Советская Арктика. 1935, N5.
А. И. Минеев. Б елы й медведь собак во все стороны, медведица нетороп ливо удалилась в торосы. Собаки во время потасовки с медвежатами так перепутались в упряжи, что потеряли возможность дви гаться. Пинехак полежал некоторое время, при поднял голову, осмотрелся. Увидев, что медведицы нет, зарядил Винчестер, под нялся и пошел к собакам. Скоро он вер нулся домой. И только четыре дыры на его кухлянке свидетельствовали о том,что он побывал в зубах у смерти. Обычно матуха защищает щенят до по следнего издыхания, но иногда погле не продолжительной .баталии* с собаками она уходит, пользуясь случаем, что собаки за нялись медвежатами. Некоторые промыш ленники пришли к заключению, что не надо пускать за медведицей с ососками больше одной собаки. В таких случаях пес, не об ращая внимания на медвежат, держит взрос лого медведя. Но случается и обратное: пока собака занята матухой, промышленник также, — медвежата уходят. Особенно это случается при охоте в торосах. Медвежата, уходя далеко от этого места, бродят в поисках матери и чего-либо съедобного, пока не натолкнутся на промышленника и тот их не уничтожит. Мне кажется, что оставшиеся от родительницы малыши, сами не могу щие промышлять, должны неизбежно по гибнуть от голода, если не попадут на че ловека. Но туземцы уверяли меня, что мед вежата не погибают, что их подбирают другие медведицы и они ходят с ними на правах кровных щенят. Может быть, это и так, но мне не случалось самому наблю дать такое явление, да и поверить этому трудно. V Для туземцев период охоты на медведя является как бы праздничным периодом. В это время они бросают все дела, как бы они ни были важны, и идут промышлять. Доходность медведя при сдаче в склад только одной шкуры — меньше песца, хотя шкуру медведя расценивают несколько выше шкурки песца, но самая добыча мед ведя сопряжена со многими трудами и под час бывает опасна. Кроме того, добытый медведь отнимает больше времени и труда. В большем стремлении охотиться на мед ведя сказывается спортивное чувство. Охот ник, убивший медведя, чувствует себя ге роем. Промышленник, хорошо и успешно промышляющий медведя, считается лучшим охотником и пользуется большим уваже нием. Когда промышленник упускает мед ведя, он готов плакать, так как он теряет часть уважения. Помнится мне один случай. Летом 1931 г. наш врач Синадский увидал в зрительную трубу невдалеке от берега медведя, стоя щего неподвижно близ воды: медведь, как 41 видно, караулил нерпу. Будучи страстным охотником. Синадский возгорелся желанием убить медведя. Взяв с собой двух или тре>: эскимосов, бывших на фактории, он пошел на вельботе в лед, Синадский и его спут ники сбились с пути и не могли наити медвеля. Несмотря на то, что на вельботе были значительно более опытные охотники, чем Синадский, тем не менее все негодо вание его жены эскимоски Пувзяк было обращено исключительно на него, так как он увидел медведя и пригласил на охоту. Она неотрывно смотрела в трубу за дви жением посудинки. Долго толклись они во льдах в поисках медведя, несколько раз выходили на вершины высоких торосов, но медведя не видели. Наконец, признав тщет ность своих попыток, вельбот повернул обратно. Когда Пувзяк убедилась, что муж ее отказался от мысли добыть медведя, она громко сказала: „Какой такой охотник? Все равно — баба", и, оскорбленная, ушла, не дожидаясь приезда мужа. В ее сознании он действительно оскорбил и осрамил ее в гла зах других женщин — жен охотников. Охота на медведя на острове и на всем побережье Чукотского полуострова регу лируется неписаным законом, которому строго подчиняются все охотники. Закон этот прост: „Медведь принадлежит тому, кто его первым увидел". Неважно, прини мал ли увидевший участие в охоте или нет. Если медведя увидел ребенок, — он принадлежит ребенку. В то время, когда шкура медведя не имела товарной ценности, — она не явля лась большим приобретением; кроме того, сила и свирепость животного при несовер шенстве оружия неизбежно требовали уча стия коллектива охотников для убийства зверя. Натуральные формы хозяйства не могли породить в условиях Севера другого обычая. Когда же шкура приобрела товар ную ценность, то медведь стал столь редок, что этот обычай уже не мешал и поэтому сохранился до сих пор. На Врангеле этот обычай тоже живет, но обилие зверя, с одной стороны, довольно крупная товарная ценность, с другой, посте пенно размывают обычай. Разрушение обы чая идет по пути учащающихся отказов уча ствовать в убийстве .чужих" медведей. Пока это случается только в моменты весеннего хода медведя, когда потеря времени на до бычу .чужого* медведя грозит уменьшением собственною промысла. Тогда .хозяин" мед ведя заинтересовывает приглашаемых в по мощники участием в стоимости шкуры. Такие явления еще не часты, но если в на чале нашего пребывания на острове они почти отсутствовали, то в последующие годы они появились и стали учащаться. В связи с большим количеством медведей, мы наблюдали постепенное исчезновение и другого обычая, связанного с промыслов медведя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz