Советская Арктика. 1935, N5.

В . В. Сенкевич. Ф ольклор Обского севера III От сказок перейдем к песням. Вопросы музыкального фольклора северных народ­ ностей еще меньше изучены, чем их поэ­ тическое творчество. Ни в русской, ни в иностранной печати нет хантэйских, ман­ сийских и ненецких песен с нотными запи­ сями их мелодий. Поэтому, говоря о музыке песенного животного эпоса, т. е. охотничьих песен, я буду иметь в виду только мной самой записанные мелодии хантэйских охот­ ничьих песен. Хантэиские охотничьи песни глубоко оригинальны по своему мелодическому, ритмическому и ладовому строению. Они поются по большей части в квартовом ла­ ду. Мелодия их состоит из коротеньких напевок со множеством форшлагов. Исклю­ чительно разнообразный асимметричный 69 медвежьем празднике у хашэ и манси разыгрываются иногда целые охотничьи сцены с пением, криками зверей, лаем со­ бак и танцами. Связь этого примитивного народного театра с охотничьей магией вполне оче­ видна, в особенности, если принять во внимание, что в основе их сюжета всегда лежит изображение удачной охоты. Последний вид животного эпоса — эго х а н т эи с ки е песни мед веж ь его праздн и ка, называемые .вой а р “ — песни зверя, кото­ рые поются непосредственно от лица самого медведя. ,Я медведь большой и старый, Я в лесу живу, Много лет и зим провел я На этой земле. Мой отец далеко в небе 7 ! 1 % г - г \ - \ *1 k — - Ч г и » ---- t . . 1 h— ч —\ Ч = d h— -f-m f - а ч н ь г - 4 h b ” q » - a —J r f - w — ** .. ч -к— Y — M = h 1 — -0 4 — 1 Хантэйская песня ритм и выразительность их исполнения искупают собой иногда чересчур однообраз­ ный их мотив. Сюжет охотничьей песни еще более тес­ но, чем устные виды животного эпоса, свя­ зан с первобытной магией. Магический рисунок можно назвать ста­ тическим изображением зверя, а охотни­ чья песня — это портрет промыслового зверя в действии, в динамике. В охот­ ничьей песне часю описывается вся жизнь зверя до его встречи с охотником и его смерть от руки охотника. „Красивая быстрая белка В кедровом лесу живет, Красивая быстрая белка Орехи и ягоды ест. Молодой богатырь охотник Придет и белку убьет, В город далеко поедет, Табак и ружье покупать. Красивая быстрая белка В кедровом лесу живет, Молодой богатырь охотник Пришел и белку убил*. (Песня записана мной в Войтеховских юртах Березовского района.) Охотничьи песни часто прерываются изображением крика описанного зверя. На Весело живет, Каждый день он там пирует, Мед и вина пьет. На земле здесь жизнь другая, Летом жарко, комары, А зимою вьюга злая — ' Я в берлоге сплю. Сплю и слышу — едут люди И меня убыот. Обдерут с меня нею шкуру, В деревню свезут. В юрту шумную положат, В бусы уберут, Все вокруг меня запляшут, Песни запоют". В этой песне, кроме оригинального ли­ рического описания медвежьей судьбы, имеется также и указание на его „боже­ ственное происхождение*. Героический эпос особенно хорошо сохранился у манси, он повествует о жиз­ ни и героических похождениях полубогов, полулюдей — древних богатырей. По своим сюжетам северная мифология часто анало­ гична с древнеегипетским и древнегрече­ ским эпосом. Подобное родство тематики объясняется сходством переживаемого эти­ ми народами—правда, в разных историче­ ских периодах—разложения родового строя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz