Советская Арктика. 1935, N4.
Электрификация должна служить основой механизации также и речного и каботажного морского флота. Д о сих пор речные суда наименее механизированы. В работе северных речных путей это стано вится причиной срыва многих планов и работ. На северных реках нет не только механизированных пристаней, но и вообще нет никаких пристаней. Пристают прямо к берегу. Отсутствием механизации страдает и мелкий каботажный морской флот. Морские шхуны, которые должны грузиться и разгружаться часто в открытом море, для которых дорога каждая ми н у т а— эти шхуны со вершенно не механизированы. На них по большей части нет д аже электрического освещения. Грузовые лебедки, брашпили, трюмные и пожарные помпы, как правило, ручные. Частично механизированы только большие шхуны норвежского типа, но их механизмы (как, например, на шхунах „Темп", „Нажим", „Ленсовет" и др.) старомодны и несовер шенны. При малочисленной команде они имеют по нескольку вспомо гательных двигателей с запальными шарами, требующих для запуска много времени, ременные и цепные передачи и другие „усовершенствова ния" прошлого столетия. Необходимо механизировать каботажный п о лярный флот по последнему слову техники. Источниками электроэнергии арктических предприятий, располо женных на морском побережье, а также и д л я морских и части речных судов, ввиду значительной сложности водоснабжения, должны служить не паровые, а д и з е л ь н ы е у с т а н о в к и . Зимой на всем побережье Ледовитого океана (а для морских судов и круглый год) получить прес ную воду в больших количествах бывает чрезвычайно трудно. Пресные источники промерзают до дна, равно как и пресные водохранилища, а искусственное таяние снега или льда — операция слишком т р у д о емкая. Дизеля имеют еще одно весьма ценное в арктических условиях свойство — быстрый пуск в ход. Нашей тяжелой промышленности не обходимо немедленно освоить производство мелких дизелей и диз ель ных аггрегатов. Они нужны будут не только в Арктике, но и на всех других участках нашего социалистического хозяйства. Единственным не достатком дизелей является потребность в привозной пока нефти. Пока — так как уже обнаружены месторождения нефти на побережье Ледовитого океана, а следовательно, дизеля в Арктике, вероятно, скоро будут обеспечены своим местным топливом. Тиксинский опыт в то же время показал, что пар не должен вообще изгоняться из арктического хозяйства. Наличие вечной мерзлоты делает необходимым широкое применение паровой иглы в строительных работах и паровых буров при научных исследованиях. Нами был пр од е лан опыт применения центрального отопления в маленьком деревянном домике арктической зимовки. Была использована охлаждающая вода от двигателей нашей электростанции для отопления мастерских. Несмотря на то, что радиаторов в нашем распоряжении не было, а заменены они были простыми газовыми трубами, опыт дал прекрасные результаты, показав полную применимость парового отопления деревянных домов в Арктике. Какую экономию топлива это может дать, насколько это обезопасит зимовки от пожаров и сколько труда сбережет эго поляр никам, трудно даже подсчитать. Интересные результаты в условиях Арктики может дать также применение дерева в качестве материала для остовов механизирован ных устройств — перегружателей, кранов, мостов и других сооружений. Дерево в Арктике мало подвержено гниению, запасы его расположены Советская Арктика № 4 ^ А . В. Балицкий. Механизация в Арктике 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz