Советская Арктика. 1935, N4.
Советская Арктика - 1935-М 4 шее же время должны развернуть большую работу по реконструкции экономики и быта малых народов Севера. Октябрьская революция освободила туземное население Севера из тюрьмы народов, каковой была царская империя. Благодаря п р о в е дению ленинско-сталинской национальной политики эти народы, при царизме обреченные на вырождение и вымирание, были возвращены к новой, светлой социалистической жизни. Советская полярная станция, советская фактория, культбаза, ту з сов е т— это политико-экономичі^ские и культурные центры для возрождающихся народов Севера. Расширение деятельности Главсевморпути и рост капиталовложений в строительство Крайнего севера в 1936 году открывают новые и большие перспективы п еред местным населением. „Открылась новая страница в истории Севера. Он начинает служить всему Советскому Союзу" (Шмидт). Советская Арктика становится обжитым краем, и, раскрывая свои богатства, она начинает в о звращать народному хозяйству Союза затраченные на нее капиталы. Анализируя победы, одержанные нами на Крайнем севере, видно, как далеко шагнули мы вперед. И планы, и мечты, и дерзания у нас такие, на которые не способны д аже самые энергичные люди буржуаз ного класса. Вот недавно нашим Издательством выпущена интересная книга канадского полярника В. Стефанссона „Гостеприимная Арктика". В этой книге Стефанссон не без успеха доказывает, что в Арктике можно жить „за счет местных ресурсов". Стефанссон удачно и правильно развенчивает легенды об Арктике, он и здевается над „ужасами", рас пространяемыми об этой стране, он смеется над теми, которые говорят о якобы безжизненности, пустынности Крайнего севера. Но, ратуя за всеобщее признание возможности обжить Арктику , Стефанссон реко мендует полярникам-зимовщикам спуститься до материально-бытового уровня эскимосов. Окрашенная в оптимистические тона книга Стефанссона есть вместе с тем выражение отчаяния, которое охватывает лучших людей капи т а листического общества. Разочарованные в буржуазной „культуре" и „цивилизации", эти люди готовы убежать на край света, стать робин- зонами XX века, лишь бы быть вдали от гнили и смрада отжившего строя. Несмотря на оптимизм автора, Арктика Стефанссона далеко не так гостеприимна, как он пытается ее рисовать. Она становится и станет действительно гостеприимной только у нас, где наша коллективная работа базируется на социалистическом плане. Не робинзонами мы идем в Арктику. Наш поход — не бегство от современной культуры. Мы идем и пойдем туда идейно и организаци онно-спаянными коллективами, чтобы работать и вместе с тем жить культурно; чтобы помочь отсталым народам Севера подняться как можно скорее на уровень социалистической экономики и культуры. Не тюлений жир, а лампочку Ильича—на Крайний север! Не сн еж ные хижины — наш идеал, а хорошие, теплые и культурные дома! Ме ханизацию, автотранспорт, авиацию, радио, культуру — вот что несем м ы—■партийные и беспартийные большевики — на Север, народам Севера! Книга Стефанссона — песнь и хвала оптимизму, храбрости. Стефанс сон часто любит повторять, что „лучшим полярным путешественником оказывается тот, кто обладает наибольшим запасом оптимизма". Но оп тимизм Стефанссона— деляческий оптимизм. Как это ни странно, часто он является следствием своеобразного фатализма. Вот почему, когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz