Советская Арктика. 1935, N5.
А В. Свешакоп. Наша зимовка зимовщики терпеливо и старательно вскапы вали твердые снежные заструги. 12 марта Молоков вылетел из Усть-ГІорта и взял курс на Диксон. Диксон связался по радио с самолетом. Оставалось час — полтора до прилета, все население Диксона высыпало на .аэродром", вся Арктика с напряжением ждала своего родного Молокова. Около де сятка собачьих упряжек привезли про мышленников с периферии. Но в этот день Молокову не удалось преодолеть густой туман и пургу, окутав шие район Диксон-бухта широкой непро ницаемой пеленой. Не долетев 200 киломе тров до Диксона, Молоков вынужден был повернуть обратно и опуститься на полярной станции Гольчиха, где в ожидании летной погоды вынужден был просидеть вблизи от цели целых семь дней. Но вот 19 марта установилась летная по года. Василий Сергеевич стартовал из Голь- чихи и через два с половиной часа при землился на аэродроме Диксона. Сколько радости и восторга привез этот человек с собой для зимовщиков! Горы пи сем, посылки, журналы, газеты. Новые пластинки для патефона, приве зенные Молоковвш, прослушивались коллек тивно, и потом отдельные зимовщики на свистывали себе иод нос обретенные вновь мотивы песенок из „Под крышами Парижа*. Долго еще—после окончательного отлета Василия Сергеевича—зимовщики с востор гом вспоминали этот геройский перелет, эти незабвенные радостные, праздничные дни. На острове жизнь между тем текла своим чередом. Полярная ночь сменилась поляр ным днем, и мрачная арктическая природа преобразилась. До боли в глазах сверкала снежная равнина под лучами яркого аркти ческого солнца. Зимовщики вооружились синими и желтыми очками. А солнце рас калялось все сильнее. V Еще осенью 1954 г. за 250 км от острова Диксона у острова Сибиряковз (Кузькин) потерпела аварию шхуна 'Гаймыртреста „Белушатник". Много раз толковали на Диксоне о том, что „Белушатник” надо спасти, да все или нехватало времени и рабочих рук, или не осмеливались итти на это рискованное предприятие. Но вот при ближалась весна. Таймыртрест не принимал никаких мер к спасению, если не всего судна, то хотя бы машины Бонкеллер, стоя щей несколько тысяч золотых рублей. Откладывать больше было невозможно. Лучшие ударники Диксона были отобраны в экспедицию по спасению „Белушатника“. После тщательной подготовки трактор .Сталинец* ЧТЗ, прицепив на буксир гру зовые сани с горючим и оборудованием и построенной для девяти членов экспедиции избушкой, в сопровождении одной упряжки 27 собак на „всякий случаи”, 17 мая вышел с Диксона в продолжительное и необычное для него путешествие по ледяным торосам, по непроторенным дорогам Енисейского за лива. Экспедиция была снабжена всем не обходимым, вплоть до походной радиостан ции. Время на экспедицию было дано 13 дней. „1 июня, —гласил п р и к а з ,— экспедиция должна быть дома, на Диксоне, закончив операцию по спасению шхуны*. Лучшие ударники Диксона еще раз опра вдали свое звание, закончив всю опера цию по спасению машины Бонкеллер, с пе реходами туда и обратно, в десять дней. Шхуна „Белушатник* находилась по палубу под водой, а сверху, почти до мачт была занесена снегом. Со всеми этими трудно стями группа в девять человек справилась блестяще. Водолазы под водоіі провели работу но снятию машины с фундамента и, застропив ее тросами через блоки, при помощи того же трактора извлекли машину наверх. 27 мая экспедиция благополучно верну лась на Диксон, привезя с собою трофеи своих побед. Машина была разобрана по частям, промыта, смазана и упакована в ящики. VI Прилетели в горячей работе нюнь и июль, и наступило „жаркое" в текущем году по лярное лето. Температура воздуха в полдень доходила до -•■- 15 •Ц. Пароходы быстро со всех сторон, с Мур манска и Архангельска, из Владивостока и Ленинграда, из Якутска, Красноярска и То больска, повели наступление на Арктику. Приятные дни ожидания пароходов и забота во что бы то ни стало закончить в срок строительство первого причала. 27 июля в густом как молоко тумане раз дался гудок теплохода „Красноярский рабо чий', первым пришедшего в текущем году па Диксон. Но туман был настолько густой, что увидеть что-либо в море даже на рас стоянии 15 м было невозможно. Пришлось волнуясь, переждать па берегу, когда рассеется туман. Наконец, туман на чал подниматься, и человек тридцать зимов щиков па катерах и шлюпках ринулись на встречу гудящему теплоходу. Громким „ура!“ обменивались зимовщики с первым судном, пришедшим к ним с Боль шой земли. Среди пассажиров теплохода оказалось 13 ударников, приехавших из Днепропетровска, — подарок шефа, проле тариев Днепропетровщины, Диксону. И не бывалое для Арктики явление — приехал заполярный театр артистов-ирофессиона- лов. театр, организованный Политуправле нием Главсевморпути. А 2,5 июля, необычно рано в текущем году, прибыла и первая группа морских парохо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz