Советская Арктика. 1935, N4.

Советская Арктика - 1935-М 4 шее же время должны развернуть большую работу по реконструкции экономики и быта малых народов Севера. Октябрьская революция освободила туземное население Севера из тюрьмы народов, каковой была царская империя. Благодаря п р о в е ­ дению ленинско-сталинской национальной политики эти народы, при царизме обреченные на вырождение и вымирание, были возвращены к новой, светлой социалистической жизни. Советская полярная станция, советская фактория, культбаза, ту з сов е т— это политико-экономичі^ские и культурные центры для возрождающихся народов Севера. Расширение деятельности Главсевморпути и рост капиталовложений в строительство Крайнего севера в 1936 году открывают новые и большие перспективы п еред местным населением. „Открылась новая страница в истории Севера. Он начинает служить всему Советскому Союзу" (Шмидт). Советская Арктика становится обжитым краем, и, раскрывая свои богатства, она начинает в о звращать народному хозяйству Союза затраченные на нее капиталы. Анализируя победы, одержанные нами на Крайнем севере, видно, как далеко шагнули мы вперед. И планы, и мечты, и дерзания у нас такие, на которые не способны д аже самые энергичные люди буржуаз­ ного класса. Вот недавно нашим Издательством выпущена интересная книга канадского полярника В. Стефанссона „Гостеприимная Арктика". В этой книге Стефанссон не без успеха доказывает, что в Арктике можно жить „за счет местных ресурсов". Стефанссон удачно и правильно развенчивает легенды об Арктике, он и здевается над „ужасами", рас­ пространяемыми об этой стране, он смеется над теми, которые говорят о якобы безжизненности, пустынности Крайнего севера. Но, ратуя за всеобщее признание возможности обжить Арктику , Стефанссон реко ­ мендует полярникам-зимовщикам спуститься до материально-бытового уровня эскимосов. Окрашенная в оптимистические тона книга Стефанссона есть вместе с тем выражение отчаяния, которое охватывает лучших людей капи т а ­ листического общества. Разочарованные в буржуазной „культуре" и „цивилизации", эти люди готовы убежать на край света, стать робин- зонами XX века, лишь бы быть вдали от гнили и смрада отжившего строя. Несмотря на оптимизм автора, Арктика Стефанссона далеко не так гостеприимна, как он пытается ее рисовать. Она становится и станет действительно гостеприимной только у нас, где наша коллективная работа базируется на социалистическом плане. Не робинзонами мы идем в Арктику. Наш поход — не бегство от современной культуры. Мы идем и пойдем туда идейно и организаци­ онно-спаянными коллективами, чтобы работать и вместе с тем жить культурно; чтобы помочь отсталым народам Севера подняться как можно скорее на уровень социалистической экономики и культуры. Не тюлений жир, а лампочку Ильича—на Крайний север! Не сн еж ­ ные хижины — наш идеал, а хорошие, теплые и культурные дома! Ме ­ ханизацию, автотранспорт, авиацию, радио, культуру — вот что несем м ы—■партийные и беспартийные большевики — на Север, народам Севера! Книга Стефанссона — песнь и хвала оптимизму, храбрости. Стефанс­ сон часто любит повторять, что „лучшим полярным путешественником оказывается тот, кто обладает наибольшим запасом оптимизма". Но оп­ тимизм Стефанссона— деляческий оптимизм. Как это ни странно, часто он является следствием своеобразного фатализма. Вот почему, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz