Советская Арктика. 1935, N4.

дятся на рейае. В связи с краткостью времени для этих операций, необходимо снабдить рейды мелким обслуживающим флотом — катерами и кунгасами. Кроме того, для рейдов нужны обычные портовые суда — шаланды, понтоны. Развитие речного и каботажного флота выдвигает необходимость создания обору­ дованных и безопасных затонов для зим­ него отстоя судов и для судоремонта. Созда­ ние затонов, равно как и содержание фарва­ тера рек в судоходном состоянии, требует производства землечерпательных работ, т. е. наличия технического флота (землечерпа­ тельных машин, шаланд и т. д.) Кроме этих гидротехнических работ, водные артерии, для поддержания судо­ ходности, нуждаются в обслуживании обста­ новочными знаками, в ведении системати­ ческих работ по гидротехническим изыска­ ниям, по постройке выправляющих фарва­ тер дамб. Все эти работы требуют наличия специальных гидрографических супов. Эти суда будут также работать при обследова­ ниях и изысканиях вновь осваиваемых рек и их бассейнов. Кроме того, рассеянные но всей трассе Севморнути полярные станции нуждаются в удобных средствах водного сообщения с прилегающими районами и транзитными судами и в то же время в обслуживании транспортными средствами своего хозяйства. Эти нужды полярных станций призван обслуживать флот небольших моторных и безмоторных судов типа мотоботов, кате­ ров, шлюпок и т. д. Наконец, универсальность хозяйства Глав- севморпути обязывает обеспечивать спе­ циальным промысловым флотом все виды местной зверобойной (морского зверя) и рыбной промышленности как в откры­ том море, гак и на побережьях и по рекам. Если к атому добавить, что в каждой из указанных групп имеется значительная разнотипность судов, то нетрудно будет составить себе представление о том, на­ сколько велика номенклатура пловсредств Севера. Здесь необходимо отметить еще одно обстоятельство. Значительная часть речных и рейдовых судов Главсевморнути получена от „Комсеверопути" при его ликви­ дации. Разнотипность как по корпусам, гак и по силовым установкам характеризует флот, переданный „Комсеверогіутем”. В Главном управлении Северного мор­ ского пути до сих пор не только не уста­ новлены стандарты оптимальных типов судов, но, пожалуй, положение с разнотип­ ностью судов несколько даже усугубилось. Это привело к тому, что в судах одного только Полярного управления имеется до 22 типов двигателей внутреннего сгорания по фирме и до 28 по мощности. Столь большая разнотипность единиц ■флота не позволяет, конечно, разрешить 64 Советская Арктика '• 1935 • № 4 вопрос о высококвалифицированном обслу­ живающем персонале, не позволяет пра­ вильно организовать судоремонт, борьбу за экономию топлива, затрудняет органи­ зацию эксплуатации, так как трудно выра­ ботать единый правильный измеритель и, наконец, почти невозможно обеспечить своевременно и нужными запчастями все эти моторы. Как происходит пополнение речного флота? Стальное речное и рейдовое судо­ строение для Главсевморнути осуще­ ствляется на заводах Главречпрома, причем к месту эксплуатации часть нз них доста­ вляется в готоиом виде, путем морского перехода, часть завозится в разобранном виде по железной дороге, а затем гужом на реку Лену и достраивается на сборочной верфи Дальстроя (своей сборочной верфи Главсевморпуть пока не имеет). Мелкое стальное судостроение (мореходные и речные катера) производится на заводах Наркомвода. Ряд морских деревянных судов строится на верфи ББК и, наконец, все деревянное, речное, рейдовое и морское судостроение производится на верфях Главсевморпути. 11 Затруднения в размещении заказов на новые суда, консервативность судострои тельной промышленности, высокая стоимость судов, особенно разборных, прежде всего требуют большего внимания в выборе типа судна и количества единиц. В отно шении типажа судов, к сожалению, прихо­ дится базироваться почти исключительно на типах, выпускаемых на сегодняшний день промышленностью, между тем как эти типы нас, конечно, не вполне удовлетво­ ряют. Например, котельные установки, поставляемые промышленностью для наших строящихся судов, имеют поверхность нагрева из расчета 0,4 кв. м на силу, т. е. из такого же расчета, как и для судов евро­ пейских рек, тогда как есть все основания предполагать, что при шуровке на низко­ сортных углях Восточной Сибири и сырых дровах на вновь осваиваемых реках эти котлы не обеспечат давления, необходи­ мого для развития полной мощности меха­ низмов. В плане пополнения речного и рейдового флота Главсевморнути металлическими с у ­ дами (на период до 1939 г.) несмотря на все старания уложиться в типы строящихся Главречпромом, пришлось ввести ряд новых типов судов и новый тип паровой верти­ кальной быстроходной машины в 400 инди­ каторных сил для двухвинтовых рейдовых судов. Удалось добиться согласия Глав­ речпрома на проектирование и изготовле­ ние для нас этих новых типов судов и машин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz