Советская Арктика. 1935, N5.
72 Советская Арктика • 1935 • №> 5 Ю. Л. ВАСИ Л Ь Е В СОБАКИ В ФОЛЬКЛОРЕ И КУЛЬТЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ1 Собрав интересный этнографический материал по вопросу фольклора и культа северных народов, тов. Васильев не дал нам того нового фольклора, который вырастает на основе новых социалистических отно шений — результат проведения ленинско-сталинской национальной политики. Спорен кроме того ряд положений автора. Помещая эту статью, освещающую отсталое прошлое, исчезающее в результате социалистического строительства, редакции, поместит ряд статей по новому фольклору в ближай ших номерах журнала. Редакция I Помимо своих непосредственных функ ц и й — сторожевых, транспортных, охотни чьих,— собаки Севера имели в прошлом и определенное культовое значение. Если приручение всех животных являлось активным процессом со стороны человека, то в отношении доместикации собаки воз можно предположение, что не человек при ручил ее, а наоборот, она сама приручилась к человеку и этим дала толчок к прирѵчению им других животных. Остроумные слова ста рого русского зоолога Модеста Богданова о том, что «собака вывела человека в люди", несомненно, имеют некоторый смысл. В периоды недостатка корма древние собаки, вероятно, также стремились про никнуть в стойбища первобытного человека, как это делают в настоящее время песцы. Но в то время человеческие запасы сами были чрезвычайно скудны, и единственным съедобным предметом, который вблизи стой бища всегда находили собаки, являлись отбросы. Человек, вероятно, пользовался довер чивостью этих собак и нередко убивал их при приближении, утилизируя их мех и употребляя их в пищу. Но так как обра зовавшиеся положительные условные ре флексы продолжали действовать у собак и в более сытое время, то они начали более тесно общаться с человеком, уже не нуж давшимся в этот период в их мехе и мясе. Это могло облегчаться тем, что суки, при выкшие к определенной поживе на стой бище, туда же должны были приводить своих щенков, и то, что способы выражения удовлетворения и радости у собак тысячи лет тому назад, вероятно, были такими же, как теперь, и должны были привлечь вни мание человека. 1 Из монографии „Собаки Севера и ме роприятия по их улучшению", написанной по заказу Всесоюзного научно-исследова тельского института пушного и охотничь его хозяйства. Смена голодных периодов периодами изобилия, как, например, ходом рыбы или прилетом птиц, или появлением ленной птицы, на почве уже имеющегося взаимного знакомства собаки и человека создавала возможность одновременной охоты за рыбой и птиией, сначала несогласованной, а потом и совместной. Точно также нахождение рядом со стойбищем стаи собак, чутко реа гировавших на появление своих в р т г о в— волков и медведей, являвшихся одновре менно врагами и человека, — конечно, не могло не быть оценено им. Сторожевая ф у н к ц и я собаки, несомненно, являлась основной и первоначальной, более ран ней, чем охотничья. Обычно не принимается во внимание очень важная часть этой сторожевой функ ции, а именно— охрана от злых духов и болезней, которую анимистическое мышле ние первобытного человека приписало со баке. Этому мог способствовать тот, как будто беспричинный лай, который часто подымают собаки, и особенно вой северных собак, производимый ими с поразительной регулярностью и поражающий всех побы вавших на Севере. Туземцы считают, что особенной способ ностью видеть духов отличаются собаки четырехглазки, т. е. имеющие светлые пятна- подпалины в области надбровных дуг. И в настоящее время, по сообщениям студен тов Института народов Севера, у эвенков они вызывают к себе двоякое отношение: некоторые, благодаря этой способности, их специально выбирают, а другие, наоборот, сразу убивают, .так как из-за своей спо собности видеть чертей они никогда не дают хозяину покоя и постоянно лают зря“. Удмурты (вбтяки) считают, что злые со баки предохраняют дом от появления болез ней. Лай собаки в определенном направле нии указывает [у нивхов (гиляков) и у мно гих других], что в данной стороне кто-то умрет. Вой собаки -предвещает появление покойника. По старинному поверью коми (зыряне), собака своим ьоем вызывает злых духов и просит их повредить своему хозя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz