Советская Арктика. 1935, N5.
іЗ. Ф. Власова. Эскимосы острова Врангеля 61 Религией эскимосов является анимизм (одушевление и обожествление природы), по которому весь мир населен божест в ам и— и добрыми, и злыми. Злое божество они считают необходимым умилостивлять, или, как они говорили, кормить. Во время моржовой или медвежьей охоты после убоя зверя обычно разбрасывают в разные сто роны небольшие куски мяса. Основным местом пребывания злого бо жества считалась северная сторона, медве жью голову они поэтому обычно выставляли по направлению к северу. С северной части света эскимос всегда ждет неприятностей. Оттуда главным образом идет холоп, ветер, пурга, следовательно там живет и злой дух. Олицетворяет этого злого духа полярный eopjH — „серг* (чорт), как они его называ ли по-русски. Обожествляется эскимосами и белый медьедь-— человек, хозяин. После убийства медведя эскимос, прежде чем подойти к зверю и снять с него шкуру, заверяет, что не он его убил, а кусочек свинца, за ключенный в винтовке. Но теперь это про делывают только наиболее суеверные, так как этого зверя упромышляется на острове много и,если начать каждого убитого медведя заверять в своей невинности, то на это уйдег очень много времени. Охотнику это невыгодно. Медвежий промысел дает ему не только мясо и деньги за сданную шкуру, но и славу .большого охотника'. К этой же славе эскимос весьма неравнодушен. На этой же почве отмирает и праздник в честь медведя. Также почитается священной и голова только что убитого моржа. У пойманных песцов, с которых уже снята шкурка, эскимосы обрезают головы, собирают их, а потом уносят подальше от становища и бросают. Они верят, что в них войдет душа и они опять станут песцами. Исчезает, правда, и этот обычай. В п о б е д нее время эскимосы-колонисты приносили нам для кормления сов песцовые тушки с неотрезанными головами. У каждой эскимосской семьи имеется свой тотем. Иногда какой-нибудь тотем является общим для нескольких семей. Однажды мы попросили эскимоса Палю убить редкую на острове птицу —большую белоклювую гагару. Паля, смутившись, ска зал: „Я, насяльник, не могу ее убить. Это мои все равно отец. Если я его убыо, мне будет плохо". Но другой эскимос, чьим тотемом гагара не являлась, мог ее убить, не ожидая для себя каких-либо неприятно стей. Большинство эскимосов было в свое время крещено попами. Но православие оставило после себя только православные имена, и то редко ичи совсем не упо треблявшиеся, а на религиозные верования эскимосов ке оказало никакого влияния. Эскимосы с хитрон улыбочкой рассказывали нам, как они шли креститься к русскому шаману с целью получить подарки — чай, сахар, водку, табак. Находились среди них и такие хитрецы, которые с той же целью крести тись по несколько раз. Интересен у эскимосов обряд похорон. Как обычное правило, после смерти чело века считается необходимым его обмыть. Одевают покойника в меховую одежду, со ответственно его полу. Одежду стараются одеть похуже, постарее. Вдоль тела при вязывается палка, которая всегда длиннее тела, и все тело крепко увязывается нерпи чьим ремнем. В некоторых случаях, когда для эскимоса не совсем ясна причина смерти, покойника „вешают”, т. е. берут за при вязанную к телу палку, поднимают вверх и в это время задают вопросы, отчего ѵмер покойник — от дурного глаза, от болезни, от плохого человека и т. д. Если при одном из заданных вопросов покойник становится легким, значит и причиной смерти являлась указанная в вопросе причина. При неясных случаях смерти эскимосы иногда вскрывают покойника. Однажды при невыяснении причин смерти отец умершей молодой девушки попросил нашего врача вскрыть труп. Если смерть произошла зимой, то по койника кладут на нарту, если же летом,— то его несут на руках. Покойника относят километра за два от жилья. Там его разде вают, одежду разрезают на части и при давливают камнями. Нарту, чайники или миски ломают. Убивают любимую собаку покойника, и тут же кладут продукты —чай, сахар, табак. Тело не зарывают, а оставляют лежать на земле. Птицы, песцы и медведи впоследствии заканчивают похороны. Впереди уходящих с места похорон идет кто-нибудь из старших. Идет он не прямо, а старается запутать следы, чтобы покойник не нашел дороги к жилыо, а за ним идут все остальные. Никаких поминок не устраи вается. Нельзя в течение нескольких дней шить в юрте, иначе покойника можно .при шить' — он придет в юрту. В течение года нельзя упоминать имя покойника и назы вать новорожденных его именем. II Живут эскимосы на о-ве Врангеля в юртах, построенных из плавника, проко- папаченных мхом. Если это сооружение на вид чрезвычайно неказисто, то внутри оно еще более неприглядно. Потолок очень низ кий, так что в юрте можно ходить только согнувшись. Пол иногда деревянныл, иногда застланный моржовой шкурой. Если юрта находится в районе, богатом плавником, то в ней есть небольшая железная печка, в противном случае — горят светильни на нерпичьем или моржовом жире. В юрте имеется небольшое окні, в большинстве своем затянутое желудком моржа. В потолке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz