Советская Арктика. 1935, N4.
дятся на рейае. В связи с краткостью времени для этих операций, необходимо снабдить рейды мелким обслуживающим флотом — катерами и кунгасами. Кроме того, для рейдов нужны обычные портовые суда — шаланды, понтоны. Развитие речного и каботажного флота выдвигает необходимость создания обору дованных и безопасных затонов для зим него отстоя судов и для судоремонта. Созда ние затонов, равно как и содержание фарва тера рек в судоходном состоянии, требует производства землечерпательных работ, т. е. наличия технического флота (землечерпа тельных машин, шаланд и т. д.) Кроме этих гидротехнических работ, водные артерии, для поддержания судо ходности, нуждаются в обслуживании обста новочными знаками, в ведении системати ческих работ по гидротехническим изыска ниям, по постройке выправляющих фарва тер дамб. Все эти работы требуют наличия специальных гидрографических супов. Эти суда будут также работать при обследова ниях и изысканиях вновь осваиваемых рек и их бассейнов. Кроме того, рассеянные но всей трассе Севморнути полярные станции нуждаются в удобных средствах водного сообщения с прилегающими районами и транзитными судами и в то же время в обслуживании транспортными средствами своего хозяйства. Эти нужды полярных станций призван обслуживать флот небольших моторных и безмоторных судов типа мотоботов, кате ров, шлюпок и т. д. Наконец, универсальность хозяйства Глав- севморпути обязывает обеспечивать спе циальным промысловым флотом все виды местной зверобойной (морского зверя) и рыбной промышленности как в откры том море, гак и на побережьях и по рекам. Если к атому добавить, что в каждой из указанных групп имеется значительная разнотипность судов, то нетрудно будет составить себе представление о том, на сколько велика номенклатура пловсредств Севера. Здесь необходимо отметить еще одно обстоятельство. Значительная часть речных и рейдовых судов Главсевморнути получена от „Комсеверопути" при его ликви дации. Разнотипность как по корпусам, гак и по силовым установкам характеризует флот, переданный „Комсеверогіутем”. В Главном управлении Северного мор ского пути до сих пор не только не уста новлены стандарты оптимальных типов судов, но, пожалуй, положение с разнотип ностью судов несколько даже усугубилось. Это привело к тому, что в судах одного только Полярного управления имеется до 22 типов двигателей внутреннего сгорания по фирме и до 28 по мощности. Столь большая разнотипность единиц ■флота не позволяет, конечно, разрешить 64 Советская Арктика '• 1935 • № 4 вопрос о высококвалифицированном обслу живающем персонале, не позволяет пра вильно организовать судоремонт, борьбу за экономию топлива, затрудняет органи зацию эксплуатации, так как трудно выра ботать единый правильный измеритель и, наконец, почти невозможно обеспечить своевременно и нужными запчастями все эти моторы. Как происходит пополнение речного флота? Стальное речное и рейдовое судо строение для Главсевморнути осуще ствляется на заводах Главречпрома, причем к месту эксплуатации часть нз них доста вляется в готоиом виде, путем морского перехода, часть завозится в разобранном виде по железной дороге, а затем гужом на реку Лену и достраивается на сборочной верфи Дальстроя (своей сборочной верфи Главсевморпуть пока не имеет). Мелкое стальное судостроение (мореходные и речные катера) производится на заводах Наркомвода. Ряд морских деревянных судов строится на верфи ББК и, наконец, все деревянное, речное, рейдовое и морское судостроение производится на верфях Главсевморпути. 11 Затруднения в размещении заказов на новые суда, консервативность судострои тельной промышленности, высокая стоимость судов, особенно разборных, прежде всего требуют большего внимания в выборе типа судна и количества единиц. В отно шении типажа судов, к сожалению, прихо дится базироваться почти исключительно на типах, выпускаемых на сегодняшний день промышленностью, между тем как эти типы нас, конечно, не вполне удовлетво ряют. Например, котельные установки, поставляемые промышленностью для наших строящихся судов, имеют поверхность нагрева из расчета 0,4 кв. м на силу, т. е. из такого же расчета, как и для судов евро пейских рек, тогда как есть все основания предполагать, что при шуровке на низко сортных углях Восточной Сибири и сырых дровах на вновь осваиваемых реках эти котлы не обеспечат давления, необходи мого для развития полной мощности меха низмов. В плане пополнения речного и рейдового флота Главсевморнути металлическими с у дами (на период до 1939 г.) несмотря на все старания уложиться в типы строящихся Главречпромом, пришлось ввести ряд новых типов судов и новый тип паровой верти кальной быстроходной машины в 400 инди каторных сил для двухвинтовых рейдовых судов. Удалось добиться согласия Глав речпрома на проектирование и изготовле ние для нас этих новых типов судов и машин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz