Советская Арктика. 1935, N5.

А В. Свешакоп. Наша зимовка зимовщики терпеливо и старательно вскапы­ вали твердые снежные заструги. 12 марта Молоков вылетел из Усть-ГІорта и взял курс на Диксон. Диксон связался по радио с самолетом. Оставалось час — полтора до прилета, все население Диксона высыпало на .аэродром", вся Арктика с напряжением ждала своего родного Молокова. Около де­ сятка собачьих упряжек привезли про­ мышленников с периферии. Но в этот день Молокову не удалось преодолеть густой туман и пургу, окутав­ шие район Диксон-бухта широкой непро­ ницаемой пеленой. Не долетев 200 киломе­ тров до Диксона, Молоков вынужден был повернуть обратно и опуститься на полярной станции Гольчиха, где в ожидании летной погоды вынужден был просидеть вблизи от цели целых семь дней. Но вот 19 марта установилась летная по­ года. Василий Сергеевич стартовал из Голь- чихи и через два с половиной часа при­ землился на аэродроме Диксона. Сколько радости и восторга привез этот человек с собой для зимовщиков! Горы пи­ сем, посылки, журналы, газеты. Новые пластинки для патефона, приве­ зенные Молоковвш, прослушивались коллек­ тивно, и потом отдельные зимовщики на­ свистывали себе иод нос обретенные вновь мотивы песенок из „Под крышами Парижа*. Долго еще—после окончательного отлета Василия Сергеевича—зимовщики с востор­ гом вспоминали этот геройский перелет, эти незабвенные радостные, праздничные дни. На острове жизнь между тем текла своим чередом. Полярная ночь сменилась поляр­ ным днем, и мрачная арктическая природа преобразилась. До боли в глазах сверкала снежная равнина под лучами яркого аркти­ ческого солнца. Зимовщики вооружились синими и желтыми очками. А солнце рас­ калялось все сильнее. V Еще осенью 1954 г. за 250 км от острова Диксона у острова Сибиряковз (Кузькин) потерпела аварию шхуна 'Гаймыртреста „Белушатник". Много раз толковали на Диксоне о том, что „Белушатник” надо спасти, да все или нехватало времени и рабочих рук, или не осмеливались итти на это рискованное предприятие. Но вот при­ ближалась весна. Таймыртрест не принимал никаких мер к спасению, если не всего судна, то хотя бы машины Бонкеллер, стоя­ щей несколько тысяч золотых рублей. Откладывать больше было невозможно. Лучшие ударники Диксона были отобраны в экспедицию по спасению „Белушатника“. После тщательной подготовки трактор .Сталинец* ЧТЗ, прицепив на буксир гру­ зовые сани с горючим и оборудованием и построенной для девяти членов экспедиции избушкой, в сопровождении одной упряжки 27 собак на „всякий случаи”, 17 мая вышел с Диксона в продолжительное и необычное для него путешествие по ледяным торосам, по непроторенным дорогам Енисейского за­ лива. Экспедиция была снабжена всем не­ обходимым, вплоть до походной радиостан­ ции. Время на экспедицию было дано 13 дней. „1 июня, —гласил п р и к а з ,— экспедиция должна быть дома, на Диксоне, закончив операцию по спасению шхуны*. Лучшие ударники Диксона еще раз опра­ вдали свое звание, закончив всю опера­ цию по спасению машины Бонкеллер, с пе­ реходами туда и обратно, в десять дней. Шхуна „Белушатник* находилась по палубу под водой, а сверху, почти до мачт была занесена снегом. Со всеми этими трудно­ стями группа в девять человек справилась блестяще. Водолазы под водоіі провели работу но снятию машины с фундамента и, застропив ее тросами через блоки, при помощи того же трактора извлекли машину наверх. 27 мая экспедиция благополучно верну­ лась на Диксон, привезя с собою трофеи своих побед. Машина была разобрана по частям, промыта, смазана и упакована в ящики. VI Прилетели в горячей работе нюнь и июль, и наступило „жаркое" в текущем году по­ лярное лето. Температура воздуха в полдень доходила до -•■- 15 •Ц. Пароходы быстро со всех сторон, с Мур­ манска и Архангельска, из Владивостока и Ленинграда, из Якутска, Красноярска и То­ больска, повели наступление на Арктику. Приятные дни ожидания пароходов и забота во что бы то ни стало закончить в срок строительство первого причала. 27 июля в густом как молоко тумане раз­ дался гудок теплохода „Красноярский рабо­ чий', первым пришедшего в текущем году па Диксон. Но туман был настолько густой, что увидеть что-либо в море даже на рас­ стоянии 15 м было невозможно. Пришлось волнуясь, переждать па берегу, когда рассеется туман. Наконец, туман на­ чал подниматься, и человек тридцать зимов­ щиков па катерах и шлюпках ринулись на­ встречу гудящему теплоходу. Громким „ура!“ обменивались зимовщики с первым судном, пришедшим к ним с Боль­ шой земли. Среди пассажиров теплохода оказалось 13 ударников, приехавших из Днепропетровска, — подарок шефа, проле­ тариев Днепропетровщины, Диксону. И не­ бывалое для Арктики явление — приехал заполярный театр артистов-ирофессиона- лов. театр, организованный Политуправле­ нием Главсевморпути. А 2,5 июля, необычно рано в текущем году, прибыла и первая группа морских парохо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz