Советская Арктика. 1935, N4.

48 Советская Арктика ■193^ - Л» 4 вательно, в проблему освоения площадки включается и устройство при­ чалов. Разгрузка на шлюпках и катерах, как это применялось до сих пор, при больших стройках неприменима. Д л я рейдовой же разгрузки, хотя бы при помощи баржей, необходимы причалы, иначе разгрузка настолько затягивается, что часто срывает все намеченные планы. Далее идут основные строительные работы, т. е. свайные, плот­ ничные, арматурные, бетонные, каменные, сборка металлических конструк­ ций и работа т ак называемых подсобных предприятий, т. е. приготовле­ ние тех или других материалов и деталей сооружений (карьеры, кирпичные заводы, лесопилки и проч.). Все эти процессы т акже весьма трудоемки. Если мы даже допустим, что в Арктике будут применяться только деревянные конструкции, то и тогда необходимо механизировать не только процесс распиловки леса, но и самые плотничные работы. При пуске материала в дело необходимо механизировать (электрическая или пнев­ матическая механизация) плотничный инструмент, т. е. ввозить механи­ ческие буравы, рубанки, механические ручные пилы. Особой и чрезвычайно трудоемкой группой являются горнопромы­ шленные работы, требующие, помимо механизации всех перечисленных уже операций, также механизации своих специальных работ: бурения, откачки, врубовых работ, транспортирования породы и т. д. Особого внимания требует механизация транспорта, как сухопут­ ного, ибо настала уже пора пересесть с собачьей и оленьей нарты на гру зовик и трактор ,1 так и морского и речного. Мелкий морской и почти весь речной (за исключением отдельных лихтеров) транспорт совершенно не механизирован. II Опыт нашей полярной работы показал, что основой механизации строительных, погрузочно-разгрузочных и горных работ должна явиться широкая электрификация хозяйства и производства. Электрическая энергия требует наименьшего количества обслуживающего персонала. Линии электропередачи , электромоторы и электроинструменты меньше всего страдают от условий северного климата, обладая в этом отношении большими преимуществами по сравнению с паром, сжатым воздухом и отдельными самостоятельными приводами от двигателей внутреннего сгорания. Электромоторы современных конструкций позволяют широко поль ­ зоваться электроприводами на самых разнообразных машинах. Они кроме того легче и дешевле, нежели паровые машины или двигатели внутреннего сгорания. Электроэнергия в периоды наименьшего ее по ­ требления производственными установками (в темное время зимы, по ночам, во время пурги и т. д.) может быть использована для удовл е т ­ ворения бытовых нужд зимовщиков. А именно это даст возможность нашим зимовкам, несмотря на их отдаленность, стать вполне кул ь тур ­ ными городками. В электрических машинах потребуются и наименьшие переделки для их приспособления к условиям Арктики. Эти переделки потребуются только в отношении герметичности и противосыростной изоляции. 1 П р и м е ч а н и е р е д а к ц и и . Это положение мы считаем неправильным. Развивая механический транспорт, мы не можем и не должны отказываться от оленьего и собачьего транспорта. Вопросу местного транспорта редакция посвятит специальный раздел в одном из следующих номеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz