Советская Арктика. 1935, N5.

В. В. Сенкевич. Ф ольклор Обского севера Женские песни ближе к быту и более чутко реагируют на переживания близких сердцу людей. Молодой Афоня, бедный парень, Он невесту сватать едет в Луштемкерт. Тихо, тихо едет с грустной думой, Не отдаст невесты богатый отец, Приехал Афоня, молодой охотник, А огец смеется: .Где пятьсот рублей, Где пять ведер водки? Не тебе, бедняга, Свататься к богатой дочери моей". ‘(Хантэйская песня, записана в Воіітеховских юртах) Печальная песня, как была печальна сама жизнь северной женщины, бесправной, угнетенной рабы семьи. Однако, северная женщина не всегда была покорной рабоіі. В ненецком фольк­ лоре сохранилось предание о смелом восстании женщины против семейного гнета: Жили семь братьев Железных Хореев. Младшего звали Железный Пояс. Они победили род Линдыгыд, Оставийи жить двух сестер. Ьольшую сестру Крутой Лоб прозвали, Бобровая Паница — младшую. Большую сестру в жены взял старший брат, Меньшую — Железный Пояс. У младшей сестры трудная жизнь, — Бьет ее муж, не жалеет Гонит за чумом все время пешком, На нарту к себе не сажает. От мужниной палки все плечи у ней Алою кровью краснеют. Давно Крутой Лоб следит за сестрой, Всем сердцем ее жалеет. Сестра Крутой Лоб родила близнецов, Родила в пути, на кочевье. Переехали реку, а меньшая сестра Далеко позади осталась Железного Пояса тоже нет. Сестра Крутой Лоб испугалась: Железный Пояс вернулся один, Бобровой Паницы нету. В тоске Крутой Лоб сварила котел, Сестру искать побежала. В лесу, на холме, средь ночной темноты Крутой Лоб сестру разыскала. На острой палке сидела она, Убитая мужем жестоким. Железный Пояс убил жену, Насадил на острую палку. Глаза у мертвой жены проткнул. Ноздри и рот открыл ей. Крутой лоб сестру с острой палки сняла, В чум побежала обратно. В обе стороны бросила детей - близнецов, Побежала в лес за луком, Вздернула лук, гневом полна: — Воевать выходите, мужчины! — Женщинам с нами не совладать! Жена должна покоряться. — Довольно! Не будем покорны вам, — Сестра Крутой Лоб отвечала. Несильных мужчин всех убила она, Семь Железных Хореев остались. Потом на небо смотрела она. И вдруг в облаках появились Два сильных мужчины — братья сестер Крутой Лоб и Бобровый Совик. Как камни на землю пали они И всех Железных Хореев убили. (Старцев, Самоеды) * Теперь в тундре проснулась новая соци­ алистическая женщина, радостная и уверен­ ная в своем праве на счастье. И на основе старинных лирических ме­ лодий новая женщина Крайнего севера запела новые бодрые песни о том, как ее милый, работая в тузсоветб, .строит новую, красную жизнь" Запела северная женщина новые песни, а вместе с ней их запели ее братья, мужья и сыновья — смелые охотники тундры. Бодро, весело звучат над тундрой новые песни. Послушайте, как их поет молодой не­ нецкий охотник, вложивший в древнейшую доисторическую форму охотничьей песни новое социалистическое содержание: „Я на ходких нартах Еду на охоту, Верные собаки Весело бегут. Общие собаки И общая нарта, И общая тундра -- Родина моя. Еду я на нартах, В даль гляжу морскую, Черною полоской Светится вода. Взял хорей я в руки И поехал дальше, Хорошо живется На родной земле. Вот убью я нерпу И дадут мне сахар, Чай дадут и масло для ребят, Накормлю детей—пошлю их в школу Ах, как хорошо на сердце у меня. (Старцев, Самоеды) И чем успешнее будет продвигаться на Север социалистическая культура, тем больше будет у северных певцов и поэтов таких жизнерадостных песен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz