Советская Арктика. 1935, N5.
64 нам такого подростка с просьбой полечить его. Причиной же болезни нередко была именно эта непосильная работа подростка. Указывая на эту причину родителям, мы убеждали их не перегружать ребят непо сильной работой. В некоторых случаях на ши уговоры подействовали. Плохо на острове обстоит дело с учебой подрастающего поколения. Эскимосские ста новища раібросаны по всему острову, и без наличия интерната нечего и думать о какой- либо серьезной учебе. Среди взрослых эс кимосов было несколько человек сносно грамотных, некоторые из них брали книги в нашей библиотеке, но больше всего они любили смотреть иллюстрированные жур налы. Большинство взрослых в состоянии подписать только свое имя. Эскимос предан своей семье и по-своему любит свою жену, дочь, сестру, но считает ниже своего достоинства проявлять забот ливость о них, облегчить их тяжелый труд. Даже песен о жене не складывает муж чина. Он поет об охоте, о собаках, о чем угодно, но только не о женщине. Он — повелитель, женщина — раба. Так было с давних пор, так было в недавнем прошлом, но так уже перестает быть. Па триархальность быта дала трещину, которая в недалеком будущем приведет к полной лик- ьидаиии неравноправного положения жен- цины-эскимоски. Тяжел труд эскимоса. Иногда в мороз, в пургу, шторм приходится ему добывать средства к жизни. Но несравненно тяжелее труд женщины-эскимоски. Ведь она дол жна выносить, выкормить ребенка, она чи стит шкурки песца, медведя, нерпы. Она колет дрова, носит снег для воды, кормит собак, отделывает оленьи шкуры и шьет из них одежду и обувь для всей семьи. В беседах с эскимосами об их жизни они как-то настораживались и давали или ску- лые ответы или говорили: „ся* — „не знаю*. Ездовые собаки находились, как правило, в распоряжении охотника. Если женщине нужно было привезти дров, снегу, мяса, она сама впрягалась в нарту. И они были удив лены, когда я завела свою упряжку и стала на ней самостоятельно ездить. — Кей, Агнохак один едет на собаках. Кей, Агнохак охотится песец... — (К е й—воз глас удивления, Агнохак — так они звали меня.) Женщины видели, что „умилек* (тов. Минеев — начальник, муж Агнохак) помо гает ей в тяжелой работе, и что-то новое начинало проникать в сознание женщины- эскимоски. Сначала робко и неполностью открывая свои горести, они стали приходить к нам и жаловаться на своих повелителей, восста вать против тех оков, которые накладывали на них родственные и родовые связи. Ьот Нанехак — молодая девушка, сирота. Она жила у своей замужней сестры как ра ботница. Муж сестры пытался сделать ее Советская А ркт ика • 1935 • № 5 своей второй женой. Сестра не возража л а — ведь в хозяйстве будет постоянная работница. Раньше Нанехак не посмела бы перечить старшим и покорилась бы. Теперь же она идет против семьи и власти старших, идет к представителю советской власти с просьбой освободить ее от этого гнета. Мы взяли Нанехак от ее сестры. Одно время она жила у нас. Потом она вышла замуж за молодого парня — сына шамана. Шамйн плохо к ней относился: заставлял не посильно работать, бил. И она опять пришла к нам с просьбогі облегчить ее судьбу. Нанехак — первая женщина, которая не стала татуироваться. Мы сумели доказать ненужность татуировки, и сейчас много мо лодых девушек не татуируется. Вот Санега —• пожилая эскимоска. Муж ее погиб на Чукотке. На о-в Врангеля она приехала с родственниками. Родственники и Санегу и ее трех детей держали в черном теле. Были они вечно голодные. Долгое время она молчала, и если мы, догадываясь о ее тяжелом положении, спра шивали, как она живет, она отвечала — „пинехта“ (хорошо), большего добиться от нее нельзя было, так крепко „авторитеты* господствовали над ней. Но как только она почувствовала доверие к нам и поняла, что мы можем помочь ей и ее детям, она пришла к нам, не боясь уже нарушить законы семьи. У Иткак много детей. Живут бедно, муж— плохой работник и кроме того любит вы пить. (Одно время эскимосы даже варили из сахара брагу.) Выведенная из терпения таким отношением мужа к семье, Иткак пригрозила ему пожаловаться начальнику Больше и больше разрушается глухая стена недоверия к русским, от которых раньше, при царизме, эскимосы ничего хо рошего не видели и ничего хорошего не ожидали. Всяческие колонизаторские попытки со стороны отдельных зимовшиков-русских пресекались сразу же. И эскимосы на прак тике начинали понимать разницу между но вым и старым. Женщина-эскимоска старается ныне стать на равную ногу с мужчиной. Она не хочет быть только домохозяйкой, она хочет быть и охотником. В этом деле сделали почин Таслекак и Агекак — они охотились на медведей. IV * Эскимосы любят повеселиться. Помимо п р а здни ко в в честь медведя ими устраи ваются „семейные" празднества — это нечто вроде наших именин. В таких случаях к за житочному эскимосу съезжались почти все колонисты с женами и детьми. Менее зажи точные справляли эти праздники более скромно. К этому дню приготовлялось много мяса, пекся в большом количестве хаустек (лепешки из муки), покупались сласти и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz