Советская Арктика. 1935, N5.

72 Советская Арктика • 1935 • №> 5 Ю. Л. ВАСИ Л Ь Е В СОБАКИ В ФОЛЬКЛОРЕ И КУЛЬТЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ1 Собрав интересный этнографический материал по вопросу фольклора и культа северных народов, тов. Васильев не дал нам того нового фольклора, который вырастает на основе новых социалистических отно­ шений — результат проведения ленинско-сталинской национальной политики. Спорен кроме того ряд положений автора. Помещая эту статью, освещающую отсталое прошлое, исчезающее в результате социалистического строительства, редакции, поместит ряд статей по новому фольклору в ближай­ ших номерах журнала. Редакция I Помимо своих непосредственных функ­ ц и й — сторожевых, транспортных, охотни­ чьих,— собаки Севера имели в прошлом и определенное культовое значение. Если приручение всех животных являлось активным процессом со стороны человека, то в отношении доместикации собаки воз­ можно предположение, что не человек при­ ручил ее, а наоборот, она сама приручилась к человеку и этим дала толчок к прирѵчению им других животных. Остроумные слова ста­ рого русского зоолога Модеста Богданова о том, что «собака вывела человека в люди", несомненно, имеют некоторый смысл. В периоды недостатка корма древние собаки, вероятно, также стремились про­ никнуть в стойбища первобытного человека, как это делают в настоящее время песцы. Но в то время человеческие запасы сами были чрезвычайно скудны, и единственным съедобным предметом, который вблизи стой­ бища всегда находили собаки, являлись отбросы. Человек, вероятно, пользовался довер­ чивостью этих собак и нередко убивал их при приближении, утилизируя их мех и употребляя их в пищу. Но так как обра­ зовавшиеся положительные условные ре­ флексы продолжали действовать у собак и в более сытое время, то они начали более тесно общаться с человеком, уже не нуж­ давшимся в этот период в их мехе и мясе. Это могло облегчаться тем, что суки, при­ выкшие к определенной поживе на стой­ бище, туда же должны были приводить своих щенков, и то, что способы выражения удовлетворения и радости у собак тысячи лет тому назад, вероятно, были такими же, как теперь, и должны были привлечь вни­ мание человека. 1 Из монографии „Собаки Севера и ме­ роприятия по их улучшению", написанной по заказу Всесоюзного научно-исследова­ тельского института пушного и охотничь­ его хозяйства. Смена голодных периодов периодами изобилия, как, например, ходом рыбы или прилетом птиц, или появлением ленной птицы, на почве уже имеющегося взаимного знакомства собаки и человека создавала возможность одновременной охоты за рыбой и птиией, сначала несогласованной, а потом и совместной. Точно также нахождение рядом со стойбищем стаи собак, чутко реа­ гировавших на появление своих в р т г о в— волков и медведей, являвшихся одновре­ менно врагами и человека, — конечно, не могло не быть оценено им. Сторожевая ф у н к ц и я собаки, несомненно, являлась основной и первоначальной, более ран­ ней, чем охотничья. Обычно не принимается во внимание очень важная часть этой сторожевой функ­ ции, а именно— охрана от злых духов и болезней, которую анимистическое мышле­ ние первобытного человека приписало со­ баке. Этому мог способствовать тот, как будто беспричинный лай, который часто подымают собаки, и особенно вой северных собак, производимый ими с поразительной регулярностью и поражающий всех побы­ вавших на Севере. Туземцы считают, что особенной способ­ ностью видеть духов отличаются собаки четырехглазки, т. е. имеющие светлые пятна- подпалины в области надбровных дуг. И в настоящее время, по сообщениям студен­ тов Института народов Севера, у эвенков они вызывают к себе двоякое отношение: некоторые, благодаря этой способности, их специально выбирают, а другие, наоборот, сразу убивают, .так как из-за своей спо­ собности видеть чертей они никогда не дают хозяину покоя и постоянно лают зря“. Удмурты (вбтяки) считают, что злые со­ баки предохраняют дом от появления болез­ ней. Лай собаки в определенном направле­ нии указывает [у нивхов (гиляков) и у мно­ гих других], что в данной стороне кто-то умрет. Вой собаки -предвещает появление покойника. По старинному поверью коми (зыряне), собака своим ьоем вызывает злых духов и просит их повредить своему хозя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz