Советская Арктика. 1935, N4.
Е. Хациалов и Д. Коптский. Речное и каботажное судостроение 65 Если в отношении крупного речного и рейдового металлического флота мы нашли новые тины судов, то по несамоходному деревянному флоту мы этого еще не имеем, и к навигации 1936 г. придется повторить не всегда удачные типы судов, освоенные нашими верфями. Такая работа вряд ли способна упорядо чить хаос в разнотипности судов со всеми его последствиями. Чтобы изменить это положение, следует провести такие мероприятия: 1. Подвергнуть обсуждению — с участием всех управлений — группы судов и отдель ные входящие в эти группы типы. 2. Выбранные типы утвердить в качестве стандартных для всей системы Гдавсевмор- пути, подробно указав назначение и район плавания для каждого типа. 3. Утвердить для каждого типа судна силовую установку. Особо проработать вопрос установки на малотоннажные само ходные суда газогенераторных силовых аггрегатов. 4. Желательно снабдить каждую группу типов (зверобойные суда, моторно-парус ные транспортные каботажного плавания, речные металлические, речные деревянные, рейдовые и т. д.) соответствующим индек сом; каждому типу судна, входящего в ту или иную группу, присвоить постоянный номер и создать альбом этих стандартных типов. 5. Необходимо установить строгое типо вое строительство судов, исключив всякое нетиповое беспроектное строительство, по мимо необходимого экспериментального су достроения. Все эти ѵероприятия будут эффективны только при условии координации всех во просов судостроения в одном регулирующем центре. III Быстро растущее хозяйство Севера предъ являет нашим верфям большие требования в смысле выпуска необходимого флота, а верфи пока работают плохо. Производи тельность наших верфей недопустимо низка. Конечно, нужно учитывать и низкую техни ческую оснащенность верфеіі, но все же, сравнивая работу и оборудование рядовых верфей деревянного судостроения Нарком- вода, почти не отличающихся по своему состоянию и оборудованию от наших, можно сказать, что повышение производительности наших верфей упирается не только в не обходимость реконструкции. Об этом крас норечивее всего говорят цифры. Если производительность рабочего на наших верфях выражается в 0,15—0,25 грузотонны в день, то верфи Наркомвода при таком же оборудовании добились большего выпуска годовой продукции при производительности рабочего в 0,35—0,50 т. Выпуск продукции за 1934 г. на одной из верфей показывает, что работа на ней но сит характер сезонности (черт. 1). А ведь верфь занимается исключительно новым су достроением и ничего общего с судоремон том не имеет. Результаты работы за первое полугодие 1935 г. (см. черт. 2), говорят о том, что нужного перелома верфь еще не до билась. Несмотря на близость выпуска про дукции к плановым заданиям полугодия, по кривой работе верфи нельзя дать удо влетворительной оценки. Колебания из ме сяца в месяц продолжаются. Это можно ви деть из следующих данных (см. черт. 3). Месячные колебания и зигзаги — резуль тат плохой организации работ, они сви детельствуют об отсутствии оперативной плановости, о наличии элементов штурмов щины в работе. На верфи существуют вредные тенденции, что предприятию, орга низуемому в технически отсталом районе, позволительно, якобы, проходить все этапы новой отрасли производства, без перенесе ния имеющегося опыта с налаженных пере довых производств. Главный инженер отвлечен от непо средственной своей задачи — руководства производством — подсобными операциями, как-то: лесозаготовками, сельским хозяй- Советская Арктика, № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz