Советская Арктика. 1935, N4.
48 Советская Арктика ■193^ - Л» 4 вательно, в проблему освоения площадки включается и устройство при чалов. Разгрузка на шлюпках и катерах, как это применялось до сих пор, при больших стройках неприменима. Д л я рейдовой же разгрузки, хотя бы при помощи баржей, необходимы причалы, иначе разгрузка настолько затягивается, что часто срывает все намеченные планы. Далее идут основные строительные работы, т. е. свайные, плот ничные, арматурные, бетонные, каменные, сборка металлических конструк ций и работа т ак называемых подсобных предприятий, т. е. приготовле ние тех или других материалов и деталей сооружений (карьеры, кирпичные заводы, лесопилки и проч.). Все эти процессы т акже весьма трудоемки. Если мы даже допустим, что в Арктике будут применяться только деревянные конструкции, то и тогда необходимо механизировать не только процесс распиловки леса, но и самые плотничные работы. При пуске материала в дело необходимо механизировать (электрическая или пнев матическая механизация) плотничный инструмент, т. е. ввозить механи ческие буравы, рубанки, механические ручные пилы. Особой и чрезвычайно трудоемкой группой являются горнопромы шленные работы, требующие, помимо механизации всех перечисленных уже операций, также механизации своих специальных работ: бурения, откачки, врубовых работ, транспортирования породы и т. д. Особого внимания требует механизация транспорта, как сухопут ного, ибо настала уже пора пересесть с собачьей и оленьей нарты на гру зовик и трактор ,1 так и морского и речного. Мелкий морской и почти весь речной (за исключением отдельных лихтеров) транспорт совершенно не механизирован. II Опыт нашей полярной работы показал, что основой механизации строительных, погрузочно-разгрузочных и горных работ должна явиться широкая электрификация хозяйства и производства. Электрическая энергия требует наименьшего количества обслуживающего персонала. Линии электропередачи , электромоторы и электроинструменты меньше всего страдают от условий северного климата, обладая в этом отношении большими преимуществами по сравнению с паром, сжатым воздухом и отдельными самостоятельными приводами от двигателей внутреннего сгорания. Электромоторы современных конструкций позволяют широко поль зоваться электроприводами на самых разнообразных машинах. Они кроме того легче и дешевле, нежели паровые машины или двигатели внутреннего сгорания. Электроэнергия в периоды наименьшего ее по требления производственными установками (в темное время зимы, по ночам, во время пурги и т. д.) может быть использована для удовл е т ворения бытовых нужд зимовщиков. А именно это даст возможность нашим зимовкам, несмотря на их отдаленность, стать вполне кул ь тур ными городками. В электрических машинах потребуются и наименьшие переделки для их приспособления к условиям Арктики. Эти переделки потребуются только в отношении герметичности и противосыростной изоляции. 1 П р и м е ч а н и е р е д а к ц и и . Это положение мы считаем неправильным. Развивая механический транспорт, мы не можем и не должны отказываться от оленьего и собачьего транспорта. Вопросу местного транспорта редакция посвятит специальный раздел в одном из следующих номеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz