Советская Арктика. 1935, N5.

В. В. СЕНКЕВИЧ ФОЛЬКЛОР ОБСКОГО СЕВЕРА 66 Советская Арктика • 1935 • № 5 I По зеркальной поверхности полновод­ ной Оби скользит первобытный челнок „айхоп". В нем сидит молодой рыбак и поет тихую песню. Он поет о родной реке, о тайге и о халевах — белых чайках Се­ вера. В поэтических образах, достойных пера великого художника, воспевает он свою прекрасную, суровую родину. Но этот поэт — никому, кроме своих юрт, неизвестный рьібаіі — не умеет записать свое творчество, и, нигде незафиксирован­ ное, кроме слабой человеческой памяти его друзей, оно пропадает для человечества. И сколько таких безымянных поэтов Севера умерло в неизвестности, унеся с собой в могилу прекрасные образцы устного на­ родного творчества! Раньше никто не занимался поэзией малых народов Севера.— Да и могут ли дать что-либо ценное для всемирной сокро­ вищницы искусств „отсталые расы”? Так думали этнографы царской России, а вместе с ними и западноевропейские .ученые', сторонники расовой теории. Вот, например, как определяет Доннер- Кай ненецкий фольклор: „Кастрен утверждает, что южные само­ еды, а тем более северные, любят пение, сказки и легенды, но надо иметь в виду, что в большинстве случаев эти сказки не оригинальны, а являются позаимствованием“. „В продолжение моего пребывания среди остяко-самоедов на Оби и ее притоках Тыме и Васьюгане я пришел к тому же заключению. Я записал большое количество героических поэм и саг, но все они заим­ ствованы у татар. Случайно попадаются песни, которые можно назвать местными, но они лишены всякого значения, так как поются и составляются под влиянием опья­ нения и содержат лишь выражения вроде следующих: „Я благодарю тебя, мой благо­ родный брат. Ты дал мне водки, ты напоил меня. Я преклоняюсь пред тобой. Я — нич­ тожество". (Доннер-Кай, Самоедский эпос. „Journal de la Socidtč"). Подобная клевета и подтасовка научных фактов ярко вскрывают перед нами велико­ державное классовое лицо буржуазной науки, но она ни в какой мере не может характеризовать исключительно богатый по жанрам и содержанию ненецкий фольклор. Пусть откроет каждый сердце. Пусть откроет каждый душу И прислушается к песне... (Плотников, Янгал Маа, стр, 54). Если археологические раскопки показали миру изобразительное творчество доисто­ рического человека, то они почти ничего не дали в области поэзии и музыки. Изу­ чение поэтического фольклора обусловлено было началом письменности, а музыкаль­ н о г о— открытием нотации. Но человечество начало свою поэтическую и музыкальную деятельность значительно раньше изобрете­ ния письменности и нотации. Но как найти древнейшие образцы устного творчества, детство поэтического и музыкального фольклора, как научно от­ ветить на сложный вопрос происхождения этих искусств, как изучить первые этапы развития художественного мышления чело­ вечества — устного фольклора? Ответ на все эти вопросы дает фольклор охотников-оленеводов северных народно­ стей. Поэтому северный фольклор можно назвать археологией устного творчества. Помимо исторической значимости северный фольклор имеет своеобразную эстетическую ценность, являя собой своеобразный стиль искусства охотничьего общества. Безымянные поэты Севера создали и создают поэмы, образности и реализму языка которых могли бы позавидовать совре­ менные квалифицированные поэты и пи­ сатели. Описание природы и человеческих чувств в северном фольклоре настолько жиз­ нерадостно, полнокровно и прекрасно в своей художественной простоте, что вполне достойно войти в мировую художественную литературу через творчество северных пи­ сателей. Лучший из них — Плотников — на базе многолетнего изучения народной северной поэзии сумел создать .Илиаду Се­ вера" — поэму .Ян га л Маа“, насыщенную богатством северного фольклора. II В настоящей статье мы будем говорить о фольклоре трех национальностей: ненцев, хантэ и манси. Все эти национальности ведут примитивное охотничье-рыболовное хозяйство и находятся в периоде разложе­ ния родового строя. Фольклор их одно­ роден по своему стилю и содержанию. Однородность их фольклора позволяет нам анализировать его не отдельно по каждой национальности, а — по его жан­ рам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz