одиннадцать доисторических жертвенных мест, относя­ щихся к так называемой гляденовской куль­ туре. И именно для этой культуры, имею­ щей много сходных черт с культурой, из которой только начинают выходить совре­ менные нам манси и хантэ, как раз харак­ терными являются изображения собак, „весьма обильные на Гляденовском кости­ щ е ”. Хотя А. В. Шмидт 2 считает их аналогичными тем деревянным фигурам собак, которые, по Карьялайнену 8 и Островских, 4 на реке Васыогане прино­ сятся шайтанам хантэ для обеспечения по­ лучения хороших охотничьих собак, однако, весьма возможно, что у них было гораздо большее значение и они имели какое-то отношение, быть может уже и отдаленное, к той древней собаководческой культуре, которая и своим божеством считала собаку или, вернее, волка. Но хотя гляденовская культура далеко уже отошла от этой эпохи, собака все же 1 Аргентов, Описание Ник >лаевского Чаѵнского прихода. Записки Сиб. Огд. Р. Г. Общ., кн. 3, 1F57 г. 2 Шмидт, Жертвенные места Камско- Уральского края, Изв. ГАИМК, т. 13, вып. 1—2, 1932 г. 8 Карьялаішен, Религия угров. 1021—27 г. Перевода с финского нет. 4 Островских, Современное Васыо- ганье. „Советский Север“, № 9, 1931 г. должна была в ней играть, если не доми­ нирующую, то несомненно очень суще ственную роль. Быть может, в том, что есть общего и воззрениях на собак у населяю­ щих Север народностей, мы должны видеть не результат заимствований сегодняшнего дня и не самобытно возникшие, совпадаю­ щие представления, а уцелевшие отголос­ ки этой прежней культуры. Ее следы в виде особой формы глиняных сосудов нашел при своих археологических изысканиях на Ямале В. Н. Чернецов. Именно с кинологической стороны ар­ хеология Крайнего севера может пред­ ставить исключительный интерес, и трудно себе даже вообразить, что может обнару­ житься при раскопках древнего ненецкого „капища* на острове Вайгаче, этой якобы древнейшей святыни ненцев, или у Кузь­ мина Перелеска — важного жертвенного места на Канинском полуострове. Очень мало обращено внимания на раскопки под церквами нашего Севера или на местах их прежнего расположения: они обычно строи­ лись на территории древних жертвенных мест. Слишком мало обращено внимании и на петроглифы и древние писаницы, рас­ сеянные на нашем Крайнем севере и в Скандинавии. Особенно много их на Выге, на северном конце нынешнего Беломор­ ско-Балтийского канала, где имеется около 180 различных изображений, и 242 на Онеж­ ском озере, среди которых есть и изо­ бражения собаки. 1 Но вполне опре­ деленно можно говорить о хорошем изо­ бражении северной собаки с типичной остроухостью и остромордостью на писанице на реке Лене 2 в одной версте выше деревни Елани, а в более позднюю эпоху — на Енисее на Сулекском петроглифе. Но кроме этих прямых археологических изысканий, необходимо вести изыскания в быте и обычаях северных народностей, вскрывая эти общие для всех них реликто­ вые особенности и привлекая сюда сравни­ тельное языковедение, которое на Севере, при участии националов, сможет открыть нам бесконечно многое. Такое собирание материалов и их научная разработка заложат основы для серьезных трудов по истории народов Севера. 1 Линпевский, К вопросу о петрогли­ фах Карелии. Сборник ЛОИКФУН. 1929 г. 2 Ксеиоф 'Нтов, Изображения на ска­ лах реки Лены в пределах Якутского округа. 1927 г. „Бурятоведение‘<, № 3—4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz