Советская Арктика. 1935, N5.

58 Советская А рктика • 1935 • № 5 считывалось еще в 1926 г. всего 6,7°/о, причем у наиболее отдаленных народностей Севера (луораветланы, нганасаны, ямальские ненцы и пр.) число грамотных не достигало и 1°/о. Из этих 160 тыс. человек северных народностей около 300 человек учатся ныне в Институте народов Севера. Десятилетний опыт работы Института народов Севера и в особен­ ности его вузовской ячейки — Североазиатского семинария — на практике доказал, что высшую культуру одинаково легко воспринимают как передовые народы, так и отсталые в культурном отношении народности, совсем еще недавно стоявшие на первобытной ступени развития. Словом, и тут блестящее доказательство лживости и классовой сущно­ сти всех великодержавных и расовых теорий, проповедуемых буржуаз­ ной наукой, твердящей о якобы неспособности северных и вообще куль- турно-отсталых народностей к восприятию высшей культуры. II В настоящее время Институт народов Севера представляет собой мощный учебный и научно-исследовательский комбинат. Учебная деятель­ ность института протекает по линии его основного сектора (техни­ кума), Североазиатского семинария (вузовской части института) и раз­ личного рода курсовых мероприятий. Основной сектор института имеет три отделения: 1) советско-пар­ тийное, 2) педагогическое и 3) экономическое. Целевое назначение основ­ ного сектора, являющегося национальным комплексным техникумом по­ вышенного типа, — подготовка из представителей малых народов Севера работников районного и окружного звеньев. Педагогическое отделение готовит культпросветработников и педагогов северной национальной на­ чальной школы. В соответствии с этими установками также вырабаты­ ваются учебные планы. Учебные планы института (а равно и учебные программы отдельных дисциплин) в должной мере северизированы. При их разработке учтен комплексный и в основном промысловый характер северного хозяйства, отведено солидное место русскому языку, уделено несравненно большее внимание общеобразовательным дисциплинам. В учебные планы введено преподавание северных национальных языков, а также ряда промысловых дисциплин (северное оленеводство, охотоведение, рыболовство и т. д.). Овладеть этими предметами для будущих работников социалистического переустройства Крайнего севера совершенно необходимо. Вузовская ячейка института — Североазиатский семинарий — готовит из представителей народов Севера кадры педагогических работников для северной национальной средней школы и национальных техникумов по северным национальным языкам, русскому языку и литературе. Часть из них подготовляется также и для редакционно-издательской работы в северной национальной печати. Состав студенчества института, по данным на 1 января 1935 г., характеризуется следующими цифрами: общее количество студентов — 300 человек, из них 53 чел. на подготовительном секторе, 229— на основ­ ном и 18— на Североазиатском семинарии. Из общего количества сту­ дентов—218 мужчин (72,7%) и 82 женщины (27,3°/о). В 1926/27 учебном году женщины составляли всего 8°/о, в 1928/29 уч. году только 14°/о. Рост количества женщин в ИНС характерен не только для его подго­ товительного и основного секторов, но и для Североазиатского семинария, где в 1934/35 уч. году на 14 мужчин было 4 женщины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz