Советская Арктика. 1935, N4.

Хозяйство Крайнего севера А. В. Ь АЛИЦКИЙ МЕХАНИЗАЦИЯ В АРКТИКЕ I В апреле 1935 г. на страницах газеты „За индустриализацию" и на совещании работников Арктики с работниками тяжелой промышленности в редакции этой газеты ряд руководителей Главсевморпути и выдающихся полярников заявил о необходимости использовать в своей работе на Крайнем севере новейшие достижения современной техники. В своем выступлении Отто Юльевич Шмидт ярко обрисовал размах хозяйственной и научной работы в Арктике и то разнообразие специальных задач, которое стоит перед Главсевморпутем в работе по освоению Крайнего севера. Механизация работ приобретает в Арктике о с о б о е значение. О. Ю. Шмидт отмечал, что содержание людей в Арктике обходится дорого и что поэтому мы должны начинать не столько с заселения, сколько с высокой техники, в первую очередь—с механизации. Вследствие специфических естественных условий Арктики (короткое лето, вечная мерзлота, морозы, пурга, бездорожье и пр.), большинство работ, связанных с промышленным и транспортным строительством, транспортными операциями, особенно трудоемко. По наблюдениям, про ­ веденным в бухте Тикси, при одинаковом техническом вооружении одни и те же операции требуют в Арктике в полтора-два раза больше рабочего времени, нежели в центральных областях Союза, а на ряд работ затрачивается даже в 4 — 5 раз больше рабочей силы. Опыт работы в бухте Тикси в 1933 и 1934 гг. в то же время по ­ казал, что большинство трудоемких процессов поддается механизации в Арктике, как и в любом другом уголке земного шара. Конечно, Крайний север требует и специальных приспособлений, а в ряде случаев ему нужны даже особые типы машин. Хозяйственное освоение Крайнего севера приходится начинать с строительства. Но строительство нельзя понимать так, как э то понималось в первые два года работы Главсевморпути , т. е. как сборку заготовленных в Архангельске деревянных домиков. Строи ­ тельство требует в первую очередь освоения площадки, что связано с определенными земляными работами. В арктических условиях нередко необходимо проведение осушения, обязательно проведение хотя бы и примитивных дорог. Без дорог никакие серьезные строительные работы невозможны. Одновременно с освоением площадки и устройством дорог встает вопрос о погрузочно-разгрузочных работах. Это также чрезвычайно трудоемкий процесс и по условиям Арктики — чрезвычайно срочный. Нельзя забывать о том, что для перевозки массовых грузов Арк ­ тика обслуживается исключительно водными путями сообщения. Следо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz