Советская Арктика. 1935, N5.

В. В. Сенкетч. Ф ольклор Обского севера В творчестве северного охотника до сих пор сохранились наиболее древние формы фольклора: миф и животный и героический эпос. Миф — это поэтическая форма художе­ ственного выражения древнейшей филосо­ фии. Пытливый ум первобытного человека, стремясь дать объяснение ненонятным для него явлениям в природе и жизни и не умея еще решить их научно, невольно склонялся к фантастике, к мифологии. Миф был одной из первых форм и религии и устного поэтического творчества. Пер­ вобытный человек особенно интересовался вопросом возникновения бытия и смерти. Вот почему в древности у каждого народа были мифы о сотворенип мира. В нашу эпоху в фольклоре народов уже нет мифов, и только у северных народностей еще бы­ туют подобные жанры фольклора. Привожу широко распространенный у хантэ миф о сотворении земли: „Сначала всюду была вода. Без травы вода, без земли вода. Везде вода, а кругом ничего не было — ни птиц, ни рыб, ни зверя, ни человека. Одна гагара летала, а Торум1 в воде плавал. Плавал, плавал— и приставать к земле не надо было. Земли не было. И велел Торум гагаре глубоко нырнуть. Ныряла, ныряла гагара и принесла в клюве горсточку ила. Взял Торум ил из клюва гагары и сотворил землю и горы на ней, и реки, и лес, и траву, и зверей, и птиц, и человека". Поэтому гагара, как виновница сотво­ рения мира, и до сих пор в некоторых юртах почитается святой птицей, и ее запрещено убивать. Это уважение к гагаге проскальзывает во многих видах хантэйского фольклора. В частности мною лично в юртах Сапуслан была записана песня такого содержания: Прилетела гагара к хантам Из далеких и теплых стран. Свила себе теплое гнегдышко, Положила в него пять яиц. Четырех только малых детенышей Выпарила она из яиц. А пятый на свет не вышел И остался лежать в яйце. Улетела с детьми гагара, Тогда пятый вышел из яііца, Закричал детеныш гагары, Услыхал его крик медведь, Ко гнезду он гагары пробрался, С скорлупою детеныша съел. А на утро охотники-ханты В лес пришли и медведя нашли. И убили того медведя И разрезали брюхо ему. Скорлупу гагары нашли там, 67 Святую птицу он съел. А гагара медведю сказала: „Зачем съел ты мое дитя? За то тебя и убили, Ты наказан по воле моей”. Подобные элементы обоготворения га­ гары встречаются и в ненецком фольклоре; тут неприкосновенность гагары объясняется другими мотивами. „Гагара, — рассказывают ненцы, — была сначала человеком и за какую-то про­ винность была обращена Нумом 1 в птицу. Но и теперь у гагары сохранились челове­ ческие привычки. Например, из трех сне­ сенных яиц она одно бросает в воду, т. е. приносит в жертву водяному духу, чтобы он разрешил ей ловить рыбу'. (Старцев, Са­ моеды, 1930 г.) В фольклоре ненцев имеется много ми­ фов о происхождении диких и домашних животных. „Заяц, — например, — был раньше очень сильным и смелым зверем. Он пседал даже оленей. Хитрый чорт подговорил его за­ лезть на небо и украсть у Нума одну из его рукавиц. Зайцу удалось это сделать не­ заметно. И он уже возвращался с рукави­ цей на землю, но вдруг Нум его заметил и ударил рукавицей по голове, с тех пор заяц стал трусом и всегда дрожит". .Кукушка,-— по ненецкому прЕ!данию,— была когда-то красивой молодой женщи­ ной. Однажды она шила и нечаянно про­ глотила наперсток и попросила детей при­ нести ей пить. В чуме воды не оказалось. Дети побежали за водой, но дорогой за­ игрались и забыли про мать. А она тем вре­ менем обратилась в кукушку и улетела из чума. Потому кукушка не взлюбила детей и бросает свои яйца в чужие гнезда". Подобные мифы о происхождении жи­ вотных и птиц широко распространены в северном фольклоре. В них можно найти тотемистические элементы — напр., мифо­ логическое подтверждение неприкосновен­ ности тотема. Мифы о животных легли также в основу животного эпоса. К животному эпосу я отношу приведенные выше мифы о про­ исхождении животных, сказки и басни о животных, песни о животных, песни мед­ вежьего праздника и охотничьи песни, которые отчасти могут быть названы и производственными песнями. Животный эпос возник на основе первобытной магии. Первобытный человек был прежде всего материалистом по своей природе, и его, измученного непримиримой борьбой с при­ родой, не могло интересовать оторванное от жизни, лишенное конкретной полезности искусство. Поэтому его художественное творчество было тесно связано с магиче­ ским ритуалом. 1 Бог — по-хантэйски. 1 Нум — бог по-ненецки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz