Советская Арктика. 1935, N5.

Ю . А. Васильев. Собаки в ф ольклоре и культ е северных народов 75 бак. После похорон „отданную" собаку или „прыску" ведут в юрту, сажают на нары умершего и кормят из его чашки самыми вкусными вещами. Их собака получает во все время поминок, а затем она пере­ водится уже на обычный стол, но в то же время занимает место умершего в течение 3 лет для мужчины и 4 для женщины. Семья покойного также не должна ни бить, ни ругать ее и не может отдать ее или про­ дать в течение всего указанного срока, во избежание несчастья. Затем она отдается посторонним, и те в праве тогда делать с ней все, что угодно, Идентификация людей и собак идет у нивхов так далеко, что при разрешении кровного спора убивают копьем собаку и на этом спор кончается, так как необхо­ димое возмездие — кровь за кровь — счи­ тается полученным. Но для этой цели может служить не каждая собака, а только посвя­ щенная. Точно также при убивании соста- реьшейся посвященной собаки (при соблю­ дении определенного ритуала удушения и убийства самим хозяином — это разре­ шается) мясо ее запрещается есть сестре того, кому посвящена эта собака (соответ­ ственно— брату, если собака посвящена женщине), чтобы не нарушились правовые нормы группового брака. Необходимость его и прямо переносится на собак, в ре­ зультате чего однопометникам запрещается скрещиваться и, в случае нарушения этого, убиваются оба-— кобель и сука, так как это действие между ними считается боль­ шим грехом, к тому же не дающим потомства или дающим только плохих щенков. При вы­ даче замуж или при приходе в дом зятя, также наблюдают за тем, чтобы они не приво­ дили с собой запретных собак, т. е. таких, которые могли бы повязаться со своими одно­ пометниками. В то же время вязкам между родителями и детьми никто не препятствует. III Когда областью этнографии и фольк­ лора со всей своей энергией займутся этнографы-националы Севера, вооруженные наукой и марксистско-ленинским методом, — они смогут правильно расшифровать нам пока лишь курьезом являющиеся, но тем не менее по всему Северу распространенные поверья, связанные с собакой. Например, почему-то считается грехом, если собака спит повернувшись брюхом кверху. Это предвещает покойника, и за это их бьют и уж обязательно толкают ногой, заставляя принять нормальное положение. Точно также предвещает нехорошее собака, скре­ стившая передние лапы. Так как у наро­ дов, больше подвергшихся влиянию хри­ стианства,— коми, саами, — это же поло­ жение ног предвещает удачу, может быть у северных народов мы имеем в неблаго­ получии этой приметы своеобразный про­ тест против насильственного введения православия, практиковавшегося миссионе­ рами. Но пока это только предположения, не лишенные вероятия, дальнейшее же исследование может дать им солидное основание. Нуждается в объяснении и такой, как будто естественный момент, как поедание собаками остатков гшщи, для чего у луораветланов даже привязывают у яранги .дежурную" собаку. Просто ли она облегчает труд женщины или совершает еще и магическое действие, не давая ни малейшему кусочку пищи быть выброшен­ ным из дому и тем унести имеющееся изобилие? За справедливость подобного предположения говорит указание Потапова, что тубулары и шорцы (алтайцы) не выбра­ сывают из котелка остатков пищи, чтобы не выбросить и счастья, но позволяют до­ едать остатки собаке. Точно также должна найти себе объясне­ ние и каждая деталь „жертвоприношения" собак у нивхов и других народностей. „Жертвоприношение" — это просто доста­ вление умершему возможности жить в з а ­ гробном мире так же, как он жил и раньше. Но и принесение в жертву собак, посвя­ щенных духам гор, огня или озера, „жертво­ приношение" во время болезни'— тоже в сущности только своеобразная служба связи собак, так как перед убийством им даются для передачи по назначению соответ­ ствующие поручения. Еще более сложен вопрос при „жертво­ приношениях" собак во время медвежьего праздника у нивхов, когда они выполняют роль заместителей медведей, так как их про­ сят вернуться к людям медведем: „Иди к сво­ ему хозяину, иди, на самую высокую гору взберись, перемени свою шерсть и на бу­ дущий год сюда спустись, медведем спу­ стись, чтобы я тебя подстрелил. Так сделай, спустись. Прощай, хорошо ходи". Сложность тут увеличивается тем, что сам медведь в то же время является как бы воплоще­ нием человека и, особенно в ободранном виде, с распростертыми лапами, покрытый белым жиром, в полумраке туземного жили­ ща, производит неотразимое впечатление сходства с человеком, 1 В случае отсутствия медведя нивхи и айны довольствуются и собакой; кроме того, в качестве платы за медвежонка дается собака, лучше всего щенная сука. У на­ найцев (гольдов), где празднование выра­ жено гораздо слабее, собаки не убиваются, а им надрезается ухо, их кровью смачива­ ются стружки и вставляются в ноздри мед­ ведя. У айнов, наоборот, одинаково с мед­ ведями выкармливают и енотовидных собак, устраивая по поводу их убийства празд­ ник, во всем одинаковый с медвежьим. Во всех этих процедурах, помимо по­ едания вкусного мяса, заключается и маги­ 1 Штернберг, цит. соч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz