Советская Арктика. 1935, N4.

Е. ХАЦИАЛОВ и Д. КРИТСКИИ РЕЧНОЕ И КАБОТАЖНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ Е. Хациалов и Д. Коптский. Речное и каботажное с у д о с т р о е н и е _________ I Сибирь, особенно Восточная, имеет бога­ тую сеть водных артерий, в значительной части не только не освоенную, но и мало изученную. За исключением рек Западноіі Сибири, пересекающих в верхнем, но еще судоходном течении железнодорожную ма­ гистраль (Обь—Иртыш—Ени( ей), вся масса рек восточной Сибири, начиная от самой крупной — Лены, нигде не имеет выхода к железной дороге. Грузооборот по этим рекам совершается только за счет грузов, перевозимых с железной дороги гужевым путем, как это имеет место на реке Лене с ее притоками. Туда грузы идут гужом от Иркутска до Качуга (240 км) или же путем заброски на эти реки грузов с моря, т. е. Северным морским путем. Для освоения всего этого грузооборота нужен речной флот как самоходных судов, главным образом буксирных, так и несамо­ ходных, преимущественно деревянных барж и частично лихтеров. Короткие сроки морской транзитной навигации на Севере, недостаточные глуби­ ны и далеко отступающая от транзитных курсов береговая л и н и я— не позволяют обслуживать ряд пунктов Арктического по­ бережья крупным флотом. Поэтому необхо­ димо создать достаточно мощный каботаж­ ный флот, который развозил бы грузы по побережью. Этот флот должен состоять из сравнительно мелкосидящих моторно-парус­ ных шхун небольшой грузоподъемности (около 150 тонн), приспособленных одновре­ менно для перевозки и пассажиров. В западной же части Севморпути для обслуживания устьевых участков рек Оби— Енисея и прилегающих районов, недоступ­ ных для речных судов, нужны более круп­ ные суда полуморского, рейдового типа, буксирные и буксиро-товаро пассажирские, которые должны заниматься не мелкой раз­ возкой грузов, подвезенных на крупных судах, а непосредственно брать грузы для всего района у речных пристаней, распо­ ложенных возможно выше по рекам. Отно­ сительно малая осадка этих судов заста­ вляет строить их двухвинтовыми. Неса­ моходный тоннаж ьтих судов должен быть с усиленными креплениями рейдового или даже почти морского типа. Почти все порты Севера не имеют обо­ рудованных причальных линий, и вряд ли можно рассчитывать на их создание в более или менее близком будущем. Поэтому погрузочно-разгрузочные операции прово- ход для морских судов через Надымскую Обь в реку Обь), куда могли бы доставляться с началом навигации до прихода морских судов в Н. Порт заготовленные за год пило­ материалы. Такое место было обнаружено по Малой Оби в местечке Халас-Пугоре, в 328 км от Н. Порта. Произведенный в 1929 г. первый опыт перегрузки показал, что ввысокую воду у береговХалас-Пугора мог­ ли одновременно разгружаться 5 лихтеров. В смысле условия подхода— глубины, шири­ ны, скорости течения и т.д.—это место наибо­ лее благоприятно. От устья Иртыша до Халас-Пугора пароходы могут сделать до прихода морских судов в Н. Порт не менее і рейсов. Недостаточная и зученн ость лесов Об­ ского севера, противоречивость данных обследования о сырьевых запасах лишает возможности составить хотя бы пяти­ летний план их эксплуатации. Поэтому необходимо наиболее тщательно обследо­ вать леса Кондинского района, а именно: а) по правому берегу реки Конды от Ша- лыма до села Леуши, б) по северному берегу Сатыжинско-Леушинских туманов, левому (Окончание статьи Тарасснкова) берегу реки Евры, в) правому берегу реки Левы, южному берегу Леушинского. тумана1 и реке Леушинке. Одновременно необходимо исследовать реки—Леушинку, Евру, Учинью, Леву и Ту­ маны—с целью определения их сплавоспо- собности, характера и стоимости мелиора­ тивных работ. Обследовать следует также леса Сургут­ ского района по рекам Агану,Ват-Егану, Б. и М. Ьалыку, Кул-егану, Горной протоке, реке Черной у деревни Зенково и урочище Живицы, по верхнему течению реки Ваха, в Ларьякском районе и по р. Назыму—в Са- маровском. В предназначенных к срубке участках надо использовать по возможности всю древес­ ную массу, с этой целью необходимо опре­ делить типы и места сооружения лесохими­ ческих и лесотехнических заводов. 1 Туманы возникали благодаря размыву рыхлых пород, среди которых текут реки,, и образованию котловин-озер, соединенных, с рекой протоками, по-местному .ахами".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz