Советская Арктика. 1935, N5.

76 ческое действие, ведущее к умножению пищи, увеличению количества медведей. Но так как пригодными в пищу признаются только храбрые медведи, могущие передать свои качества людям, а не трусливые, за­ маранные своими испражнениями из-за медвежьей болезни,— в задний проход собаке вставляется палка, обмотанная травой, для предупреждения выхода кала во время ее задушения и растягивания в разные стороны за лапы. Интерес),о, что в честь замаранного калом медведя, называемого у эвенков (тунгусов) уже не амиканом, а ами- раном, не устраивается праздника, так же не устраивается он нанайцами (гольдами) в честь медведя, убитого из мести за убий­ ство им человека. В таком случае его сердце разрывается на куски и разбра­ сывается, а мясо отдается собакам. Способ задушения и растягивания жертвы практикуется и другими народно­ стями, очень далеко живущими от нивхов, например, алтайцами, при жертвоприноше­ ниях лошади. При убивании же собак нив­ хами no upturn похорон и поминок, собаки убиваются удяром палки по голове, при­ чем они должны падать мгновенно, без звука, визг же считается неудачей. Особенно интересны в этом отношении нымылланы (коряки), которые убивают их п громадном количестве и как будто по са­ мым ничтожным поводам. Чаше всего они убивают собак копьем, предварительно рас­ тягивая их на двух арканах спереди и сзади и стараясь попасть прямо в сердце. Каждый праздник, при особой удаче на охоте, при поимке кита, — их убивают десятками, и некоторые остаются совершенно без собак. Обязательными жертвоприноше­ ниями сопровождаются и праздники весен­ него равноденствия и летнего солнцестояния. При этом в жертву приносятся самые лучшие собаки, так как приношение в жертву плохой собаки, естественно, может только вызвать гнев божества. Особенно это относится к случаям жертвоприношения при болезни хозяина или его семьи, и хотя мы имеем тут не чистую жертву, а посылку вестника, — это не меняет дела и требуемое психологи­ ческое действие, конечно, может оказать только убийство хорошей собаки. Плохие собаки при таких условиях имеют больше шансов прожить дольше, и Орлова, 1 на­ пример, отмечает, что ламуты не убивают даже покалеченных собак. После убийства нымылланы развешивают собак на кольях, насаживая на кол горлом, вернее — под­ бородком. IV При изучении фольклора каждая мелочь в культуре и быте может явиться основой 1 Орлова, Хозяйственный быт ламу­ тов. „Северная Азия”, 1928 г., № 5—6. Core.искан Арктика • 1935 ■№ ■> для больших выводов. Возьмем, например такую деталь, как трехлетнее кормление собаки-заместителя хозяина и четырех- летиее — заместителя хозяйки. В чем тут дело? Является ли это следствием громад­ ного преобладания мужчин над женщинами у нивхов (134 мужчины на 10п женщин, больше, чем у кого-либо из народов СССР) и иным выражением ценности женщины, или же это осколок прежних социальных отношений, отражение первобытного матри­ архата? На тотемическую связь древней со­ баководческой культуры и женщины имеется целый ряд указаний. Это же под­ тверждает Капперс по мифологии юитов (эскимосов), у индейских племен, у айну ті даже у древних китайцев и аборигенов острова Формозы. Говоря о связи между собаководческой культурой и матриархатом, надо полагать, что в то время было очень примитивное собаководство, ограничивавшееся только сторожевой функцией собаки, использова­ нием ее меха и мяса и мои ет быть-— ири- митиіной тяговой службой, аналогичной употреблению в этом смысле промысловых собак в их незатейливой охотничьей нарте. И в настоящее время обслуживание хозяй­ ственных надобностей — возка дров и воды, а также привоз мяса из лесу на собаках ■— является обязанностью именно женщин. И, возможно, именно первобытным женщинам, остававшимся на стойбищах больше вре­ мени, чем мужчины, и менее агрессивным - - принадлежит честь первого контакта с древ­ ними собаками и первою их использования. В начале собака в домашнем хозяйстве может быть обслуживала только лишь жен­ щин. Она их охраняла, помогала, ее шкуря одевала их. И не поэтому ли большин­ ство платьев Севера имеет собачью опушку и существует легенда, что как раз женщина первая употребила на папину шкуру со­ баки? Собака же до сих пор помогает женщине в уборке ее жилища. Собака чистит посуду, подъедая остатки, убирает за ребятами и вылизывает их самих. О взаимоотношении собак с женщинами говорит и то, что их кормление дома всегда лежит на обязанности женщин, отчего они, конечно, к женщинам гораздо больше при­ вязаны. И возможно, что это не просто на­ грузка, возложенная на женщин мужчиной, а их исконное занятие еще со времени дре­ внего матриархата и женской собаководче­ ской культуры. Только потом, найдя собаке более со­ вершенное применение в охоте и в быстрой езде на многособачьих упряжках, мужчина в борьбе с матриархатом начал жестоко- истязать собак— животных ж епшин, пре­ небрежительно к ним относился и уничто­ жал их массами. И, может быть, отрезан­ ный хвост кобелей у ездовых собак северо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz