Советская Арктика. 1935, N5.
В. В. СЕНКЕВИЧ ФОЛЬКЛОР ОБСКОГО СЕВЕРА 66 Советская Арктика • 1935 • № 5 I По зеркальной поверхности полновод ной Оби скользит первобытный челнок „айхоп". В нем сидит молодой рыбак и поет тихую песню. Он поет о родной реке, о тайге и о халевах — белых чайках Се вера. В поэтических образах, достойных пера великого художника, воспевает он свою прекрасную, суровую родину. Но этот поэт — никому, кроме своих юрт, неизвестный рьібаіі — не умеет записать свое творчество, и, нигде незафиксирован ное, кроме слабой человеческой памяти его друзей, оно пропадает для человечества. И сколько таких безымянных поэтов Севера умерло в неизвестности, унеся с собой в могилу прекрасные образцы устного на родного творчества! Раньше никто не занимался поэзией малых народов Севера.— Да и могут ли дать что-либо ценное для всемирной сокро вищницы искусств „отсталые расы”? Так думали этнографы царской России, а вместе с ними и западноевропейские .ученые', сторонники расовой теории. Вот, например, как определяет Доннер- Кай ненецкий фольклор: „Кастрен утверждает, что южные само еды, а тем более северные, любят пение, сказки и легенды, но надо иметь в виду, что в большинстве случаев эти сказки не оригинальны, а являются позаимствованием“. „В продолжение моего пребывания среди остяко-самоедов на Оби и ее притоках Тыме и Васьюгане я пришел к тому же заключению. Я записал большое количество героических поэм и саг, но все они заим ствованы у татар. Случайно попадаются песни, которые можно назвать местными, но они лишены всякого значения, так как поются и составляются под влиянием опья нения и содержат лишь выражения вроде следующих: „Я благодарю тебя, мой благо родный брат. Ты дал мне водки, ты напоил меня. Я преклоняюсь пред тобой. Я — нич тожество". (Доннер-Кай, Самоедский эпос. „Journal de la Socidtč"). Подобная клевета и подтасовка научных фактов ярко вскрывают перед нами велико державное классовое лицо буржуазной науки, но она ни в какой мере не может характеризовать исключительно богатый по жанрам и содержанию ненецкий фольклор. Пусть откроет каждый сердце. Пусть откроет каждый душу И прислушается к песне... (Плотников, Янгал Маа, стр, 54). Если археологические раскопки показали миру изобразительное творчество доисто рического человека, то они почти ничего не дали в области поэзии и музыки. Изу чение поэтического фольклора обусловлено было началом письменности, а музыкаль н о г о— открытием нотации. Но человечество начало свою поэтическую и музыкальную деятельность значительно раньше изобрете ния письменности и нотации. Но как найти древнейшие образцы устного творчества, детство поэтического и музыкального фольклора, как научно от ветить на сложный вопрос происхождения этих искусств, как изучить первые этапы развития художественного мышления чело вечества — устного фольклора? Ответ на все эти вопросы дает фольклор охотников-оленеводов северных народно стей. Поэтому северный фольклор можно назвать археологией устного творчества. Помимо исторической значимости северный фольклор имеет своеобразную эстетическую ценность, являя собой своеобразный стиль искусства охотничьего общества. Безымянные поэты Севера создали и создают поэмы, образности и реализму языка которых могли бы позавидовать совре менные квалифицированные поэты и пи сатели. Описание природы и человеческих чувств в северном фольклоре настолько жиз нерадостно, полнокровно и прекрасно в своей художественной простоте, что вполне достойно войти в мировую художественную литературу через творчество северных пи сателей. Лучший из них — Плотников — на базе многолетнего изучения народной северной поэзии сумел создать .Илиаду Се вера" — поэму .Ян га л Маа“, насыщенную богатством северного фольклора. II В настоящей статье мы будем говорить о фольклоре трех национальностей: ненцев, хантэ и манси. Все эти национальности ведут примитивное охотничье-рыболовное хозяйство и находятся в периоде разложе ния родового строя. Фольклор их одно роден по своему стилю и содержанию. Однородность их фольклора позволяет нам анализировать его не отдельно по каждой национальности, а — по его жан рам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz