Советская Арктика. 1935, N5.
/О. А. Васильев. Собаки с, фольклоре и культ е северных народов /3 ину за дурное с ней обращение. Собака, убитая своим хозяином, преследует своего убийцу в загробном мире, и кроме того три поколения собак отказываются служить такому злому хозяину. 1 Эта способность предвидения и предска зывания, от смерти и до ненастья, по мне нию северных народов, также является след ствием близости собаки с духами. Нивхи счи тали, что загробный мир населен собаками. Чуваши, мари, удмурты и коми остатки поминального обеда обязательно скармли вали собакам и еще в самом недавнем про шлом по поведению собак при этом судили о том, как чувствуют себя покойники на том сьете и довольны ли они предложенным им угощением. Визг и драка их между со бой считались наиболее благоприятным при знаком. В старину при кормлении собак да же приговаривали: .Кушай, батюшка; ку шай, матушка". Увидав во сне покойного родственника, утром считали необходимым покормить собаку жирным мясом.2 Точно также собакам отдается и жертвенный жир, приносящиеся нымылланами (коряками) сво им нымелгенам, хотя они и говорят про со бак: .Пусть они не думают, что они сами его едят, это ест жир через них нымелген*.8 Маньси (вогулы) при возвращении с похорон перебрасывали через себя собак.4 повиди мому, для защиты от духа умершего. На Анадыре покойник, обложенный тонкими кусками вареного оленьего мяса, выносится в тундру и отдается на съедение собакам, причем чем скорее его съедят, тем это луч ше. У якутов волк называется божествен ной собакой и даже сыном божьим. 5 Это прежнее почитание собаки и обще ние ее с нечистой силон сделало из нее нечистое животное. Одной из причин за претов употребления мяса собаки могло явиться тотемное значение собаки , взгляд на нее, как на предка, употребление кото рого в пищу допустимо только для некоторых групп населения и запрещено для других. По Передольскому,f; „ханте (остяки) не едят лисицы не из-за брезгливости, а исклю чительно вследствие ее сходства с их другом и товарищем собакой". Интересно, что о ны- мылланах Крашенинников 7 также говорит, 1 Налимов, Загробный мир по веровани ям зырян. .Этнограф. обозр.", М* 1—2.1907 г. 2 Емельянов, Курс по этнографии вотя ков, вып. 3. Казань. 1921 г. 8 Бауэрман, Следы тотемического ро дового устройства у паремских коряков. „Советский Север", № 1, 1934 г. 4 Носилов, У вогулов. Очерки и на броски. 1У04 г. 5 Ксенсфонтов, Хрестес. Шаманизм и христианство. Иркутск. 1929 г. 6 Лангкафель, Азиатские расы. Пер. с нем. Ред. и примечания Передольского. 1902 г. 7 Крашенинников, Описание Земли Кам чатки. 1755 г. что .они едят всех зверей, каких ни про мыслят, кроме собак да лисиц'. В доказательство тотемного значения со баки можно привести сообщение В. Н. Чер- непова 1 о том, что в Ясунт-Пауле, мань- сийском (вогульском) селении, каждую со баку, как человека, погребают в деревянном срубе и что и в Манья-Пауле и Хангле- Пауле собаки считаются воплощением бо ж е с т в а— хозяина вершины реки Ляпина (Сосьвы). Можно также привести у к а з а н и е В и тзен а, 2 что на могиле умерших ман- сов в деревянном домике клали трупы их. собак, которые по разрушении домика за рывались в могилу. Об этом же говорит отрицательное отношение к использованию шкуры собаки, имевшееся' у мані и, и особенно — к ис пользованию шкур своих старых, долго служивших собак, встречающееся у многих народностей. С таких собак обычно не только не снимают шкуры, но хоронят их, вернее забрасывают хворостом, обращаясь к ним даже с надгробноіі речью. Профессор Петри 3 так описывает эго: „Собаку хорошо кормят на дорогу, выводят на просторное и уединенное место и говорят ей: „Менде — прощай. Не сердись. Ты всегда помогал мне хорошо, выручал меня на промысле и в жизни, ступай те перь в место твое. Менде“. После этого собаку стреляют и оставляют тут же1, за крывая ветвями и мхом. С околевшими делают то же. т. е. относят, па „хорошее" место и закрывают ветвями, но надгробного слова не говорят. По Харузину, 4 унарганы [произво дили себя от собаки великого старца. Им же приводится и указание Хангалова об особом почтении, оказываемом бурятами собакам. Убийство собаки покрывало убий цу несмываемым позором, прищемить со баку дверью или ударить ее веником считалось грехом, мертвой собаке вкла дывался в рот кусок жиру. Близкие к ненцам (тавгийцы) нганассаны в новый год-— праздник солнца— приносят в жертву собак, причем одной рассекают грудь, достают пульсирующее сердце и приносящий жертву съедает его. По тому, были у него при этом рвотные движение или нет,'— судят о благополучии предстоя щего года. 5 На эту особую связь с собакой у к азы вает легенда, касающаяся озера Ыт, со 1 Чернецов, Жертвоприношение у вогу лов. „Этнограф-исследователь", № 1, 1927 г. 2 Ядринцев, Культ со б а к и и п о ч ет н о е п о г р е б ен и е. „Э т н о гр а ф . о б о з р . “, № 4, 1894 г 8 Петри, Промыслы карагаг. Извест, Вост.-Сиб. отд. Р. Г. Общ., 53. 1928 г. 4 Харузин, Этнография, т. 4. Верова ния. 1905 г. г> Анисимов, студент ИНСа. Личное со общение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz