Советская Арктика. 1935, N5.
Ю . А. Васильев. Собаки в ф ольклоре и культ е северных народов 75 бак. После похорон „отданную" собаку или „прыску" ведут в юрту, сажают на нары умершего и кормят из его чашки самыми вкусными вещами. Их собака получает во все время поминок, а затем она пере водится уже на обычный стол, но в то же время занимает место умершего в течение 3 лет для мужчины и 4 для женщины. Семья покойного также не должна ни бить, ни ругать ее и не может отдать ее или про дать в течение всего указанного срока, во избежание несчастья. Затем она отдается посторонним, и те в праве тогда делать с ней все, что угодно, Идентификация людей и собак идет у нивхов так далеко, что при разрешении кровного спора убивают копьем собаку и на этом спор кончается, так как необхо димое возмездие — кровь за кровь — счи тается полученным. Но для этой цели может служить не каждая собака, а только посвя щенная. Точно также при убивании соста- реьшейся посвященной собаки (при соблю дении определенного ритуала удушения и убийства самим хозяином — это разре шается) мясо ее запрещается есть сестре того, кому посвящена эта собака (соответ ственно— брату, если собака посвящена женщине), чтобы не нарушились правовые нормы группового брака. Необходимость его и прямо переносится на собак, в ре зультате чего однопометникам запрещается скрещиваться и, в случае нарушения этого, убиваются оба-— кобель и сука, так как это действие между ними считается боль шим грехом, к тому же не дающим потомства или дающим только плохих щенков. При вы даче замуж или при приходе в дом зятя, также наблюдают за тем, чтобы они не приво дили с собой запретных собак, т. е. таких, которые могли бы повязаться со своими одно пометниками. В то же время вязкам между родителями и детьми никто не препятствует. III Когда областью этнографии и фольк лора со всей своей энергией займутся этнографы-националы Севера, вооруженные наукой и марксистско-ленинским методом, — они смогут правильно расшифровать нам пока лишь курьезом являющиеся, но тем не менее по всему Северу распространенные поверья, связанные с собакой. Например, почему-то считается грехом, если собака спит повернувшись брюхом кверху. Это предвещает покойника, и за это их бьют и уж обязательно толкают ногой, заставляя принять нормальное положение. Точно также предвещает нехорошее собака, скре стившая передние лапы. Так как у наро дов, больше подвергшихся влиянию хри стианства,— коми, саами, — это же поло жение ног предвещает удачу, может быть у северных народов мы имеем в неблаго получии этой приметы своеобразный про тест против насильственного введения православия, практиковавшегося миссионе рами. Но пока это только предположения, не лишенные вероятия, дальнейшее же исследование может дать им солидное основание. Нуждается в объяснении и такой, как будто естественный момент, как поедание собаками остатков гшщи, для чего у луораветланов даже привязывают у яранги .дежурную" собаку. Просто ли она облегчает труд женщины или совершает еще и магическое действие, не давая ни малейшему кусочку пищи быть выброшен ным из дому и тем унести имеющееся изобилие? За справедливость подобного предположения говорит указание Потапова, что тубулары и шорцы (алтайцы) не выбра сывают из котелка остатков пищи, чтобы не выбросить и счастья, но позволяют до едать остатки собаке. Точно также должна найти себе объясне ние и каждая деталь „жертвоприношения" собак у нивхов и других народностей. „Жертвоприношение" — это просто доста вление умершему возможности жить в з а гробном мире так же, как он жил и раньше. Но и принесение в жертву собак, посвя щенных духам гор, огня или озера, „жертво приношение" во время болезни'— тоже в сущности только своеобразная служба связи собак, так как перед убийством им даются для передачи по назначению соответ ствующие поручения. Еще более сложен вопрос при „жертво приношениях" собак во время медвежьего праздника у нивхов, когда они выполняют роль заместителей медведей, так как их про сят вернуться к людям медведем: „Иди к сво ему хозяину, иди, на самую высокую гору взберись, перемени свою шерсть и на бу дущий год сюда спустись, медведем спу стись, чтобы я тебя подстрелил. Так сделай, спустись. Прощай, хорошо ходи". Сложность тут увеличивается тем, что сам медведь в то же время является как бы воплоще нием человека и, особенно в ободранном виде, с распростертыми лапами, покрытый белым жиром, в полумраке туземного жили ща, производит неотразимое впечатление сходства с человеком, 1 В случае отсутствия медведя нивхи и айны довольствуются и собакой; кроме того, в качестве платы за медвежонка дается собака, лучше всего щенная сука. У на найцев (гольдов), где празднование выра жено гораздо слабее, собаки не убиваются, а им надрезается ухо, их кровью смачива ются стружки и вставляются в ноздри мед ведя. У айнов, наоборот, одинаково с мед ведями выкармливают и енотовидных собак, устраивая по поводу их убийства празд ник, во всем одинаковый с медвежьим. Во всех этих процедурах, помимо по едания вкусного мяса, заключается и маги 1 Штернберг, цит. соч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz