Советская Арктика. 1935, N5.

В. Ф. ВЛАСОВА ЭСКИМОСЫ ОСТРОВА ВРАНГЕЛЯ1 60 ___ Советская А ркт ика . 1935 ■№ 5 I В 1926 г. экспедиционной партией Г. А. Ушакова были завезены на остров Врангеля из бухты Провидения и мыса Уэлен один­ надцать эскимосских семейств. Высаживаясь в 1929 г. на берег острова, мы— вторая смена зимовщиков на острове — с понятным интересом присматривались к тем, с кем нам предстояло прожить долгие годы — к ставшим абоі игенами острова эс­ кимосам. Внешне они нам показались „все на одно лицо". Этому впечатлению безус­ ловно способствовало однообразие цвета и фасона их меховой одежды и обуви. Все одинаково темноволосые, темноглазые, ши­ рокоскулые, они на первый взгляд казались одноликими. Но через непродолжительное время мы стали отчетливо различать харак­ терные внешние физические и духовные черты, отличающие одного эскимоса от дру­ гого, и впоследствии было как-то странно вспоминать, что все они нам казались оди­ наковыми. Эскимосы — довольно высокого роста, к-іепкого телосложения, обладают большой физической силой и выносливостью. У мно­ гих из них почти правильные,приятныечерты лица. Среди девушек много миловидных. Эс­ кимосы талантливы и восприимчивы. Они по­ движны, любят пошутить и подшутить, но это проделывается ими беззлобно, без желания причинить неприятность своему ближнему. У всех большое сознание своего человеческого достоинства. Несмотря на свойственную им вспыльчивость, они добро­ душны и незлобивы. В их языке нет той грязной ругани, которая бытует в европей­ ских языках. Самое сильное ругательство, которое эскимос к тому же редко упо­ требляет, это — .ты не умеешь жить". Эски­ мосы правдивы, и их слову можно верить. По обобщая их положительные свойства, нельзя при этом забывать о вредном влиянии на них капиталистической „цивилизации" 1 Автор настоящего очерка ограничил свою задачу описанием жизни и быта эски­ мосов, обитающих на о-ве Врангеля. Эски­ мосы вСССР живут на Чукотке. Большинство же э с к и м о с о т і живет на севере Северной Америки. Общая численность эскимосского народа— около 30000 человек. Несмотря на небольшое количество эскимосов, живущих в пределах СССР (около 1300 человек), они, как и другие малые народы Севера, получили возможность развития как само­ стоятельная национальность (тузсоветы, школы, рост материального уровня и т. д.). f-едакция в лице проникавших раньше на Чукотку русских и американских купцов. Эта „циви­ лизация” привила им ряд отрицательных сторон. Под влиянием этой же „цивилиза- ции“ патриархально-родовой строй эскимо­ сов дал основательную трещину со всеми вытекающими отсюда последствиями: клас­ совое расслоение, если не резко выражено, то все же достаточно заметно. Представителями кулацко-хишнических элементов среди эскимссов я е л я л и с ь ша­ маны, использовавшие в своих целях суе­ верность своих сородичей, и владельцы главного средства производства примор­ ских чукчей — вельбота. Иногда владелец вельбота и шаман объединялись в одном лице. Среди эскимосов также был развит тип перекупщика. Американские купцы рас­ пространяли свое влияние на приморских чукчей, вглубь же материка к оленным чук­ чам они, как правило, не проникали. И проводниками их товаров, главным образом мануфактуры, ттбака, железных изделий, к оленным чукчам являлись наиболее лов­ кие, изворотливые из приморских чукчей. Американские товары у оленных чукчей обменивались на оленьи шкуры, мясо, а это в свою очередь продавалось приморским чукчам. С советизацией Чукотки был положен конец эксплуатации туземного населения как русскими, так и американскими купцами, а так же •— эксплуатации внутренне й, тузем­ ной. Правда, „внутренний" эксплуататор пытался существовать подполыю и при советской власти, но развитие советской торговли и коллективизация вышибают по­ следние возможности у этих хищников. На о-ве Врангеля мы встретили пред­ ставителей всех этих хищнических тендек- иий--праида,сильно ослабленных.Ко времени нашего приезда на остров шаман еще поль­ зовался авторитетом у эскимосов. И время от времени, особенно перед начинающейся медвежьей или какой-либо другой охотой, в становище, где жил шаман, направлялись нарты, нагруженные различными прино­ шениями. Наследие капитализма—суеверие и религиозные обряды крепки еще были тогда в их обиходе, и много пришлось нам поработать над тем, чтобы ослабить власть шамана. Я не скажу, чтобы зскимосы в ре­ зультате нашей агитации полностью освобо­ дились от его власти и от своих суеверий. Но к концу нашего пребывания на острове все реже и реже шли к шаману нарты,все меньше и меньше становилось приношений. Осво­ бождение из-под власти шамана и различ­ ных суеверий і.собснно резко было заметно у молодого поколения, о чем ниже расскажу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz