Советская Арктика. 1935, N5.

А. И. Минеев. Б елы й медведь собак во все стороны, медведица нетороп­ ливо удалилась в торосы. Собаки во время потасовки с медвежатами так перепутались в упряжи, что потеряли возможность дви­ гаться. Пинехак полежал некоторое время, при­ поднял голову, осмотрелся. Увидев, что медведицы нет, зарядил Винчестер, под­ нялся и пошел к собакам. Скоро он вер­ нулся домой. И только четыре дыры на его кухлянке свидетельствовали о том,что он побывал в зубах у смерти. Обычно матуха защищает щенят до по­ следнего издыхания, но иногда погле не­ продолжительной .баталии* с собаками она уходит, пользуясь случаем, что собаки за­ нялись медвежатами. Некоторые промыш­ ленники пришли к заключению, что не надо пускать за медведицей с ососками больше одной собаки. В таких случаях пес, не об­ ращая внимания на медвежат, держит взрос­ лого медведя. Но случается и обратное: пока собака занята матухой, промышленник также, — медвежата уходят. Особенно это случается при охоте в торосах. Медвежата, уходя далеко от этого места, бродят в поисках матери и чего-либо съедобного, пока не натолкнутся на промышленника и тот их не уничтожит. Мне кажется, что оставшиеся от родительницы малыши, сами не могу­ щие промышлять, должны неизбежно по­ гибнуть от голода, если не попадут на че­ ловека. Но туземцы уверяли меня, что мед­ вежата не погибают, что их подбирают другие медведицы и они ходят с ними на правах кровных щенят. Может быть, это и так, но мне не случалось самому наблю­ дать такое явление, да и поверить этому трудно. V Для туземцев период охоты на медведя является как бы праздничным периодом. В это время они бросают все дела, как бы они ни были важны, и идут промышлять. Доходность медведя при сдаче в склад только одной шкуры — меньше песца, хотя шкуру медведя расценивают несколько выше шкурки песца, но самая добыча мед­ ведя сопряжена со многими трудами и под­ час бывает опасна. Кроме того, добытый медведь отнимает больше времени и труда. В большем стремлении охотиться на мед­ ведя сказывается спортивное чувство. Охот­ ник, убивший медведя, чувствует себя ге­ роем. Промышленник, хорошо и успешно промышляющий медведя, считается лучшим охотником и пользуется большим уваже­ нием. Когда промышленник упускает мед­ ведя, он готов плакать, так как он теряет часть уважения. Помнится мне один случай. Летом 1931 г. наш врач Синадский увидал в зрительную трубу невдалеке от берега медведя, стоя­ щего неподвижно близ воды: медведь, как 41 видно, караулил нерпу. Будучи страстным охотником. Синадский возгорелся желанием убить медведя. Взяв с собой двух или тре>: эскимосов, бывших на фактории, он пошел на вельботе в лед, Синадский и его спут­ ники сбились с пути и не могли наити медвеля. Несмотря на то, что на вельботе были значительно более опытные охотники, чем Синадский, тем не менее все негодо­ вание его жены эскимоски Пувзяк было обращено исключительно на него, так как он увидел медведя и пригласил на охоту. Она неотрывно смотрела в трубу за дви­ жением посудинки. Долго толклись они во льдах в поисках медведя, несколько раз выходили на вершины высоких торосов, но медведя не видели. Наконец, признав тщет­ ность своих попыток, вельбот повернул обратно. Когда Пувзяк убедилась, что муж ее отказался от мысли добыть медведя, она громко сказала: „Какой такой охотник? Все равно — баба", и, оскорбленная, ушла, не дожидаясь приезда мужа. В ее сознании он действительно оскорбил и осрамил ее в гла­ зах других женщин — жен охотников. Охота на медведя на острове и на всем побережье Чукотского полуострова регу­ лируется неписаным законом, которому строго подчиняются все охотники. Закон этот прост: „Медведь принадлежит тому, кто его первым увидел". Неважно, прини­ мал ли увидевший участие в охоте или нет. Если медведя увидел ребенок, — он принадлежит ребенку. В то время, когда шкура медведя не имела товарной ценности, — она не явля­ лась большим приобретением; кроме того, сила и свирепость животного при несовер­ шенстве оружия неизбежно требовали уча­ стия коллектива охотников для убийства зверя. Натуральные формы хозяйства не могли породить в условиях Севера другого обычая. Когда же шкура приобрела товар­ ную ценность, то медведь стал столь редок, что этот обычай уже не мешал и поэтому сохранился до сих пор. На Врангеле этот обычай тоже живет, но обилие зверя, с одной стороны, довольно крупная товарная ценность, с другой, посте­ пенно размывают обычай. Разрушение обы­ чая идет по пути учащающихся отказов уча­ ствовать в убийстве .чужих" медведей. Пока это случается только в моменты весеннего хода медведя, когда потеря времени на до­ бычу .чужого* медведя грозит уменьшением собственною промысла. Тогда .хозяин" мед­ ведя заинтересовывает приглашаемых в по­ мощники участием в стоимости шкуры. Такие явления еще не часты, но если в на­ чале нашего пребывания на острове они почти отсутствовали, то в последующие годы они появились и стали учащаться. В связи с большим количеством медведей, мы наблюдали постепенное исчезновение и другого обычая, связанного с промыслов медведя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz