Советская Арктика. 1935, N5.
И. Д . Папанпн. Как мы жили и рабо пали ________________________________ 15 КАК МЫ ЖИЛИ И РАБОТАЛИ (Мыс Челюскина) Год зимовки И. Д. ПАПАНИ И иывшии начальник полярной станции 1 Еще в 1931 г. на мы се Челюскина ничего не было. Но уже на следующий год там выросла одна из обо рудованных станций Севера. Эта станция находится „в воротах” Севморпути, связы вая море Лаптевых и Карское море через пролив Вилькицкого. Первым начальником ее был т. Л. Рузов. Когда мне было предложено поехать начальником одной из полярных станций, я выбрал именно мыс Челюскина. Все внимание обра тил я на тщательный подбор людей и их квалификацию. Осо бенно хотелось закре пить товарищей, р а нее зимовавших со мной на Земле Фран ца-Иосифа, — что, хо тя и с трудом, но удалось сделать. Большинство вопро сов приходилось раз решать нам самим (например, снабжение сапогами, бельем и т. д.). Считаю, что во просами снабжения должны всегда заранее интересоваться не только те, кто снабжает, но и те, кто зимует, а самое главное — сами начальники полярных станций. 19 июля 1934 г. мы вышли на „Сибирякове" с 800 тоннами груза, исключая строитель ные материалы. На Челюскин прибыли 15 августа. С нами были два вездехода-амфибии и четверо саней-прицепов. Вот эти вездеходы и выполнили роль механизированного транс порта при разгрузке парохода. Разгрузка превзошла даже встречный план. Стройматериалы неутомимыми зи мовщиками подавались непосредственно к месту строительства. Еще не ушел „Си биряков*, а зимовщики жили уже в двух домах: один на ІОче- ловек, другой—радио рубка. ГІо плану нам пред стояло застроить пло щадь жилых и других помещений 361,3 кв.м. Нами же застроена площадь в 1090 кв.м. Это составляет 300% данного нам плана. 12 сентября строи тели выехали обратно, и вся остальная работа пелась исключительно силами зимовщиков. Стал выпадать снег, начала учащаться пур га, а приборы и стан ки оставались еще под открытым небом. Все силы бросили на установку оборудова ния. Когда все было под крышей, мы при ступили к отделке жи лых помещений и ла бораторий. Вести работу на воз духе и в помещениях, стало уже трудно без свеѵа — надвигалась полярная ночь, а си ловая станция еще не была готова. Наши техники нашли выход. Они временно использовали переносные аккумуляторы от вездеходов и других аггрегатов. Со бранная батарея давала свет во все дома круглые сутки с нормальным московским напряжением в 120 вольт. Кроме того, на крышах "были установлены 5 прожек торов. Это нам позволило не только ра ботать, но даже и схотиться на террито рии станции. Летчики, механики, радисты и научные работники работали тогда чернорабочими и плотниками: они укладывали 20 кубометров бете на в фундамент. Они в мерзлоте взры вали аммоналом лунки, чтобы лучше свя зать бетон с землей. Люди создавали сна чала материальный фундамент, чтобы воздвигать на нем фундамент своих научных работ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz