Советская Арктика. 1935, N4.
Е. ХАЦИАЛОВ и Д. КРИТСКИИ РЕЧНОЕ И КАБОТАЖНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ Е. Хациалов и Д. Коптский. Речное и каботажное с у д о с т р о е н и е _________ I Сибирь, особенно Восточная, имеет бога тую сеть водных артерий, в значительной части не только не освоенную, но и мало изученную. За исключением рек Западноіі Сибири, пересекающих в верхнем, но еще судоходном течении железнодорожную ма гистраль (Обь—Иртыш—Ени( ей), вся масса рек восточной Сибири, начиная от самой крупной — Лены, нигде не имеет выхода к железной дороге. Грузооборот по этим рекам совершается только за счет грузов, перевозимых с железной дороги гужевым путем, как это имеет место на реке Лене с ее притоками. Туда грузы идут гужом от Иркутска до Качуга (240 км) или же путем заброски на эти реки грузов с моря, т. е. Северным морским путем. Для освоения всего этого грузооборота нужен речной флот как самоходных судов, главным образом буксирных, так и несамо ходных, преимущественно деревянных барж и частично лихтеров. Короткие сроки морской транзитной навигации на Севере, недостаточные глуби ны и далеко отступающая от транзитных курсов береговая л и н и я— не позволяют обслуживать ряд пунктов Арктического по бережья крупным флотом. Поэтому необхо димо создать достаточно мощный каботаж ный флот, который развозил бы грузы по побережью. Этот флот должен состоять из сравнительно мелкосидящих моторно-парус ных шхун небольшой грузоподъемности (около 150 тонн), приспособленных одновре менно для перевозки и пассажиров. В западной же части Севморпути для обслуживания устьевых участков рек Оби— Енисея и прилегающих районов, недоступ ных для речных судов, нужны более круп ные суда полуморского, рейдового типа, буксирные и буксиро-товаро пассажирские, которые должны заниматься не мелкой раз возкой грузов, подвезенных на крупных судах, а непосредственно брать грузы для всего района у речных пристаней, распо ложенных возможно выше по рекам. Отно сительно малая осадка этих судов заста вляет строить их двухвинтовыми. Неса моходный тоннаж ьтих судов должен быть с усиленными креплениями рейдового или даже почти морского типа. Почти все порты Севера не имеют обо рудованных причальных линий, и вряд ли можно рассчитывать на их создание в более или менее близком будущем. Поэтому погрузочно-разгрузочные операции прово- ход для морских судов через Надымскую Обь в реку Обь), куда могли бы доставляться с началом навигации до прихода морских судов в Н. Порт заготовленные за год пило материалы. Такое место было обнаружено по Малой Оби в местечке Халас-Пугоре, в 328 км от Н. Порта. Произведенный в 1929 г. первый опыт перегрузки показал, что ввысокую воду у береговХалас-Пугора мог ли одновременно разгружаться 5 лихтеров. В смысле условия подхода— глубины, шири ны, скорости течения и т.д.—это место наибо лее благоприятно. От устья Иртыша до Халас-Пугора пароходы могут сделать до прихода морских судов в Н. Порт не менее і рейсов. Недостаточная и зученн ость лесов Об ского севера, противоречивость данных обследования о сырьевых запасах лишает возможности составить хотя бы пяти летний план их эксплуатации. Поэтому необходимо наиболее тщательно обследо вать леса Кондинского района, а именно: а) по правому берегу реки Конды от Ша- лыма до села Леуши, б) по северному берегу Сатыжинско-Леушинских туманов, левому (Окончание статьи Тарасснкова) берегу реки Евры, в) правому берегу реки Левы, южному берегу Леушинского. тумана1 и реке Леушинке. Одновременно необходимо исследовать реки—Леушинку, Евру, Учинью, Леву и Ту маны—с целью определения их сплавоспо- собности, характера и стоимости мелиора тивных работ. Обследовать следует также леса Сургут ского района по рекам Агану,Ват-Егану, Б. и М. Ьалыку, Кул-егану, Горной протоке, реке Черной у деревни Зенково и урочище Живицы, по верхнему течению реки Ваха, в Ларьякском районе и по р. Назыму—в Са- маровском. В предназначенных к срубке участках надо использовать по возможности всю древес ную массу, с этой целью необходимо опре делить типы и места сооружения лесохими ческих и лесотехнических заводов. 1 Туманы возникали благодаря размыву рыхлых пород, среди которых текут реки,, и образованию котловин-озер, соединенных, с рекой протоками, по-местному .ахами".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz