Советская Арктика. 1935, N5.

іЗ. Ф. Власова. Эскимосы острова Врангеля 61 Религией эскимосов является анимизм (одушевление и обожествление природы), по которому весь мир населен божест­ в ам и— и добрыми, и злыми. Злое божество они считают необходимым умилостивлять, или, как они говорили, кормить. Во время моржовой или медвежьей охоты после убоя зверя обычно разбрасывают в разные сто­ роны небольшие куски мяса. Основным местом пребывания злого бо­ жества считалась северная сторона, медве­ жью голову они поэтому обычно выставляли по направлению к северу. С северной части света эскимос всегда ждет неприятностей. Оттуда главным образом идет холоп, ветер, пурга, следовательно там живет и злой дух. Олицетворяет этого злого духа полярный eopjH — „серг* (чорт), как они его называ­ ли по-русски. Обожествляется эскимосами и белый медьедь-— человек, хозяин. После убийства медведя эскимос, прежде чем подойти к зверю и снять с него шкуру, заверяет, что не он его убил, а кусочек свинца, за­ ключенный в винтовке. Но теперь это про­ делывают только наиболее суеверные, так как этого зверя упромышляется на острове много и,если начать каждого убитого медведя заверять в своей невинности, то на это уйдег очень много времени. Охотнику это невыгодно. Медвежий промысел дает ему не только мясо и деньги за сданную шкуру, но и славу .большого охотника'. К этой же славе эскимос весьма неравнодушен. На этой же почве отмирает и праздник в честь медведя. Также почитается священной и голова только что убитого моржа. У пойманных песцов, с которых уже снята шкурка, эскимосы обрезают головы, собирают их, а потом уносят подальше от становища и бросают. Они верят, что в них войдет душа и они опять станут песцами. Исчезает, правда, и этот обычай. В п о б е д ­ нее время эскимосы-колонисты приносили нам для кормления сов песцовые тушки с неотрезанными головами. У каждой эскимосской семьи имеется свой тотем. Иногда какой-нибудь тотем является общим для нескольких семей. Однажды мы попросили эскимоса Палю убить редкую на острове птицу —большую белоклювую гагару. Паля, смутившись, ска­ зал: „Я, насяльник, не могу ее убить. Это мои все равно отец. Если я его убыо, мне будет плохо". Но другой эскимос, чьим тотемом гагара не являлась, мог ее убить, не ожидая для себя каких-либо неприятно­ стей. Большинство эскимосов было в свое время крещено попами. Но православие оставило после себя только православные имена, и то редко ичи совсем не упо­ треблявшиеся, а на религиозные верования эскимосов ке оказало никакого влияния. Эскимосы с хитрон улыбочкой рассказывали нам, как они шли креститься к русскому шаману с целью получить подарки — чай, сахар, водку, табак. Находились среди них и такие хитрецы, которые с той же целью крести тись по несколько раз. Интересен у эскимосов обряд похорон. Как обычное правило, после смерти чело­ века считается необходимым его обмыть. Одевают покойника в меховую одежду, со­ ответственно его полу. Одежду стараются одеть похуже, постарее. Вдоль тела при­ вязывается палка, которая всегда длиннее тела, и все тело крепко увязывается нерпи­ чьим ремнем. В некоторых случаях, когда для эскимоса не совсем ясна причина смерти, покойника „вешают”, т. е. берут за при­ вязанную к телу палку, поднимают вверх и в это время задают вопросы, отчего ѵмер покойник — от дурного глаза, от болезни, от плохого человека и т. д. Если при одном из заданных вопросов покойник становится легким, значит и причиной смерти являлась указанная в вопросе причина. При неясных случаях смерти эскимосы иногда вскрывают покойника. Однажды при невыяснении причин смерти отец умершей молодой девушки попросил нашего врача вскрыть труп. Если смерть произошла зимой, то по­ койника кладут на нарту, если же летом,— то его несут на руках. Покойника относят километра за два от жилья. Там его разде­ вают, одежду разрезают на части и при­ давливают камнями. Нарту, чайники или миски ломают. Убивают любимую собаку покойника, и тут же кладут продукты —чай, сахар, табак. Тело не зарывают, а оставляют лежать на земле. Птицы, песцы и медведи впоследствии заканчивают похороны. Впереди уходящих с места похорон идет кто-нибудь из старших. Идет он не прямо, а старается запутать следы, чтобы покойник не нашел дороги к жилыо, а за ним идут все остальные. Никаких поминок не устраи­ вается. Нельзя в течение нескольких дней шить в юрте, иначе покойника можно .при­ шить' — он придет в юрту. В течение года нельзя упоминать имя покойника и назы­ вать новорожденных его именем. II Живут эскимосы на о-ве Врангеля в юртах, построенных из плавника, проко- папаченных мхом. Если это сооружение на вид чрезвычайно неказисто, то внутри оно еще более неприглядно. Потолок очень низ­ кий, так что в юрте можно ходить только согнувшись. Пол иногда деревянныл, иногда застланный моржовой шкурой. Если юрта находится в районе, богатом плавником, то в ней есть небольшая железная печка, в противном случае — горят светильни на нерпичьем или моржовом жире. В юрте имеется небольшое окні, в большинстве своем затянутое желудком моржа. В потолке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz