Советская Арктика. 1935, N5.
Вчера и сегодня народов Севера О Т Р Е Д А К Ц И И В этом разделе, который должен стать одним из основных в на шем журнале, мы попытаемся осветить все то, что касается истории, фольклора, быта, хозяйственной и культурной жизни малых народов Севера. Лозунг, выдвинутый „Правдой": „знать прекрасную нашу родину“ в отношении нашего журнала преломляется как задача: глубоко и все сторонне осветить жизнь и быт народов, являющихся основным населе нием нашего Крайнего севера, жизнь и быт, меняющиеся на наших глазах в сторону социализма. Это дело сможет быть с успехом выполнено тогда, когда наш актив на местах, когда кадры специалистов-националов, созданные в результате проведения ленинско-сталинской национальной политики, активно включатся в эту необходимую этнографическую работу. „Прошло уже то время, — писала „Правда", — когда на краеведче скую работу смотрели, как на чудачество. Сейчас почти все понимают, что дело это серьезное, полезное". „Людям нашей страны одинаково дороги Красная Москва и далекая Ойротия, нефтяной Баку и Новый Комсомольск на Амуре, заполярная Чукотка и субтропическая Абхазия11. Этот наш новый раздел должен разоблачить всю лживость фашист ской расовой теории о якобы „неполноценности" отсталых народов. Рост материального и культурного уровня северного населения идет невиданными темпами. На 14 языках создана письменность. В сотнях тысяч экземпляров издаются книги на языках северных народов, выра стает своя национальная интеллигенция, растет грамотность, заклады ваются основы новых культур, национальных по форме, социалистиче ских по содержанию. „Вчера и сегодня народов С е в ер а "— так мы назвали этот новый раздел. Вчера — было окутано мраком безграмотности, эксплуатации, бес правия и нищеты. Вчера — это тьма, шаман, суеверия, грязь. Народам Севера, как и другим колониальным народам, буржуазия несла водку, поповский дурман, сифилис, обнищание и вырождение. Общий язык царские слуги находили только с шаманами и местным кулачеством. Если бы не Октябрьская революция, Умка—белый мед в е д ь— коренной житель Крайнего севера — остался бы „белым мед ведем", отсталым, забитым „инородцем". Благодаря Великой пролетар ской революции, благодаря проведению ленинско-сталинской националь ной политики, благодаря братской помощи пролетариев Союза северные народы вовлечены в активную творческую жизнь. Сегодня северных народов — радость творчества, работа на себя, а не на перекупщиков, спекулянтов, работа, озаренная великими пер спективами еще более светлого и радостного завтра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz